Направления здоровьесберегающих технологий в детском саду ЦО № 1877 "Люблино" ЮВОУО г. Москвы

Разделы: Работа с дошкольниками


В Национальной доктрине образования (Постановлением Правительства РФ от 04.10.00г. № 751) воспитание здорового образа жизни рассматривается, как одна из основных задач образования.

Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.

Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. Впервые в Законе «Об образовании» РФ сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольное учреждение создается им в помощь.

В России сложилась крайне отрицательная демографическая ситуация, когда каждое поколение родившихся по численности меньше поколения своих родителей и не может восполнить убыли населения. Такой тип воспроизводства населения не отмечался ни в одной стране мира, даже во время войны. Этот пример говорит о социальной катастрофе, связанной, прежде всего, с национальной безопасностью и состоянием здоровья будущего поколения России.

В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписанное президентом России В.В. Путиным постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показывает беспокойство государства за будущее страны. Значимость данной проблемы определена в Законе «Об образовании» (подраздел 2, ст.1, ч.1), Федеральной программе развития образования, Концепции модернизации российского образования, Национальной доктрине образования, в Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1991 г.).

Существенные перемены в социальной, экономической и социокультурных сферах вызывают соответствующие изменения в жизнедеятельности всего общества.

Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как здоровье определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

  • организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
  • психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
  • учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.

Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.

Насколько современные педагоги готовы реализовывать в образовательном процессе принципы здоровьесберегающих технологий?

Насколько они открыты сотрудничеству с медиками?

Способны ли вести диалог с родителями и предпринимать совместные действия по сохранению и укреплению здоровья детей?

Анализ сложившейся ситуации дает весьма печальные ответы на поставленные вопросы.

Во-первых, существует низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Сейчас все чаще можно услышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Такой подход освобождает самого человека от необходимости "работать над собой". Культурный же человек, как отмечал И.И. Брехман, "не должен допускать болезни, особенно хронической, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени".

Во-вторых, имеет место "забалтывание" проблемы здоровья. Существует такой педагогический феномен: обсуждая какую-либо проблему, рассматривая ее со всех сторон, человек снимает часть внутреннего напряжения, возникшего в связи с этой проблемой. В результате боль, озабоченность становятся меньше. Реальная деятельность в направлении решения возникшей сложной проблемы подменяется рассуждениями на эту тему. Но ситуация не разрешается, т. к. только размышлениями и рассуждениями проблему не решить. Организуя деятельность по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, формированию у них культуры здоровья, следует помнить о существовании данного феномена, не подменять деятельность рассуждения о ней.

В-третьих, можно констатировать сужение понятия "здоровье". Существует более 300 определений здоровья. В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Анализ современного состояния практики, исследования специалистов, разработанность теоретических вопросов в практической науке показывает, что 75 % болезней взрослых закладывается в детстве, каждый 4 ребенок дошкольного возраста болеет ОРВИ в течение года более 4 раз. Только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми, среди отстающих учеников 85-90 % отстают не из-за лени, а вследствие плохого состояния здоровья. Но так как сегодняшняя педагогическая практика ставит физическое и психическое развитие детей на второй план, возникла необходимость в перестройке и обновлении оздоровительной работы, создании комплексной системы развития и воспитания здорового ребенка, разработке основных направлений построения здоровьесберегающей жизнедеятельности детей и сведении разрозненных планов и программ в единую модель «Здоровый ребенок».

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

В ГОУ Центра образования № 1877 определяющими являются составляющие элементы медико-профилактической технологии

цель:

Данные технологии обеспечивают сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими правилами и нормами

  • разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
  • организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста,
  • физического развития дошкольников,
  • закаливания;
  • организация профилактических мероприятий в детском саду;
  • организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
  • организация здоровьесберегающей среды в ДОУ

составляющие элементы в физкультурно-оздоровительные технологии

воспитателем по физической культуре и медицинской сестрой по ЛФК выстраиваются в соответствии определенными целевыми установками и выбором направлений,

целю которых является:

развитие физических качеств и двигательной активности детей

  • становление физической культуры дошкольников,
  • дыхательная гимнастика,
  • ЛФК, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
  • воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье

- Для ребенка, как и для взрослого необходима эмоционально благоприятная обстановка в группе, и в учреждении.

В обеспечение социально-психологического благополучия ребенка мы выделяем:

цель:

Обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду.

Специалистами психолого-педагогического направления используются:

  • технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка: элементы песочной, арт-терапии, тестопластика, игры с водой, психогимнастика, занятия детей в сенсорной комнате, психомоторная коррекция и т.д.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

В настоящее время разработаны:

  • положение о центре содействия здоровью детского сада ЦО № 1877 «Люблино»;
  • модель организации Центра содействия здоровью в ЦО № 1877 «Люблино» (детский сад):
  • план организация здоровьесберегающего пространства и педагогической деятельности и психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ.

Значимым в работе детского сада является организация и сопровождение адаптационного периода детей раннего и младшего дошкольного возраста. Щадящий режим пребывания в группе, постепенный приход детей, совмещенный график работы воспитателей, ежедневное психолого-педагогическое сотрудничество психолога, воспитателей с детьми и родителями способствует определению психологического комфорта в ДОУ. Рассматривая психологический комфорт в детском саду, как один из ведущих показателей качества дошкольного образования на протяжении 8 лет педагоги адаптируют, изменяют и совершенствуют технологию адаптационного периода. Данные материалы представлены в окружном экспериментальном исследовании: « Психологическое сопровождение детей раннего возраста в детском саду».

Особенно хочется отметить, что на положительные показатели адаптации детей раннего возраста влияет активная работа специалистов в рамках консультативного пункта. В настоящее время ведется усиленная психо-просветительская работа с родителями и мероприятия по предупреждению эмоционального напряжения у ребенка.

Большое внимание в детском саду уделяется организации спортивных мероприятий: соревнований эстафет, физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста на воздухе. Значимым является привлечение родителей в проводимые физкультурно-оздоровительные досуги «Папа, мама, я – спортивная семья», спортивные состязания « две команды- воспитатели и родители».

Приоритетным в работе воспитателей является реализация задач формирования нравственного здоровья у детей дошкольного возраста. В группах проводятся нравственно-этические досуги, вечера литературно-театрального содержания «Музыкальная и театральная гостиная», « Мама - солнышко мое», «В гостях у писателей», активное участие принимают в эти мероприятиях родители.

Понимание необходимости содействия здоровью детей в детском саду является ведущей линией образовательной деятельности, включая всех субъектов воспитательного процесса: родителей, детей, педагогов, направленной на реализацию и внедрение здоровьесберегающих технологий развития.

Литература:

  • Алямовская В. Новые подходы к планированию образовательной работы в детском саду //Управление ДОУ, N3, 2002г.
  • Богина Т., кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца Мамина школа. Здоровье – прежде всего. - 2007 г.
  • Сократов Н. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. -М.: ТЦ» Сфера», 2005 г.