Технология создания компетентностно-ориентированных заданий по литературе

Разделы: Литература


Развитие познавательных и коммуникативных способностей учащихся является важнейшей составляющей любого образовательного процесса. Умение обработать и систематизировать полученную информацию, создать письменный документ любой структуры, вести диалог – неоценимые качества современного человека. На практике же мы видим совсем иную картину.

Задача школы – готовить конкурентоспособных людей, обладающих умением мыслить нестандартно, способных добиться успеха в любой области. Считаю, что работа по развитию познавательных и коммуникативных способностей обучающихся должна быть постоянной и носить практическую направленность. Сохранить мотивацию к обучению помогают мне компетентностно-ориентированные задания.

Существует следующая структура подобного задания: стимул – задачная формулировка – источник информации – форма отчёта.

Стимул создает контекст задания и мотивирует на его выполнение. Задачная формулировка представляет собой планирование деятельности обучающегося, а источник информации ориентирует ученика на работу либо по конкретному произведению, либо позволяет ему обратиться к статьям в СМИ. Кроме текстовой информации могут быть сведения в виде таблицы, графика, схемы, даже музыки. Результаты познавательной деятельности имеют различную форму отчёта: таблицу, рисунки, памятки, руководства. Подобное многообразие отчётности зависит от формулировки задания.

Зная структуру компетентностно-риентированных заданий, можно переформулировать любые вопросы учебника. Покажем это на конкретных примерах.

Мои ученики изучают литературу по учебнику Меркина Г. С. «Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. В 1 части учебника на странице 42 после изучения сказки «Царевна-лягушка» предложены такие вопросы: «О чем эта сказка? Кто её герои? Кто помогает Ивану-царевичу найти Василису Премудрую? Есть ли в сказке присказка, зачин, концовка? Есть ли повторы, эпитеты, гиперболы, и какую роль они выполняют?» Согласитесь, подобные вопросы требуют односложного ответа и не активизируют самостоятельную учебную деятельность школьника.

Опираясь на «Методическое пособие «Разработка компетентностно-ориентированных заданий по учебным предметам», разработанное в АНО «Центр Развития Молодежи» города Екатеринбурга, мной был создан целый блок вопросов к сказке «Царевна-лягушка».

Стимул был сформулирован следующим образом: «На Всемирный День Чтения вас как специалиста по русским народным сказкам попросили выступить с докладом для учащихся 3-4–х классов на тему «Особенности волшебных сказок».

Следующим этапом работы учителя становится разработка задачных формулировок с включением источника информации и формы отчёта.

Необходимо помнить, что, используя компетентностно-ориентированные задания, учитель формирует информационную и коммуникативную компетенции обучающегося.

Так при формировании информационной компетентности необходимо учитывать следующие аспекты: планирование информационного поиска, извлечение первичной и вторичной информации, первичная и итоговая обработка информации.

Принимая во внимание перечисленные аспекты и возраст учащихся, учитель формулирует поисковое задание по тексту произведения с ключевыми словами «найти…», составить…», «отобрать…», «прочитать и ответить…».

Обучающимся нужно ответить на вопросы задания и показать результаты поиска, которые оформляются в виде символического рисунка, карты, схемы, текста. Выполняя такие задания, ученики учатся работать с информацией и структурировать собственные письменные высказывания.

После окончания работы каждая группа выступает с публичным сообщением о результатах исследования. Чтобы подготовить учащихся к выступлению, учителем разрабатываются новые вопросы, учитывающие уже формирование коммуникативной компетентности.

При их составлении принимаются в расчёт такие аспекты, как: письменная коммуникация, публичное выступление, диалог, продуктивная групповая коммуникация. Учителем в карточке задания указывается продолжительность выступления, акцентируется внимание на участие всех членов группы.

Таким образом, все ученики учатся строить монологические высказывания, ограниченные во времени. Возникающая дискуссионность обсуждения приучает обучающихся чётко формулировать мысль, приводить существенные аргументы.

Все задания точно указывают на деятельность учащегося, четко формулируют тот результат самостоятельной работы, который нужно предъявить по окончанию исследования сказки. В итоге каждая группа получает свой вариант компетентностно-ориентированного задания (Приложение 1).

Такие задания, где каждый может оценить свои и чужие творческие и коммуникативные способности, очень нравятся ученикам. Они на мгновение становятся исследователями, чувствуют себя легко и свободно.

Применение компетентностно-ориентированных заданий в системе позволяет учащимся:

  1. Формировать ключевые компетенции.
  2. Развить мотивацию: из пассивного слушателя превратиться в активного, целеустремлённого члена группы.
  3. Активизировать творческие и познавательные способности.
  4. Изменить эмоциональную тональность общения с учителем: на уроке возникает атмосфера взаимного уважения, доброжелательности, заинтересованности в совместной деятельности.
  5. Сохранить устойчивый интерес к предмету на протяжении всех лет его изучения.