Занятие-сказка с применением песочной терапии

Разделы: Работа с дошкольниками


При закреплении поставленных звуков в речи можно рассказывать знакомые стихотворения, потешки с ритмическими движениями в песке. Принципом работы стала установка «Играй и говори одновременно».

Пескотерапия (sand-play) – игра с песком как способ развития ребенка.

Игры с песком:

  • развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • снимают мышечную напряжённость;
  • совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
  • способствуют расширению словарного запаса;
  • помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
  • позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
  • способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
  • помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
  • помогают корректировать звукопроизношение

Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это дает большие возможности для работы с детьми с нарушениями речи.

Цели: развитие артикуляционной моторики, диафрагмального дыхания; автоматизация и дифференциация поставленных звуков. Закрепление написания буквы «Р»; развитие фонематического слуха; формирование слоговой структуры слова; совершенствование грамматического строя речи: употребление существительных в родительном падеже; развитие связной речи.

Оборудование: поднос с зелёным кварцевым песком и машинка, таз с морским песком, мелкие игрушки в названии которых есть звуки [с], [ш]; Карточки для артикуляционной гимнастики: «Бублик», «Улыбка»; поднос с манкой и рисунком чайника; корзинка с природными заместителями (камешки, ракушки, шишки, косточки).

Ход занятия

I. Артикуляционные упражнения.

(жёлтый поднос с бирюзовым песком)

Бабушка с дедушкой дружно жили. Тесто для пирожков месили.

«Накажи непослушный язычок» – губами ритмично шлёпать по высунутому языку: «та-та-та-та пя-пя-пя-пя бя-бя-бя-бя», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.

Вот в гости приехали внуки – пирожки съели, на качели качаться сели.

«Качели вне рта» – языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

Вышли во двор погулять они, индюки им на встречу шли.

«Индюки» – языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка угловатую дорожку.

Мимо скакала лошадка быстро, цокая копытцем.

«Лошадка» – щёлкать языком, одновременно пальцами ритмично в такт щелчкам «скакать по песку».

Часики тикают тик-так всегда, внукам домой собираться пора.

«Часики» – языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать в том же направлении по песку.

II. Развитие диафрагмального дыхания.

Дедушка внуков повёз домой на машине, а дороги нет, помоги им.

Выровняй дорогу. Набирай воздух через нос, не поднимай плечи, и надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно как можно дольше.

III. Автоматизация звуков и обучение грамоте.

Заведи мотор машины, проводя указательным пальцем дорожку по песку: [ррр…] Напиши букву, которая обозначает звук [р] и пой это звук.

Проезжали мимо реки песенку водички услышали они. (Таз с песком)

Набери в руку песок и пой песенку воды, насыпая горку сссс..

Вышли внуки с дедом из машины и по берегу пошли.

Повторяй слоги, «прошагивая» их пальчиками по песку: сы-са-су; са-су-сы.

IV. Развитие фонематического слуха.

У воды решили поиграть они

Спрячь руку в песок, услышав звук [с]: с, п, м, с, ф, п, с, ш, в, с, ш, ш, с, с…

Под толстым слоем песка спрятаны игрушки найди их, назови и положи со звуком [с] на «улыбку», со звуком [ш] на «бублик».

V. Формирование слоговой структуры слова.

Какая игрушка понравилась? Разделим слово …(сова) на слоги с помощью хлопков. Полосками обозначь количество слогов.

VI. Совершенствование грамматического строя речи.

(Поднос красный с манкой)

Что нарисовано на песке? (На песке чайник) Закрой глаза. Чего не стало? (Не стало носика). Дорисуй. Закрой глаза, а теперь? (Не стало крышки). Дорисуй. Закрывай глаза. Чего не стало? (Не стало дна.) Дорисуй.

Дедушка домой привёз внучат, до свиданья ему говорят.

Спать легли, мама на ночь детишкам рассказала сказку-небылицу.

VII. Связная речь.

(поднос с песком, корзинка с природными заместителями)

Сочини сказку, используя предметы и рисуя на песке. Ребёнок сочиняет сказку, педагог поправляет его речь.

Вот и сказки конец, а кто сочинял её и с песком играл молодец!