Урок в 7-м классе по творчеству А.П. Чехова. Тема: "Человек прекрасной и сильной души"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (854 кБ)

Загрузить презентацию (809 кБ)


Цели урока:

Обучающие:

  • подготовить учащихся к восприятию литературных произведений А.П.Чехова;
  • активизировать лексику учащихся;
  • развитие навыка выразительного чтения наизусть;
  • прививать навыки публичного выступления.

Развивающая: формирование интереса к литературе и культуре 19 века.

Воспитывающие:

  • формирование чувства гордости своим национальным достоянием;
  • воспитывать у учащихся нравственные качества на примере жизни А.П.Чехова.

Оборудование: мультимедийная установка, магнитофон, диск с записью произведения «Октябрь» П.И. Чайковского.

Методические приемы: рассказ учителя, рассказ учеников, выразительное чтение наизусть лирического произведения, беседа по вопросам.

За неделю до урока учащиеся получают задание подготовить презентацию по творчеству А.П.Чехова, найти факты из жизни писателя.

Ход урока

Под музыку П.И Чайковского «Октябрь» выходит ученица и декламирует стихотворение М.Лисянского, одновременно на проекторе идут слайды:

Презентация 1.

Слайд 1:

Вежливый доктор в старинном пенсне и бородкой,
Вежливый доктор с улыбкой застенчиво – кроткой,
Как мне ни странно и как ни печально, увы –
Старый мой доктор, я старше сегодня, чем вы.

Слайд 2:

Годы проходят, и, как говорится,- сик транзит
Глория мунди, - и все – таки, это нас дразнит.
Годы куда – то уносятся, чайки летят.
Ружья на стенах висят, но стрелять не хотят.

Слайд 3:

Грустная желтая лампа в окне мезонина.
Чай на веранде, вечерних теней мешанина.
Белые бабочки вьются над желтым огнем

Слайд 4:

Дом заколочен, и все позабыли о нем.

Слайд 5:

Пахнет грозою, в погоде видна перемена
Это ружье еще выстрелит –
О, непременно!

Слайд 6:

Съедутся гости, покинутый дом оживет
Маятник медный качнется, струна запоет…

Слайд 7:

Дышит в саду запустелом ночная прохлада.
Мы старомодны, как запах вишневого сада.

Слайд 8:

Нет ни гостей, ни хозяев, покинутый дом…
Мы уже были, но мы еще будем пот.
М. Лисянский

Презентация 2.

Слайд 1:

Тихо звучит музыка П.И.Чайковского «Октябрь»

Слайд 2:

1-й ученик: Родился Чехов на берегу Азовского моря, в уездном глухом в ту пору городе Таганроге, в семье купца третьей гильдии.

Слайд 3:

Мещанская бедность семьи, молчаливая мать, строгий отец, заставлявший по ночам старших сыновей петь в церковном хоре, мучивших их спевками поздними вечерами. Нередко он требовал, чтобы они сидели в качестве «хозяйского ока» в лавке. Правда, это сидение в лавке дает Антону раннее знание людей, делает его взрослей, так как лавка его отца была клубом таганрогских обывателей.

Слайд 4:

2-й ученик: Когда Антон учился в начальном классе гимназии, при уездном училище был открыт ремесленный класс, где обучали сапожному и портняжному делу. Антоша с братьями стали учиться в нем. Чехов, обучаясь портняжному мастерству, выучился шить себе брюки и жилеты и был очень доволен.

3-й ученик: Детские годы Чехова проходили между гимназией, сидением в лавке, шитьем брюк и жилетов. Вспоминая о них, он говорил: « В детстве у меня не было детства». Помогать материально родителям он стал, когда учился в гимназии: давал уроки, занимался репетиторством.

Бедность, как говорил Чехов, мучила его, как зубная боль. Слишком рано Антон повзрослел. Из всех сыновей мать советовалась только с ним. В 19 лет он стал кормильцем семьи.

Слайд 5:

4-й ученик: Знанию жизни помогло и то, что он с 16 лет жил среди чужих, зарабатывал себе на хлеб, а затем в Москве толкался в «мелкой» прессе, где человеческие недостатки и пороки не очень – то скрываются. К тому же чуть ли не с первых курсов университета стал работать в сельских больницах. «Чехов проводил в больнице целые дни. Он работал с большим вниманием и любовью к больным, которых осматривал. Никогда не повышал он голоса и всегда терпеливо отвечал на все вопросы больных»,- так вспоминал о практике Чехова земский врач Архангельских.

Слайд 6,7:

5-й ученик: А вот что писал К. Паустовский о семье Чеховых: «Семья Чеховых была талантливой, шумной и насмешливой. Особенно дурачествам не было конца, когда отдыхали летом в Бабкине, в Подмосковье. Каждый пустяк разрастался в веселое событие.

Слайд 8:

6-й ученик: Больше всего доставалось другу Николая Чехова – художнику Исааку Левитану. Его постоянно обвиняли во всяких смехотворных преступлениях и, наконец, однажды устроили над ним суд.

Слайд 9:

Между прочим, на одной из первых картин Левитана, которая называется «Осенний день в Сокольниках», женскую фигуру написал Николай Чехов.

Итак, у Антона Чехова были прекрасные актерские способности, и он постоянно, еще будучи гимназистом, изображал кого - нибудь: зубного врача, важного чиновника, танцующего на балу».

Слайд 10:

7-й ученик: Личность Чехова многих, кто его знал, поражала сочетанием мягкости и несгибаемой воли, доброжелательности и требовательности – прежде всего к самому себе.

