Пожарные на ученье (конкурс знатоков)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: обобщить представления детей о труде пожарных, формировать навыки безопасного поведения в быту, учить адекватным действиям в пожароопасных ситуациях, отрабатывание правил поведения при пожаре.

Задачи:

  • познакомить с правилами противопожарной безопасности, сформировать привычку их соблюдения;
  • развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, уметь слушать, быть дисциплинированными, давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам;
  • углублять и расширять знания об охране жизни людей;
  • развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.

Предварительная работа:

  • беседы с детьми на тему «Если возник пожар», «Правила поведения при пожаре», «Пожароопасные ситуации в доме», «Оказание первой медицинской помощи при ожогах» и другие;
  • опыты «Опасная свеча», «Опасные спички»;
  • дидактические игры «Наши помощники», «Что необходимо пожарному?», «Горит – не горит»;
  • сюжетно-ролевые игры «Пожарная часть», «МЧС – служба спасения»;
  • физическое развитие: эстафета «Полоса препятствий»;
  • обучение ролевому диалогу с диспетчером службы спасения;
  • знакомство с планом эвакуации;
  • практические занятия по эвакуации из помещения группы;
  • экскурсия в пожарную часть.

Материал и оборудование:

  • фланелеграф, фишки, 2 набора цифр (от 0 до 9), 10 кукол,
  • атрибуты для танцевальной композиции,
  • дипломы для награждения команд, памятные подарки.

Ход мероприятия

Ведущий. Огонь – это тепло, свет, пища, защита от врагов. Человек обожествлял его, слагал о нём мифы и песни. С силой бушующего огня очень трудно справиться! Но есть люди, чья профессия – побеждать огонь, спасая людей попавших в беду. Они бесстрашны, сильны, тренированны, самоотверженны. Как же называют людей этой профессии?

Дети. Пожарные.

Ведущий. Верно, пожарные. А сейчас отгадайте загадку. Отгадав её, вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.

Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит,
Он от злости ест дрова,
Может час, а может два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь.
Что это?

Дети. Огонь.

Ведущий. Всегда ли огонь сердитый и злой?

Дети. Если огонь помогает обогреться, приготовить пищу – он добрый и т.д.

1-ый ребёнок.

А без доброго огня обойтись нельзя ни дня.
Он надёжно дружит с нами: гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя поднимает словно флаг.

2-ой ребёнок.

Нам огонь хороший нужен.
И за то ему почёт,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печёт!

Ведущий. Чтобы огонь приносил нам только радость и пользу, мы должны уметь правильно с ним обращаться. Сегодня у нас «Конкурс знатоков пожарной безопасности», в котором будут участвовать две команды. Я предлагаю вам назвать команды «Смелые» и «Отважные». У меня есть эмблемы для команд. Сейчас капитаны подойдут и выберут для своих команд название.

/Капитаны команд выбирают эмблемы./

Ведущий. Итак, сегодня в конкурсе участвуют команда «Смелые» и команда «Отважные». Разрешите представить жюри…. Жюри будет внимательно следить за вашими ответами и отмечать правильные. Наш конкурс начинается.

I тур.

Вопросы первой команде:

  • В чём состоит работа пожарных?

/Ответ. Пожар легче предупредить, чем потушить. Поэтому пожарные обследуют каждое здание, без их разрешения не возводится ни один новый дом – не строятся ни фабрика, ни завод, не появляется новый строительный материал. Пожарные обследуют склады, магазины, гостиницы, кафе, рестораны и везде проверяют пожарную безопасность./

  • По какому номеру телефона вызывают пожарную бригаду и на чём передвигаются пожарные к месту пожара?

/Ответ. Если вы почувствовали запах гари, увидели дым или огонь, немедленно звоните по телефону «ноль-один», вызывая пожарную бригаду. В распоряжении пожарных специально оснащённые пожарные машины. Они ярко-красного цвета со складной лестницей на крыше. Когда они мчатся по улицам, то все другие машины уступают им дорогу, заслышав громкий звук пожарной сирены./

  • Назовите причины возникновения пожара.

/Ответ. Пожар может случиться из-за неисправной электропроводки, причиной пожаров бывает и непотушенная сигарета, т забытый включенный утюг, и детская игра со спичками./

Вопросы второй команде:

  • Какую одежду носят пожарные?

/Ответ. Пожарные носят специальную одежду, защищающую их от огня и дыма. На голове у них стальная каска. Штаны и куртка сшиты из толстого брезента, на ногах – прочные и удобные сапоги. Ведь пожарный бесстрашно идёт в огонь./

  • Чем пожарные тушат бушующее пламя?

/Ответ. Заливают водой из специальных шлангов. Их называют «рукавами». Воду в шланги накачивает насос, который пожарные привозят на пожарной машине. Кроме того, пожар тушат специальной пеной, содержащейся в огнетушителях./

  • Назовите правила поведения при пожаре в доме?

/Ответ.

  1. Позвонить пожарным или сообщить взрослым.
  2. Отключить электроприборы от сети.
  3. Закрыть окна и двери, исключить приток воздуха в помещение.
  4. Если помещение заполнилось дымом, смочите водой тряпку и, прикрыв ею рот и нос, покиньте помещение.
  5. Не спускайтесь из горящего здания на лифте, если есть пожарная лестница, воспользуйтесь ею./

Ведущий. А сейчас пока жюри подводит итоги этого тура, я предлагаю вам послушать несколько стихотворений.

