Специфика работы педагога-психолога в период адаптации детей раннего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Период перехода ребёнка из семьи в детский сад важный и значимый этап. Семья и детский сад это два «социальных института», которые объединены алгоритмом доверия и взаимопонимания: с одной стороны необходимо принять решение отдать ребёнка в детский сад, с другой стороны, со стороны детского сада, необходимо создать благоприятные условия, которые способствуют эмоциональному благополучию ребёнка в восприятии новой социальной среды.

Обоснованием для объединения двух значимых субъектов образования семьи и детского сада в единое целое является выделение ребенка центральной фигурой.

В системе психолого-педагогической работы детского сада в период адаптации ведущими являются такие направления, как психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование.

Психологическое просвещение и психологическое консультирование носит профилактический характер. Мы можем говорить о том, что основным средством профилактики отношений и эмоциональной регуляции детей раннего возраста в период знакомства с группой служит информированность родителей, повышение их психологической культуры, а так же активное взаимодействие с сотрудниками и другими детьми группы.

Эффективность психопрофилактической работы педагога-психолога определяется грамотным отбором психолого-педагогических методов. В рамках реализации данного направления психолог заботиться о создании благоприятного климата в ДОУ, комфортных условий для участников образовательного, воспитательного процесса.

Важной профилактической процедурой в работе психолога является разработка программы адаптации ребенка, поступающего в ДОУ. Решение этой проблемы, требует комплексного подхода.

Не одно десятилетие учёные и практики бились над положительным решением этой серьёзной проблемы. Данные научных исследований в психологии раннего детства последних лет дали богатый материал, помогающий переосмыслить многие положения этой проблемы. Опыт практиков, описывающий поведение детей в этот период также свидетельствует о том, что следует по – новому выстроить всю систему жизнеобеспечения малышей, создать чёткую систему психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в условиях социализации.

Целью программы адаптации является: создание психолого-педагогических, профилактических условий, способствующих успешной адаптации ребёнка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

К задачам программы адаптации можно отнести следующие формулировки:

  1. изучение индивидуальных физических и психологических особенностей ребёнка раннего возраста;
  2. отслеживание результатов привыкания ребёнка к условиям детского сада;
  3. обогащение педагогического процесса доступными психолого-педагогическими методами межличностного, игрового взаимодействия.

Этапы постепенного прихода в детский сад.

I этап. Ребёнок и родители.

Тесная связь ребёнка и мамы – основа успешного развития будущей личности ребёнка. В первый период привыкания ребёнка к группе детского сада, мама находится рядом. Отрыв ребёнка от матери происходит постепенно, имеет индивидуальный, щадящий характер.

Администрация детского сада (заведующая, методист, психолог, воспитатели) мобилизуют все возможные усилия в обеспечении комфортных условий пребывания ребёнка и мамы в первые недели. Мама со своим ребёнком и другими детьми включена педагогами в различные виды деятельности. Постепенно ребёнок проживает и принимает все режимные моменты группы, мама более широко знакомится с особенностями организации и содержанием детской деятельности, наблюдает за малышом, выделяет изменения в поведении, и определяет педагогические подходы, помогающие проанализировать возникающие проблемные ситуации. Это позволяет укрепить прочные отношения между педагогами и родителями, выстроенными на принципах взаимопонимания.

II этап. Расширение связи ребёнка с другими взрослыми – педагогом-психологом, воспитателями, узкими специалистами (музыкальным руководителем, воспитателем по физкультуре).

На этом этапе особо следует отметить, как ребёнок начинает воспринимать того или иного взрослого, механизм этого процесса. Подражание маме активно выражено у ребёнка. Если мама доброжелательна, приветлива в общении с сотрудниками и детьми, то малыш улыбается, вступает в контакт.