Чехов в юности твердо взялся за самовоспитание. В письме к брату Николаю А. Чехов поясняет, что такое воспитание:

«Воспитанные люди должны удовлетворять следующим условиям:

  • Они уважают человеческую личность, всегда снисходительны. Мягки, уступчивы…
  • Они уважают чужую собственность, а потому платят долги.
  • Не лгут даже в пустяках… Они не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают.
  • Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие…
  • Они не суетны…
  • Если имеют в себе талант, то уважают его…Они жертвуют для него всем».

Из этого письма можно понять, как воспитывал себя Антон Павлович и как был требователен к себе.

8-й ученик: Чехов любил повторять, что человек, который не работает, всегда будет чувствовать себя пустым и бездарным. Сам же он работал, даже слушая других. Его записные книжки полны сюжетов, схваченных на лету. Сюжеты его просты и ненадуманны, он берет их из жизни. И герои его рассказов – обыкновенные люди со своими повседневными переживаниями.

Слайд 11:

9-й ученик: Будучи врачом, он мог наблюдать людей в самых отчаянных и кризисных моментах. Болезнь и нищета не лгут. Но если жизнь ужасна, как вынести ее самому и как помочь другим? Прежде всего, активным состраданием. Ни один писатель не действовал так активно, как Чехов – врач и советник. Он пытался облегчить людские страдания. Доктором он был превосходным. Живя в Мелихове, он обслуживал 25 деревень, 4 фабрики и монастырь.

Слайд 12:

Часто приходилось ходить пешком по осеннему бездорожью, по двое суток не ночевать дома. Знания врача помогали ему в литературной работе.

10-й ученик: При всей аналитичности ума у Чехова было доброе, полное сострадания сердце. Иначе и не получилось бы из него писателя. Потребность делать добро была в нем подлинной и устойчивой. И хотя его жизнь была нелегкой: он был долгое время беден и всегда болен,- никто не слышал, чтобы он жаловался. В дни его самых острых страданий окружающие ни о чем не догадывались. Когда его жалели, он переводил беседу на другую тему и с мягким задушевным юмором говорил о пустяках.

11-й ученик: Чехов любил жизнь, радость, умел ценить человеческое общение. Сам был необыкновенно талантлив в общении, часто затевал импровизации. Так и видишь его в то время: высокого, изящного, гибкого, очень подвижного, со светло – карими веселыми глазами, влекущими к себе. К своей веселости он приобщал всех. Например, мог сунуть московскому городовому в руки тяжелый арбуз, обернутый бумагой, и сказать: «Бомба!- неси в участок да смотри поосторожнее…»

Слайд 13:

12-й ученик: Всех изумляли свобода и легкость, с которой могучая энергия творчества воплощалась в несметное количество разнообразных рассказов… Сколько сменилось литературных мод, а Чехов живет себе и заставляет нас так же смеяться и грустить над своими страницами, как и своих современников. Что же все - таки сделало его произведения вечными, неувядающими?

Прежде всего, бесконечная влюбленность в жизнь, радость бытия. Это и придавало его художественному взгляду такую неповторимую новизну, свежесть.

Слайд 14:

«Чехов – один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правдивый, друг, любящий ее, сострадающий ей во всем». (А.М. Горький).

Беседа по теме урока:

  • Назовите город, в котором родился А.П.Чехов. (Таганрог)
  • Как проходили детские годы Антона Павловича?
  • Как характеризовал К. Паустовский семью А.П.Чехова?
  • Вспомните название картины И.Левитана, на которой Николай Чехов написал женскую фигуру. («Осенний день в Сокольниках»).
  • Каким условиям, по мнению А.П.Чехова, должен удовлетворять воспитанный человек?
  • Назовите известные вам произведения А.П.Чехова.

Слово учителя

Ребята, на сегодняшнем уроке мы говорили с вами о гении русской литературы – А.П.Чехове. Во всем мире любят и почитают его писательский талант. Наш урок закончен, но мы не прощаемся с творчеством Антона Павловича. На следующем уроке мы окунемся в мир рассказов этого писателя.

Домашнее задание:

Вашим заданием будет представить инсценировку одного из рассказов. Рассказы для инсценировки: «Лошадиная фамилия», « Магнетический сеанс», «Злой мальчик», «Пересолил», «Хирургия», «Репка», «Хамелеон».

Список используемой литературы:

  1. А. П. Чехов Собрание сочинений в 12 томах – М.- 1956
  2. «Литературные вечера»/Автор - составитель С.Б. Шадрина. – Волгоград: Учителя,2005. – 138с.
  3. Школьные вечера. Сборник сценариев литературно-музыкальных мероприятий (вечера, встречи, литературные гостиные, праздники). 5-11 классы/авт. Сост. В.К.Чеботарева и т.д.- Волгоград: Учитель,2006.-180с.
  4. http://www.4dk-seminar.ru/images/mesta_provedenia/Melihovo.jpg
  5. http://turometr.s3.amazonaws.com/images/gallery/02/36/41/2010/12/30/c1e5cb__d64462bd6e_600.
  6. http://www.cirota.ru/forum/images/11/11185.jpeg
  7. http://s57.radikal.ru/i156/1010/66/6c463953ec06.jpg
  8. http://www.abc-people.com/data/chehov/chehov-photo-10.jpg
  9. http://img-fotki.yandex.ru/get/3001/nashenasledie2008.4/0_1c333_486c90d9_L
  10. http://img11.nnm.ru/f/e/9/3/5/430c221b8ff2967944fb04661ed.jpg
  11. http://www.museum.sch1311.msk.ort.ru/school/images/levitan.jpg
  12. http://s57.radikal.ru/i156/1010/66/6c463953ec06.jpg