Ознакомление детей с окружающей и социальной действительностью

Разделы: Работа с дошкольниками


Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагогии родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом может быть построена и театрализованная деятельность.

Единодушны ученые лишь в одном — формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.

Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитываются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются:

  • в физическом развитии и социальном поведении;
  • в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;
  • в проявлении агрессии и многом другом.

Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям-женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.

Цель занятия: Закрепить представления детей о том, что такое семья. Познакомить с некоторыми особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье. Воспитывать в мальчиках уважительное, внимательное отношение к женщинам и девочкам, стремление оказывать им посильную помощь; у девочек заботливое отношение ко всем окружающим, стремление к аккуратности и порядку.

Оборудование:

  • Чудесный мешочек с игрушками.
  • Разрезные картинки.
  • Раскраски, цветные карандаши.
  • Куклы с одеждой.
  • Правила поведения.
  • Картинки с изображением разных видов спорта.
  • Картина «Семья».

Музыкальное сопровождение: Песня «Из чего же сделаны девчонки».

Ход занятия

(Звучит песня «Из чего же сделаны девчонки»)

Ребенок: Эй, девчонки, эй, мальчишки проходите скорее все сюда. (входят дети)

Воспитатель: Проходите девочки и мальчики. Не зря нас встречала эта песня, про мальчишек и девчонок. Ребята, а у вас хорошее настроение?

Дети: (отвечают)

Воспитатель: Мы с вами одна большая семья?

Дети: Да.

Воспитатель: А живем мы дружно?

Дети: Да.

Воспитатель: Раз у вас хорошее настроение, то нам поможет стать еще дружнее пальчиковая гимнастика.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики (каждый пальчик в кружок)
И с вами мы подружимся (пальцы в замочек и в стороны)
Маленькие пальчики (пальцы в замочек)

Воспитатель: Ну вот, с пальчиками поздоровались, а теперь давайте поздороваемся с гостями.

Дети: Здравствуйте, добрый день, доброе утро.

(Входит герой – Дюдюка)

Дюдюка: Ну вот со всеми поздоровались, а со мной нет. (подходит к детям)

Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашим гостем. (дети здороваются) А ты кто?

Дюдюка: Я – Дюдюка.

Воспитатель: Какое необычное имя, и выглядишь ты как то странно? А ты кто мальчик или девочка?

Дюдюка: Не знаю кто я. А что бывают мальчики и девочки?

Воспитатель: Да бывают, у нас тут и мальчики и девочки. А ты откуда такой взялся?

Дюдюка: Я из страны Бодюдюндии, у нас там все такие.

Воспитатель: А что в вашей стране нет ни мальчиков, ни девочек, как же вы различаете друг друга? Кто о вас заботится, кто вас защищает?

Дюдюка: Не знаю кто такие мальчики и кто такие девочки.

Воспитатель: Отгадай загадки, ты сразу узнаешь, есть ли в вашей стране мальчики и девочки.

1. Носят футболки, рубашки, брюки и шорты, кепки, шляпы, ботинки и кеды. Любят играть в футбол и хоккей. Кто это?

Дюдюка: не знаю

Воспитатель: Ребята помогайте, это … (мальчики)

2. Любят красить глазки, губки. Носят туфли на каблучках, платья, юбочки, бантики, заколки. Любят играть с куклами. Кто это?

Дюдюка: не знаю

Воспитатель: Дюдюка всех людей можно разделить на две группы-мужчины и женщины. А ты знаешь кто это?

Мужчины и женщины отличаются по поведению.

Дюдюка: Это как?

Воспитатель: Мужчины-рыцари, они должны:

  1. Помогать носить женщинам тяжелые сумки, вещи.
  2. Заходя в помещение – снимают головные уборы.
  3. Помогают женщинам спускаться по лестнице.
  4. Подают руку, помогая выходить из транспорта.
  5. Уступают место в транспорте.
  6. Защищают.

Ребята, мужчины они какие? (смелые, сильные, воспитанные)

А женщины – леди!

  1. Готовят.
  2. Убирают.
  3. Стирают.
  4. Воспитывают детей.