В практике работы с детьми раннего возраста необходимо продумать условия, при которых будет проходить знакомство ребёнка с сотрудниками ДОУ. Заложить позиции близкого взаимодействия помогают непосредственные контакты мамы и дитя задолго до поступления в детский сад. Это условно описывает новый подход к адаптации, выделенный как предадаптационный период.

Ребёнок 1,5 лет совместно с мамой несколько раз в неделю приходит в детский сад (в психологический кабинет). Здесь осуществляется знакомство с игровым оборудованием, организуются совместные детско-родительские игровые действия. В предадаптационную группу дети приходят постепенно. После того, как ребёнок из одной семьи может спокойно оставаться в течение некоторого времени без сопровождения мамы, сам действует с игровым материалом, только тогда в круг детско-родительского взаимодействия вливается другой малыш вместе со своей мамой. Так постепенно расширяется пространство диалога между родителями и педагогом-психологом, психологом и детьми, ребёнком и другими взрослыми. Значимым приобретением у детей является интерес друг к другу. Утверждающиеся традиции встреч и прощания во время игрового взаимодействия, становятся крепкой основой последующей адаптации ребёнка в детском саду.

Ребёнок переходит к детальному знакомству с объектами, предметами и игрушками. Игровой опыт ребёнка раннего возраста мал и стандартен. Объединение детей, увлечение различными видами деятельности разнообразит представления детей.

Проблема адаптации – это проблема, как родителей, так и воспитателей.

Задача родителей – всячески поддержать, подготовить ребёнка к поступлению в ДОУ. Задача психолога, воспитателей – помочь родителям легко адаптировать малышей. Детский сад, в свою очередь готовится к принятию малышей: осуществляется подбор содержания психолого-педагогической деятельности в период адаптации, с родителями согласовывается индивидуальный график посещения группы, ведутся практикумы, семинары, консультации для родителей на предмет «Как детский сад готов принять ребёнка?»

Педагог-психолог в период адаптации, является непосредственным «технологом» процесса освоения ребёнком группы, учитывает индивидуальность каждого малыша, помогает определить изменившуюся ситуацию в поведении ребенка и помогает родителям определить условия семейного воспитания ребёнка раннего возраста в период начального этапа прихода ребенка в детский сад.

Успешность реализации программы адаптации – это показатель принятия ребёнком условий детского сада.

Содержание психолого-педагогической работы в адаптационный период.

Содержание работы с детьми Содержание работы с родителями Содержание работы с воспитателями и узкими специалистами ДОУ
Приём детей в группу Согласование с родителями примерной даты посещения детского сада
Заполнение карт развития ребёнка
Консультации на тему: «Кризисные проблемы детей»
Составление индивидуальной программы посещения группы (ребёнок и мама) Психологические беседы с родителями о проблемах развития ребёнка Практикум: «Особенности социализации ребёнка раннего возраста»
Наблюдение за детьми в период адаптации Анкетирование
«Определение готовности ребенка к детскому саду»
Психолого-педагогическое обследование детей после завершения периода адаптации в соответствии с эпикризными сроками.
Заполнение листа адаптации.
Организация игровой и развивающей деятельности:
- коммуникативные игры;
- игры с водой;
- игры с тестом;
- игры с песком;
- игры с тканью (прозрачные прятки).
Организация практикумов и мастер-классов, детско-родительских тренингов, досугов. Семинар: «Использование игровых методов в адаптационный период».
Знакомство с музыкальным, физкультурным залом, участком детского сада.
Музыкальные, физкультурные занятия
Организация выставки психолого-педагогической литературы для родителей по теме «Адаптация детей 2–3 лет» Анализ психолого-педагогической литературы по теме: «Традиционные и нетрадиционные подходы к периоду адаптации».
Круглый стол по теме: «Педагогика и психология воспитания».

Литература:

  1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. – № 5.
  2. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007.
  3. Варпаховская О. “Зеленая дверца”: первые шаги в общество/ Ребенок в детском саду. – 2005. – № 1.
  4. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей – М.: Просвещение.