Элективный курс "Модуль – это просто" для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов

Разделы: Математика


Реализация идеи обновления старшей школы, заключающейся в существенном расширении возможности выбора каждым школьником индивидуальной образовательной программы в соответствии с его интересами и послешкольными жизненными планами, предполагает введение на старшей ступени общего образования профильного обучения.

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Для рациональной и успешной организации профильного обучения в старшей школе необходимо на второй ступени общего образования создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащегося в отношении профилирующего направления собственной учебно-познавательной или иной социально востребованной деятельности.

Предпрофильная (допрофильная) подготовка – это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной ступени относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования).

Значительное место в предпрофильной подготовке занимают курсы по выбору.

Элективный курс предпрофильной подготовки – обязательный для посещения учебный курс по выбору учащихся, направленный на выбор или уточнение профиля дальнейшего обучения и (или) пути дальнейшего образования.

Предлагаемый элективный курс рассчитан на учащихся 9 классов общеобразовательных школ.

Данный курс предусматривает ориентацию на профессии, связанные с математикой, выбор профиля дальнейшего обучения, формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей.

Элективный курс “Модуль – это просто” позволит школьникам систематизировать, расширить и укрепить знания, связанные с модулем, подготовиться для дальнейшего изучения тем, использующих это понятие, повысить уровень математической подготовки через решение большого класса задач.

Понятие модуля числа (абсолютной величины) является одной из важнейших характеристик числа как в области действительных, так и в области комплексных чисел.

Это понятие широко применяется не только в различных разделах школьного курса математики, но и в курсах математики, физики и технических наук, изучаемых в вузах. Например, в теории приближенных вычислений используются понятия абсолютной и относительной погрешности приближенного числа. В математическом анализе понятие абсолютной величины числа содержится в определениях таких понятий как предел, ограниченная функция и др. Задачи, связанные с модулем, часто встречаются на математических олимпиадах, ЕГЭ.

Основным направлением модернизации математического школьного образования является отработка механизмов итоговой аттестации через введение единого государственного экзамена. В заданиях ЕГЭ по математике с кратким ответом (часть В), а также с развернутым ответом (часть С) встречаются задачи с модулем.

Появление таких заданий на экзаменах далеко не случайно, так как с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащихся и их математической культуры.

Задачи, связанные с модулем часто встречаются на математических олимпиадах, на вступительных экзаменах в вузы.

Решению задач с модулем в школьной программе уделяется мало внимания. Большинство учащихся либо вовсе не справляются с такими заданиями, либо приводят громоздкие выкладки. Причиной этого является отсутствие системы заданий по данной теме в школьных учебниках (программой школьного курса математики не предусмотрены обобщение и систематизация знаний о модуле, его свойствах, полученных учащимися за весь период обучения). В связи с этим и возникла необходимость в разработке и проведении элективного курса “Модуль – это просто”.

Элективный курс по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов посвящен систематическому изложению учебного материала, связанного с понятием модуля числа и аспектами его применения. В нем рассматриваются различные методы решения уравнений и неравенств с модулем, основанные на его определении, свойствах и графической интерпретации. Значительное внимание уделено вопросам построения графиков функций, содержащих модуль, приложения модуля к преобразованиям корней.

Для курса характерна практическая направленность. Его основное содержание составляют учебные задачи. Часть из них приводится с полным решением, иллюстрирующим тот или иной метод. Другие задачи предлагаются для самостоятельной работы. Проверка заданий для самостоятельного решения осуществляется на занятии путем указания способа решения и называния ответа. Изложение практических приемов решения сопровождается необходимыми теоретическими сведениями. Основные формы организации учебных занятий: эвристическая беседа, практикум, семинар-практикум, работа в группах, практическая работа, исследовательская деятельность учащихся. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки. Курс является открытым, в него можно добавлять новые фрагменты, развивать тематику или заменять какие-либо разделы другими.

Элективный курс “Модуль – это просто” направлен на подготовку учащихся к обучению в классах физико-математического, физико-химического, химико-биологического, социально-экономического, информационно-технологического профилей и рассчитан на 17 часов.

Цели курса: развитие у учащихся умения сделать ответственный выбор профиля и способа дальнейшего обучения, повышение уровня математической подготовки школьников, создание в совокупности с основными разделами курса базы для развития способностей учащихся, формирование устойчивого интереса к предмету.

Задачи курса:

  • помочь учащимся оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
  • сформировать у учащихся систему знаний по теме “Модуль”;
  • сформировать навыки применения знаний по теме “Модуль” при решении разнообразных задач различной степени сложности;
  • сформировать навыки самостоятельной работы, сформировать умения и навыки исследовательской работы;
  • сформировать навыки работы со справочной литературой, с компьютером;
  • способствовать развитию алгоритмического и логического мышления учащихся;
  • способствовать формированию познавательного интереса к математике.

Требования к уровню усвоения учебного материала

В результате изучения программы элективного курса “Модуль – это просто” учащиеся должны знать и понимать:

  • определение модуля числа, основные свойства модуля числа;
  • геометрический смысл модуля;
  • алгоритмы решения уравнений и неравенств, содержащих модуль;
  • правила построения графиков функций, содержащих модуль.

Уметь:

  • точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
  • применять изученные алгоритмы для решения соответствующих заданий;
  • преобразовывать выражения, содержащие модуль;
  • решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;
  • читать и строить графики функций, аналитическая запись которых содержит знак модуля.

Изучение курса завершается выполнением итоговой проверочной работы и защитой исследовательских и творческих работ.

Возможные критерии оценок

По итогам окончания курса даётся оценка учебных достижений учащихся.

Оценку можно проводить в баллах:

- прослушал, ознакомлен – 1 балл,

- знает материал – 2 балла,

- применяет (проекты, творческие работы, отчеты по итогам исследовательской работы) – 3 балла.

Эффективность элективного курса определяется с помощью анкетирования, которое проводится на последнем занятии, опроса учащихся, их родителей. При этом учитывается интерес учащихся к изучению курса, а также, насколько элективный курс помог учащемуся самоопределиться к профилю.

Кроме того, эффективность преподавания элективного курса может быть подтверждена:

- анализом отметок учащихся, выбравших соответствующий профиль, по предметам, связанным с элективным курсом;

- количественным анализом набранных учащимися баллов (1, 2, 3);

- количественным и качественным анализом проведенных исследовательских работ, творческой деятельности учащихся на элективном курсе;

- результатами участия школьников в олимпиадах, конференциях, конкурсах.

Приложение