Какими бывают женщины? (слабыми, нежными, красивыми, заботливыми, грациозными)

Воспитатель: Да ребята, сложная у нас задача. Нужно помочь Дюдюке разобраться в этом трудном вопросе. Ребята как вы думаете, чем отличаются мужчины от женщин?

Дети: Выглядят по разному. (одежда)

Дюдюка: Это как?

Воспитатель:

  1. носят разную одежду
  2. по строению тела (у мужчин: усы, борода, высокий рост, плоский живот, широкая грудь; у женщин: нежная кожа, круглые очертания, большая грудь, длинные волосы.)
  3. по именам

Дюдюка: Это что это? Как это?

Воспитатель:

Ребята давайте все вместе научим Дюдюку. Повторяй за нами.

1, 2, 3, 4 – кто сейчас у нас в саду?
1, 2, 3, 4, 5 – всех могу пересчитать,
Лиза, Ксюша… (перечисляю всех детей на занятии по именам) – вот и все наши друзья.

Мужчины – сильные, у них много мышц, а женщины – слабые, нежные, красивые, гибкие, стройные.

Чтобы стать сильными женщины и мужчины занимаются спортом.

Ребята, каким спортом занимаются женщины? (гимнастика, танцы, фитнес, фигурное катание.) (рассматривание фотографий)

А мужчины? (бокс, штанга, хоккей, футбол)

А у тебя в Бадюдюндии есть друзья, чтоб занимались спортом?

Дюдюка: Нет, у нас все одинаковые, такие как я. У меня есть два друга, вот они.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Дюдюке правильно выбрать, что должны одевать мальчики, а что должны одевать девочки. Как они должны выглядеть. А ты смотри и запоминай.

Игра «Одень друга и подружку Дюдюки» (одеть бумажных кукол, выбрать им лицо, прическу, одежду)

Дюдюка: Ой какие они стали красивые, я тоже так хочу. Я дома тоже всех научу одеваться и делать такие забавные прически.

Воспитатель: Дюдюка ты выбрал кто ты, мальчик или девочка?

Дюдюка: Нет, еще не знаю.

Воспитатель: А почему ты всегда говоришь не знаю?

Дюдюка: А у нас все в семье незнайкины.

Сколько у вас игрушек. Я так люблю играть в игрушки.

Воспитатель: Да у нас много игрушек. У нас есть волшебный мешочек, хочешь узнать с какими игрушками играют мальчики и девочки?

Игра «Волшебный мешочек»

Вот давай посмотрим, какую игрушку ты выбрал. Кто с такой игрушкой играет мальчик или девочка?

Дюдюка: не знаю.

(дети по очереди достают игрушки из мешочка и объясняют, кто с этой игрушкой играет)

Дюдюка: Надо запомнить, значит мальчики играют с машинами, а девочки с куклами.

Воспитатель: С игрушками ребята играют пока они маленькие, а вот когда они вырастут и станут взрослыми, как папы и мамы, они будут работать, приобретут интересную профессию.

Дюдюка: Как это работать? А что у них разные профессии?

Воспитатель: Профессии – это любимое дело. Профессии бывают разные. Вот сейчас ребята будут собирать картинки, и ты узнаешь, где работают мужчины, а где работают женщины.

Игра «Разрезные картинки»

Дюдюка: Я обязательно запомню, что взрослые должны работать и иметь профессию.

Воспитатель: А ты кем хочешь стать? Ты кто мальчик или девочка?

Дюдюка: Я наверное буду мальчиком, они же сильные, храбрые, смелые. Или нет, лучше я стану девочкой, я люблю петь, танцевать, играть с куклами. Или все же мальчиком… (думает)

Воспитатель: Пока ты думаешь, ребята сейчас для тебя разукрасят вот этих принцесс и принцев. Чтобы ты наконец то понял, как должны одеваться мальчики и девочки.

Игра «Раскрась картинку»

Дюдюка: Ой, мне уже пора возвращаться домой, спасибо вам ребята, я все расскажу своим друзьям, как должны выглядеть мальчики и девочки. До свидания!