Педсовет "Воспитательный потенциал урока"

Разделы: Администрирование школы


«Учить и воспитывать – как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке».
(Е. Ильин)

План проведения:

  1. Воспитательный потенциал урока (презентация Microsoft Power).
  2. Воспитательный потенциал урока и пути его реализации:
    • Материальное поле урока;
    • Поведенческие традиции урока;
    • Духовное поле урока;
    • Взаимодействие людей на уроке;
    • Феликсология урока;
    • Объект изучения – жизнь;
    • Методика, адекватная цели;
    • Незримый субъект урока.
  3. Анализ урока.
  4. Работа в группах (анализ урока) (приложение 1).
  5. Рефлексия по итогам педсовета (приложение 2).

Ход педсовета

I. Фрагмент выступления Н. Щурковой

(видео)

Проблема воспитательного потенциала урока затрагивает различные стороны функционирования классно-урочно-предметной системы современной школы. Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это ориентирует нас Концепция модернизации российского образования, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования. И отсюда высвечиваете роль урока как элемента воспитательной системы. Более того, отметив назначение урока в передаче знаний о жизни, в овладении основ научных знаний о жизни, педагог не может иначе смотреть на урок, как на элемент воспитания личности, познающей закономерности жизни и строящей свою жизнь с учетом данных закономерностей. Объективность научных сведений гарантирует реальность планируемого результата. В таком ракурсе освещения урок обретает свою огромную роль в становлении и развитии личности школьника.

Урок – ключевой элемент воспитания.

Однако такая роль заложена в нем как потенциальная возможность. Откроем же потенциальные возможности, высветим скрытые воспитательные мощности урока и приступим к качественному преобразованию урока в ситуации мировой «революции в обучении».

Важно очертить наше представление о воспитании: что оно такое?

Воспитание – это введение ребенка в контекст современной культуры, содействующее такими новообразованиям в структуре личности, как:

  • знания о мире;
  • умение взаимодействовать с миром;
  • ценностное отношение к миру, благодаря чему личности удается поднятья на уровень культуры, и жить в обществе на достигнутом культурном уровне.

А педагогический профессионализм, педагога входящего вместе с детьми на вершину культуры – это:

  • знание философских, психологических биологических закономерностей развития ребенка;
  • система профессиональных умений взаимодействия с детьми, обеспечивающих организацию жизнедеятельности ребенка как активного взаимодействия с окружающим миром;
  • система мировоззренческих отношений к миру и системам отношений ценностям жизни на земле;
  • система умений «прикосновения к личности» ребенка.

Проблема воспитания может быть решена только тогда, когда организуемая воспитательная работа с детьми обеспечена профессиональной подготовкой педагогов, работающих с детьми.

Совершенствование урока не может идти по методической дороге в бесконечных поисках фантастических методик, которые повышали бы результат обучения, не затрагивая личностной структуры ученика. Повседневный урок – это широкий воспитательный процесс, а урок – отдельный момент этого широкого воспитательного процесса. Следовательно, нельзя «не хотеть заниматься воспитанием» на уроке, ибо урок уже располагается в пространстве воспитания. Мы и урок проводим потому, что нас волнует личность ученика. Путь совершенствования обучения лежит на трассе совершенствования личности – ребенка и педагога одновременно. Нельзя изменить урок, не совершенствуя свое «я».

Отразим схематической картинкой представление о воспитательном потенциале урока.

В него входят пять компонентов, скрывающие в себе возможности социально-личностного влияния на становление человека. Два из них — условные, содействующие наилучшему качественному результату деятельности детей и педагога.

Материально-средовое окружение ученика во время урок как условие его деятельности обеспечивается предметным обустройством урока на уровне культуры, культурными поведенческими традиций и выстраиванием благоприятной для развития детей мизансцены урока

Духовные благоприятные условия создаются благодаря гуманистической позицией педагога, которая предполагает всю совокупность отношений между всеми участниками урока в парадигме «человек – человек»; вводят на урок безусловную ценность Человека гуманистическими взаимоотношениями между людьми на уроке и педагогически создаваемому триумфу личности каждого ребенка в процессе обучения.

Коренным компонентом является деятельность учеников, мы называем его «тело урока». Чтобы реально обеспечить воспитательное влияние, этот компонент должен отвечать требованиям такого рода:

  • содержание учебного материала должно инструментоваться с точки зрения жизни как основного объекта изучения: «от факта к явлению и от него к закономерностям»;
  • процесс познавательной деятельности обеспечивает систему методик, адекватных поставленным задачам формирования вполне определенных новообразований личности ученика;
  • взаимоотношения субъектов деятельности на уроке должны выстраиваться как отношения субъектов единой совместной деятельности, обеспечиваемой общими активными интеллектуальными усилиями;
  • необходима индивидуализация деятельности каждого учащегося в ее объеме, уровне трудности и оформлении, а также признание права личности на индивидуальные поведенческие проявления.