/Дети старшей группы читают стихотворения о пожарных./

Ведущий. Наш конкурс продолжается.

II тур.

  • Вспомните пословицы и поговорки о пожаре и огне.

- Спички – не игрушки, огонь – не забава.

- Спичка – невеличка, а огонь от неё великан.

- Солома с огнём не дружит.

- Не шути с огнём – обожжёшься.

- Малая искра сжигает города.

- Пожар слезой не зальёшь.

- От копеечной свечи Москва сгорела.

  • А теперь, ребятки, попробуйте отгадать загадки.

- Стоит дом, пятьдесят сестричек в нём,

Посоветую я детям – не играйте с домом этим. /спичечный коробок/

- В маленьком амбаре лежит пожар в пожаре. /коробок спичек/

- Красная корова всю солому поела. /огонь/

- Головка золотая. Слеза восковая.

Как солнце горит, как снег тает. /свеча/

Ведущий. На этом второй тур заканчивается. Я вам предлагаю немного отдохнуть и посмотреть музыкальную композицию «Отважные пожарные».

/Дети подготовительной к школе группы исполняют музыкальную композицию «Отважные пожарные»./

Ведущий. И снова конкурс продолжается. Предоставляем слово жюри.

А сейчас переходим к эстафете.

1. «Пожарный номер – 01» (участвуют 5 детей)

Детям необходимо поочерёдно добежать до стола составить номер пожарной части, взять трубку телефона и сообщить о пожаре, правильно и чётко называя адрес, где заметили дым или огонь (…во дворе дома разожгли костёр, за домом горит трава, загорелся гараж во дворе дома по улице…)

2. «Спаси куклу» (участвуют 5 детей).

Напомнить правила поведения во время пожара (нельзя прятаться под кроватями и других труднодоступных местах, выбираясь из задымлённого помещения, нужно, как можно ниже пригибаться к полу).

На финише куклы (по количеству участников). Игроки каждой команды поочерёдно должны проползти, «спасаясь от дыма», до «места пожара», бережно взять куклу и «вынести из огня», совершив обратный путь ползком.

Ведущий. Пока жюри подводит итоги конкурса, предлагаю всем вместе поиграть. Я буду задавать вопросы, а вы хором должны отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья!» или промолчать.

Будьте внимательны:

  • Кто услышав запах гари, сообщает о пожаре?
  • Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар! Горим!»?
  • Кто из вас шалит с огнём, утром, вечером и днём?
  • Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
  • Кто от маленькой сестрички прячет дома, дети, спички?

Молодцы! А сейчас музыкальная пауза.

/Проводится музыкальная игра «Если весело живётся, делай так…»/

Ведущий. Итак, приступаем к последнему туру нашего конкурса.

Сейчас я буду произносить фразу, и если вы считает, что я говорю правильно, хлопните в ладоши. Если вы со мной не согласны, сидите тихо (поочерёдно обеим командам).

  • Уходя из дома, необходимо гасить свет.
  • Если взрослых дома нет, можно взять спички и немного поиграть.
  • Незнайка утром смотрел телевизор и решил его не выключать, когда уходил: «Всё равно вечером приду и буду смотреть».
  • Загорелся Кошкин дом, она спряталась под кровать.
  • Если случится пожар, я позвоню по номеру «25».
  • Уходя из дома, я проверю все электроприборы, чтобы они были выключены.

/Жюри подводит итоги конкурса. Детям вручаются дипломы и памятные подарки./

Стихотворения о пожарных

В дни ясные, ненастные на пламя и угар
Летят машины красные пожар, пожар, пожар.
Команда очень дружная в готовности всегда
Работа очень нужная. Беда, беда, беда!
Мгновения опасные нельзя там долго ждать.
Летят машины красные спасать, спасать, спасать.
Летят машины красные команда тут как тут.
У всех сердца прекрасные в огне людей спасут.

Пожарная машина Н.Пикулева

Пожарная машина проснулась по тревоге.
Пожарная машина помчалась по дороге.
Туда, где плачут дети, туда, где дым и жар.
И раздувает ветер пожар, пожар, пожар.
Не страшно ей нисколько огню в глаза смотреть.
Но только бы, но только бы успеть, успеть, успеть.
Найти того, кто в доме, и вырвать из огня!
Надёжная команда сидит внутри меня…

Правила пожарной безопасности

  • Никогда не берите в руки спички, не играйте с огнём.
  • Не разводите костры в подвалах и на чердаках.
  • Разводите костёр в лесу только вместе со взрослыми и только на подготовленном для этого месте, а уходя, гасите его и заливайте водой.
  • Не пользуйтесь самостоятельно электроприборами.
  • Ничего не вставляйте в электроразетки.
  • Не пользуйтесь самостоятельно газовой плитой.
  • Если всё-таки случился пожар, звоните «01». Чётко, спокойно, медленно назовите свой адрес, не забудьте указать подъезд и этаж, а потом немедленно покиньте квартиру.