Интегрированный урок (художественная литература + лепка) по теме "Дикие животные нашего леса"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины.
  • Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Показать приёмы оформления вылепленной фигурки дополнительными элементами.
  • Учить детей чувствовать и понимать характер образов произведения, эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов, вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.
  • Воспитывать интерес к жизни диких животных.

Словарная работа: Активизировать словарь на тему "Дикие животные нашего леса": зайчонок, пушистый, куцый (хвост), осторожный, плутовка и т. д.

Предварительная работа: Чтение сказки "Волк и лиса", обр. И. Соколова-Микитова. Чтение рассказов о жизни животных наших лесов. Беседы об особенностях покрытия их тела (шерсть, колючки).

Оборудование, материалы: Текст стихотворения Н. Рубцова "Про зайца", пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки бумажные, лески, спички без головок, бусинки, композиция леса из пластмассовых деревьев.

Ход занятия

Внимание! Внимание! Желающие совершить увлекательное путешествие в мир животных, просим вас занять свои места! Автобус отправляется! Куда? Догадайтесь. Отгадайте загадку и узнайте, куда нас сегодня умчит весёлый автобус.

Встал стеною до небес
Перед нами чудо ... (лес)

– Да, мы сегодня поедем с вами в лес. А кого мы там можем встретить? А вот послушайте, кого встретил там поэт Николай Рубцов.

Заяц в лес бежал по лугу.
Я из лесу шел домой,-
Бедный заяц с перепугу
Так и сел передо мной

Так и обмер, бестолковый,
Но, конечно, в тот же миг
Поскакал в лесок сосновый,
Слыша мой весёлый крик.

И ещё, наверно, долго
С вечной дрожью в тишине
Думал где-нибудь под ёлкой
О себе и обо мне.

Думал, горестно вздыхая,
Что друзей-то у него
После дедушки Мазая
Не осталось никого.

– Кого встретил Николай Рубцов в лесу?

– Что произошло с зайцем, когда он увидел поэта?

– Какой заяц в стихотворении Николая Рубцова?

– А как вы думаете, какое настроение у этого стихотворения?

– Ребята, пока мы с вами разговаривали, наш автобус подъехал к лесу.

(Предлагаю детям подойти к столу. На столе стоят пластмассовые деревья.)

– Мы недавно с вами прочитали русскую народную сказку, и я захотела встретить в лесу... Как вы думаете, кого? Отгадайте загадку.

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её... (лиса)

(Выставляю на стол в лесок вылепленную из пластилина лису. Загадываю ещё одну загадку.)

Есть у нас такой обычай -
Ходим стаей за добычей,
Прячемся у тёмной ёлки,
Кто мы – лисы или волки?

(Выставляю на стол вылепленного из пластилина волка.)

– А какого животного вы вылепите – узнаете, если отгадаете загадку.

Что за зверь лесной?
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы?

– А давайте поможем нашим ребятам выбрать животного, которое они смогут сами слепить (совместная помощь детям, у которых слабо развита моторика). Отгадайте загадку.

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки не одной.

(Спрашиваю, как выглядит заяц, и каким способом его лучше слепить. Уточняю и обобщаю ответы детей, создавая на доске маркером ( или на фланелеграфе) рисунок из частей (чтобы разделить пластилин на нужное количество частей).

– У зайца самая большая часть тела – это туловище, оно напоминает яйцо; голова небольшая, круглая, чуть сплюснутая; уши длинные, на кончиках заострённые, хвостик куцый – короткий и круглый. Мой зайчик лежит на животике, поэтому лапки чуть выглядывают из-под туловища.

– Давайте вместе с вами подумаем, на сколько частей нужно разделить брусок пластилина, чтобы слепить зайца.

– Посмотрите, все ли части одинакового размера? Да, туловище самое большое, поэтому нужно отрезать стекой половину бруска пластилина.

– А из оставшегося кусочка получаются все остальные части. Поделим его пополам; половинка для головы и ушей, половинка для лапок. Сколько у зайца лапок? Разделим этот кусочек на четыре равные части.

– Сейчас мы все вместе проверим, хорошо ли нам удалось подготовить материал для лепки зайчиков.

– Покажите, из чего будем лепить туловище?

– Найдите материал для лапок.

-Что выйдет из оставшегося кусочка? (голова и уши). Этот кусочек вы поделите на части сами, и сами придумаете, как лучше слепить голову и длинные уши.

– Когда слепите, не забудьте, что зайцу нужны глазки, усики. Для этого подберите самостоятельно материал в коробочке.

(Предлагаю детям вспомнить, как мы лепили ёжиков и слепить ёжика.) Когда дети слепили, показываю вылепленного зайчика и говорю:

– Это я – зайчишка – плутишка, вы знаете, куда подевалась моя пушистая шубка? Я совсем замёрз! Что же нам делать? Как зайчику помочь?

(Беру стеку и процарапываю короткие штрихи на его спине, будто рисую шерстку. Дети рисуют шерстку на своих зайчиках.)

Я беру у ребёнка ёжика и говорю:

– Я, ёжик, ни головы, ни ножек! Но где же мои колючки? Как я буду защищаться от лисы? Как, ребята, мы можем ему помочь? (Вместе выбираем материал для колючек).

– Молодцы! Теперь и наш зайчик не замёрзнет и ёжик будет защищён. И мы можем поместить наших зверей в лес.

– А какие звери ещё живут в лесу? На следующем занятии мы с вами слепим лося или белку и тоже поселим в наш лес, а вы после занятия можете подойти и поиграть (Как звери живут в лесу).

(Приглашаю детей сесть в автобус, чтобы отправится обратно, а по дороге предлагаю спеть песенку про ёжика.)

Физкультминутка: Зайке холодно сидеть,

Зайке голодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем в присядку.
Чтоб не мёрзли лапки.