Базовый организационный компонент создается пятью профессиональными операциями педагога, выдвигающего организационные требования групповой работы. Они общеизвестны, мы позволим себе перечислить их: довести до логического конца требование; сопроводить инструкцией для легкого исполнения требования; сохранять неизменно позитивный характер требования; сохранять доступность требуемого на данном этапе развития детей; переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали.

Неотъемлемым компонентом урока становится любое случайное событие, происшедшее по воле неожиданно возникших обстоятельств, то, что мы назвали инцидентом.

II. Воспитательный потенциал урока и пути его реализации.

Выступление учителей.

III. Анализ урока.

Анализ урока расчленение урочного занятия с детьми на существенные элементы и рассмотрение данных элементов с целью определения меры продуктивности урока.

Сущностным элементами урока (то, что делает урок тем, что он есть, и без чего не появятся новообразования в личностной структуре школьника), или иначе – телом, субстанцией урока, являются:

  • содержание урока (содержательный блок) как система обретаемых знаний, формируемых умений и проживаемых отношений то, что запрограммировано в учебной программе и должно быть освоено, усвоено и присвоено учеником;
  • процесс активной деятельности (процессуальный блок) организуемая интеллектуальная активность каждого ребенка, вовлеченного в активную деятельность, результатом которой и становится освоенное, усвоенное и присвоенное содержание урока;
  • взаимоотношения субъектов (субъектный блок) деятельности, личностные связи которых прямым порядком определяют успешность овладения содержанием, благодаря диалогу, монологу, восприятию другого, непрерывному решению выдвигаемых задач и оформлению вопросов и найденных ответов.

Выделим эти коренные блоки, понимая, что выделяется основное, вовсе не исключающее многочисленные второстепенные элементы, и определим составляющие слагаемые каждого блока.

Содержание деятельности Процесс деятельности Взаимодействие субъектов
научные знания;
образовательные умения;
ценностные отношения
адекватные методики;
мыслительная активность
индивидуальные проявления
«педагог – дети»
«дети – педагог»
«дети – дети»

Урок, обеспечивший приобретение детьми знаний, умений, отношений, заслуживает справедливо общую положительную оценку, ибо результат налицо.

Если на уроке все дети были вовлечены в интеллектуальную деятельность, и методика деятельности способствовала формированию данных новообразований и позволяла детям свободно проявлять индивидуальные своеобразия мышления, деятельностный элемент заслуживает положительной оценки. Мера качественной характеристики каждого из элементов различна. Условно можно принять «высокий» уровень урока и «низкий». Если помнить, что отрицательная оценка урока не позволяет характеризовать этот урок состоявшимся, то понятным станет, что положительная оценка «низкого» уровня вовсе не означает несостоявшегося обучения, а только сообщает о том, что эталонный вариант еще не достигнут. Конечно, чтобы не травмировать душу учителя, иногда предлагают в случае «слабого» урока для успокоения педагога ввести «средний» уровень. Но тогда «низкий» уровень станет свидетельствовать об отсутствии урока как такового, о несостоявшемся обучении. Практикуется еще одна оценка урока — «обычный» урок: подразумевается в этом случае урок «низкого» уровня, вчерашнего дня, отстающий от современного уровня обучения. Вероятно, с точки зрения житейско-обыденной можно принять такую оценочную характеристику для педагогов, не желающих совершать профессиональное восхождение.

Посмотрим, при каких же условиях проведенный урок получает высокую оценку.

Первый блок — содержательный — достигает высокого уровня, если содержание возведено на уровень мировоззрения: знание формируется на уровне истины, умение выстраивается и складывается на уровне опыта жизни, а отношение проживаются и осмысливаются на уровне идеи.

Знания На уровне истины  
Умения На уровне опыта Высокая положительная оценка
Отношения На уровне идеи  

Качественность другого методического блока — деятельность детей на уроке — тоже имеет низкий и высокий уровень. Низкий подразумевает наличие активности детей по исполнению деловых распоряжений учителя: дети пишут и читают, рисуют и решают, отвечают на вопросы и поднимают руки (это последнее особенно ценится многими учителями, они не выносят думающих, очень любя «руку поднимающих»). Уровень же новообразований находится в зависимости от интеллектуальной активности (протекающей чаще всего при физической неподвижности), но не активности физической, поэтому называемой активности недостаточно, чтобы оценить качественность организованной учебно-познавательной деятельности.

Высокий уровень второго блока достигается за счет тщательного подбора и психологического обоснования использования либо создания адекватной методики. И тогда высокая оценка знаменует ясность и легкость, четкость и простоту пути к истине.

Методика, адекватная цели Ясность понимания
Легкость исполнения
Радость узнавания
Высокая положительная оценка

Достигнуть такого уровня может педагог, если его научная подготовка основательна, и он свободно владеет материалом. Говорить просто о сложном может лишь тот, кто мыслит глубоко и знания его широкие. Педагоги теперь уже, хотя и не повсеместно, начинают это понимать, легкость и простоту (кажущуюся) начинают весьма ценить как профессиональное качество. Г.А. Зайцева определяет такое умение как обязательное в системе профессиональной подготовки учителя.

Что касается третьего блока, то и он имеет свою качественную вариативность. Критерий здесь един – мера нравственного отношения к человеку как таковому, участнику урока. Если по всем трем векторам участники урока не устанавливают связи друг с другом, но, тем не менее, доброжелательны и предупредительны к любому человеку, не доставляют неприятностей, не досаждают, не приносят ущерба, то данная сторона урока оценивается как «низкий уровень или «обычный», или «допустимый». Но при наличии внимания друг к другу, взаимной помощи и взаимной заботы друг о друге, соблюдении принципа неприкосновенности личности, признании индивидуальности и права на свободу выбора, взаимодействие детей и педагога, а также детей друг с другом преобразуется во взаимодействие субъектов деятельности: педагог — субъект-1 и группа — субъект-2. А организуемая деятельность становится деятельностью двух субъектов: единичного и совокупного.

Если педагога не волнует субъектность учеников и он отвергает необходимость устанавливать тонкие взаимоотношения между детьми и с детьми, то он вовсе не теряет результативности деятельности (успеваемость его учащихся может быть очень высокой), но он теряет возможность развить в детях столь необходимое для жизни социально-личностное образование субъекности.

Взаимодействие необходимо выстраивать по трем векторам, чтобы учебно-познавательная деятельность сохранила свою приз деятельности, то есть быть тем, что свершает субъект, а не послушный функционер. Схематическая картинка принимает следующий вид.

Взаимодействия субъектов «педагог — дети»
«дети — педагог»
«дети – дети»
Высокая положительная оценка

При таких условиях выделенная сторона урока обретает высокую положительную оценку.

Например, дети внимательны друг к другу, поддерживают друга при работе, отмечают достоинство работы, свободно выявляют противоречия во мнениях; дети уважительны к педагогу, выполняют его просьбы, вслушиваются в объяснения, свободно высказывают непонятное, не страшатся признать ошибку, не пытаются, лукавить и увиливать от работы, педагог, дирижируя уроком, организует совместную с детьми деятельность, активизирует самостоятельность и свободу индивидуальных проявлений, выслушивает каждого, учитывает индивидуальные особенности, и тогда коллеги говорят: « Что касается взаимодействия субъектов на уроке, то оно профессионально грамотно организовано и заслуживает положительной высокой оценки».

Надо сказать, что разногласия между уровнем оценки коренных трех элементов урока встречаются крайне редко. Это объясняется тем, что учитель высокой профессиональной подготовки одинаково хорошо умеет видеть стратегическую и тактическую цель своей работы к тому же он, как правило, обладает хорошим мышлением.

IV. Работа в группах.

Предварительно были видеометериалы открытых уроков, учителей краевого конкурса «Учитель года»

  • анализ урока (приложение 1)
  • выступления

V. Рефлексия.

(приложение 2)

Решение педагогического совета

  1. Педагогическому коллективу школы в процессе подготовки урока и его реализации осуществлять требования оказания помощи детям в раскрытии личностного смысла любого изучаемого на уроке конкретного знания.
  2. Учителям-предметникам совместно с классными руководителями продолжить работу по формированию у учащихся убеждений ценности образования. Как фактора развития личности через четко выстроенные воспитательные цели урока.
  3. Методическому совету школы, используя материалы педсовета оформить стенд по теме «Воспитательный потенциал урока»
  4. Педагогическим работникам школы, используя материалы педсовета, стремиться в полной мере осуществлять гармонизацию противоположных парадигм образования: предметноцентристской и человекоцентроистской.
  5. На заседаниях МО ввести в практику работы лучшего педагогического опыта по теме педагогического совета

В заключение я хочу и себе, и другим педагогам задать вопрос: реализуя образовательный и воспитательный потенциал каждого своего урока, мы движемся к Я.А. Коменскому в XVII век или же с Коменским идем в век XXI?!