Математический вечер "Математика вокруг нас"

Разделы: Математика


Начинается вечер со стихотворения о математике М. Борзаковского:

Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня вечер.

Не случайно ей такой почет,
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.

И прежде чем заметьте кстати,
Ракете той был дан прицел,
Ее маршрутом математик
На крыльях формул пролетел.

Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю и смекалку.

И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.

Звучит музыка и в зал входят ведущие вечера и обращаются к гостям.

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодняшний наш вечер, как вы поняли, мы хотим посвятить математике – царице всех наук. А почему именно математику называют царицей всех наук? Да потому, что она помогала людям на протяжении многих миллионов лет изучать и понимать окружающий нас мир. Если в темную безоблачную ночь посмотреть на небесный свод, то можно увидеть бесчисленное множество звезд. Самой близкой к нам звездой является Солнце. Вокруг Солнца движется 9 планет и среди них наша планета Земля. Земля – шар, вокруг которого по замкнутой кривой движется спутник Луна.

С помощью математики люди научились определять расстояния до звезд, определять высоты гор и глубины океанов, рассчитывать прочность строений, машин, космических аппаратов и многое другое необходимое людям. Приведем некоторые интересные сведения, которыми мы располагаем.

Луч света проходит в секунду 300 000 км. От Солнца до Земли луч света идет 8 мин 18 сек, а до самой далекой планеты Плутон, луч Солнца идет более 5 дней.

После Солнца ближайшая к нам звезда Проксима Центавра, свет от которой доходит на Землю за 4 года 3 мес. Солнце не является самой большой звездой. Например, если звезду Альфа из созвездия Геркулес поместить вместо Солнца, то она заполнила бы все пространство Солнечной системы далеко за планету Плутон.

Изучая энергию Солнца, ученые заметили, что масса Солнца ежесекундно уменьшается на 4 млн. тонн. Часть этой энергии попадает на Землю. За счет этой энергии на Земле дуют ветры, текут реки, растут растения, развивается животный мир, живет человек.

Менее всей поверхности Земли занимает суша, и более занимают моря и океаны. В воздухе содержится воды в 11 раз больше, чем во всех реках на земном шаре. Самая высокая вершина земного шара – Эверест (в Гималаях), ее высота 8848 м, а самая глубокая впадина – Марианский желоб (в Тихом океане), ее глубина 11022 м. Самая высокая температура на земной поверхности +58° была отмечена в городе Триполи (Африка), а самая низкая -88° была отмечена в Антарктиде. Для обеспечения жизни более 5 000 000 000 жителей Земли ежегодно выращивают 1 200 000 000 т зерна, из морских глубин извлекают 70 000 000 т разной рыбы, производится 100 000 000 т мяса. Для своих нужд население Земли сжигает огромное количество топлива, для чего ежегодно из воздуха потребляется 4 900 000 000 т кислорода и выделяется 5 800 000 000 т углекислого газа, отравляющего воздух.

Основа всей математической науки – арифметика (раздел, в котором изучаются числа). Казалось бы число, цифра, ну что тут сложного? Что может быть более простым и понятным? Мы ежедневно вольно или невольно выполняем различные действия с сотнями, тысячами, миллионами. Складываем, вычитаем, умножаем и делим, не задумываясь ни на минуту над тем, сколь огромны эти числа, сколько интересного они могут поведать нам.

Задача о числе 1 000 000.

Один путешественник уверял другого, что он видел книгу, имеющую 1 000 000 страниц.

– Верится вам в это?

Давайте проверим, какова толщина этой книги. Известно, что 100 листов бумаги имеют толщину

9 мм. Решаем задачу вместе:

1) 1 000 000 : 2 = 500 000 (листов) – в книге
2) 500 000 : 100 = 5 000 ( раз)
3) 5 000 · 9 = 45 000 мм = 4 500 см = 45 м – толщина книги.

Сравниваем эту толщину с высотой 15– этажного дома.

А теперь вериться ли вам в существование этой книги?

Задача о 5 000 000 000.

Как вы думаете число 5 000 000 000 очень большое. Для примера население земного шара 5 000 000 000 человек, если бы мы захотели сосчитать от 1 до 5 000 000 000 и стали бы произносить при счете каждое число хотя бы за 1 сек, что в принципе не возможно, нам потребовалось бы на это около 160 лет, при условии, что считать пришлось бы и день и ночь без передышки.

Задача о зернах.

Когда индийский царь Шерам узнал об удивительной игре в шахматы, он приказал позвать к себе ее изобретателя – ученого Сету. Царь пообещал наградить бедного ученого, чем тот сам пожелает. Сета попросил в награду за свое изобретение столько пшеничных зерен, сколько получится, если на первую клетку шахматной доски положить одно зерно. На вторую в 2 раза больше, т.е. 2 зерна, на третью – еще в 2 раза больше (4 зерна) и т.д. Царь подивился такой скромности ученого и велел слугам принести Сете мешок требуемой пшеницы. Слуги ушли, но выполнить просьбы Сеты не смогли. Почему?

Чтобы ответить на этот вопрос, найдем сумму:

1 + 2 + 22 + 23 + …. + 263 = ?

Для справки 263 = 9 23 372 036 854 775 808

Может такое количество зерен поместиться в мешок? Известно, что куб с ребром 1 м, вмещает около 15 000 000 зерен. Сколько же нужно таких кубов, чтобы в них поместилось требуемое количество зерен? Какова будет высота такой башни из кубов? Для сравнения скажем, расстояние

От Земли до Солнца равно 150 000 000 км.

Ведущий: Мы в школе работаем с маленькими числами, но и ними могут возникнуть проблемы, как например у Кати.

Сценка. Деление с остатком.

В сценке участвуют две девочки сестры: Катя младшая сестра и Лена – старшая сестра.

Катя (танцует):

Я танцую руки в боки,
Приготовила уроки.
Траля-ля, траля-ля.

Лена (за сценой): А задачу ты разве решила?

Катя: Задачу я уже читала, задача очень легкая, и я ее сейчас же решу.

Лена: Скорее решай, а потом будешь отплясывать!

/Катя садиться за стол, берет учебник, ручку, начинает читать задачу. Пишет, смотрит в ответ, снова пишет, читает задачу и чем дальше, тем движения становятся быстрее. В конце концов девочка опускает голову на стол и громко плачет. Входит Лена./

Лена: Катя, что случилось? Что с тобой?

Катя (всхлипывая): Задача не выходит.

Лена: Как не выходит? Трудная она что ли? Не знаешь, как решать?

Катя: Нет, знаю, да вот не выходит!

Лена: Как же так? Знаешь как делать, а не выходит? Если не выходит, значит, неверно делаешь. Ну, показывай, что за задача такая. Читай условие.

Катя (читает): За 8 ручек заплатили 40 рублей. Сколь стоит одна ручка?

Лена: И эту задачу ты не можешь решить?!

Катя: Если за 8 ручек заплатили 40 рублей, то за одну заплатили в 8 раз меньше. Я делила 40 на 8.

Лена: Верно! Как же не выходит? Должно выйти. Сколько ты получила?

Катя: 41

Лена: Что?! Ха-ха-ха. Ну и разделила, нечего сказать! А ну-ка, дели снова.

Катя:

40 делим на 8, получаем 4. четырежды восемь – 32. Из 40 вычитаем

32 будет 8. Восемь делим на восемь, получаем 1. Одна ручка стоит

41 рубль.

Лена: Да ты сама пойми, 8 ручек стоят 40 рублей, а 1 ручка – 41 рубль. Разве такое может быть?

Катя: Этого-то я и не понимаю. Объясни мне Лена.

Лена: Давай мы, прежде всего, постараемся убедиться, верно ли выполнено деление. Как проверить деление?

Катя: Умножением!

Лена: Вот и умножай!

Катя (начинает умножать): Восемь умножить на один будет 8. Четыре умножить на восемь будет 32. Восемь да два десять, пишем 0, а один в уме, 3 да 1 – 4, всего 40.

Лена: Вот мы и проверили. А все же ответ задачи не верен. (Подумав) Интересно! Ведь цифры то получились верные!

Катя: Ну, вот верные! В ответе 5, а у меня 41! Как же это верные?

Лена: А вот после того, как ты получишь 4 и 1, сложи их, и у тебя получится 5. Если не понятно, тебе ребята объяснят. (Показывает на зрительный зал) А мне некогда, надо уроки делать.

Ведущий: Ребята, объясните Кате ее ошибки в делении и умножении.

А теперь давайте сами посчитаем.

Задачи на смекалку и внимательность.

  1. Два землекопа выкапывают 2 м канавы за 2 часа. Сколько землекопов за 5 часов выкопают 5 м канавы?
  2. Сколько концов у трех палок? А у четырех с половиной палок?
  3. Тройка лошадей проскакала 90 верст. Сколько верст проскакала каждая лошадь?
  4. Что тяжелее 1 кг пуха или 1 кг железа?
  5. Спутник Земли делает оборот вокруг Земли за 1 час 40 мин. Однако другой оборот он совершает за 100 мин. Как это объяснить?
  6. Такси ехало в город. Пассажиру такси встретились в пути 3 легковые машины и 2 грузовые. Сколько машин ехало в город?
  7. Что произойдет, если несокрушимое ядро попадет в несокрушимый столб?
  8. Найдите чему равно: а) два в квадрате; б) три в квадрате; в) угол в квадрате?
  9. Какой знак следует поставить между цифрами 4 и 5, чтобы получилось число большее 4, но меньшее 5?
  10. Яйцо всмятку варят 2 мин. Сколько минут понадобиться, чтобы сварить 3 яйца всмятку?

Ведущий: А сейчас давайте узнаем, что же может произойти из-за наших ошибок.

Стихотворение

Это кто
Из портфеля
Швыряет в досаде
Ненавистный задачник,
Пенал и тетради
И сует свой дневник,
Не краснея при этом,
Под дубовый буфет,
Чтоб лежал под буфетом?
Познакомьтесь, пожалуйста:
Костя Жигалин.
Жертва вечных придирок,–
Он снова провален
И шипит
На растрепанный
Глядя задачник:
– Просто мне не везет!
Просто я неудачник!

Image6182.gif (21737 bytes)В чем причина его и досады?
Что ответ не сошелся
Лишь на три десятых!
И к нему, безусловно,
Придирается
Строгая
Марья Петровна.
Три десятых
Скажи про такую ошибку
И, пожалуй, на лицах
Увидишь улыбку.
Три десятых…
И все же об этой ошибке
Я прошу вас
Послушать меня
Без улыбки…

Если б, строя ваш дом,
Тот, в котором живете
Архитектор
Немножко ошибся в расчете, –
Чтоб случилось,
Ты знаешь ли, Костя Жигалин?
Это дом превратился бы
В груду развалин!

Ты вступаешь на мост
Он надежен и прочен,
А не будь инженер
В чертежах своих,
Ты бы, Костя,
Свалившись в холодную реку,
Не сказал бы спасибо
Тому человеку!

Вот турбина
В ней вал
Токарями расточен,
Если б токарь
В работе не очень был точен,
Совершилось бы, Костя,
Большое несчастье:
Разнесло бы турбину
На мелкие части!
Три десятых –
И стены
Возводятся косо.
Три десятых –
И рухнут
Вагоны с откоса.
Ошибись
Только на три десятых
Аптека –
Станет ядом лекарство,
Убьет человека!

Ты подумай об этом,
Мой друг, хладнокровно,
И скажи –
Не права ль была
Марья Петровна?
Если честно
Подумаешь, Костя об этом
То не долго лежать
Дневнику под буфетом!

Ведущие: Итак, ребята, вы сегодня узнали многое о математике – царице наук. Мы надеемся, что вам понравилось. До новых встреч.

В финале вечера звучит песня “Если тебе одиноко взгрустнётся?”

Если тебе одиноко взгрустнётся,
Если в твой дом постучится беда.
Если судьба от тебя отвернется,
Песенку эту ты вспомни тогда

Припев:

Эх рула, ты рула, ты рула, ла-ла
В жизни всегда уделяется место
Рядом с добром уживается зло
Кто в математике раз выступает
Может считать, что ему повезло.

Припев:

Песенка эта – твой друг и помощник,
Вместе с друзьями ее напевай!
Если от знаний тебя распирает,
Ты свои знания другим передай.

Припев: