Для учителей русского языка

Авторская программа элективного курса по русскому языку "Наивное языкознание"

Разделы: Русский язык


Курс русского языка в 9 классе может быть определён как предметный курс (лингвистический), расширяющий темы общеобразовательной программы, и как ориентационный (межпредметный), требующий синтеза знаний по ряду учебных предметов. Курс полезен и при подготовке к ЕГЭ (часть С предполагает поиск аргументов из научной, публицистической, художественной литературы).

Пояснительная записка.

Элективный курс “Наивное языкознание” разработан для учащихся 9 класса, проявляющих интерес к языку как к системе знаков.

Целевая направленность курса.

Развивающие цели курса: освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании; расширение круга используемых грамматических средств; обогащение словарного запаса; развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений.

Обучающие задачи курса: формирование умений сравнивать и сопоставлять языковые факты и факты мира, закономерности в системе языка и в системе природного или общественного мира.

В основе занятий практика наблюдения, исследования, диспута.

Структура занятия: анализ языкового явления; самостоятельное освоение азов физики, химии, психологии, биологии, математики; поиск системной параллели в области наук о мире, обществе, языке; обсуждение результатов поиска; публичное выступление.

Итоговый проект курса - электронный выпуск ученического научно-популярного журнала “Наивное языкознание”. Тема: “Наивные картины математики, биологии, физики, химии, философии, психологии в системе языка”.

Элективный курс предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение и сопоставление;
  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Элективный курс рассчитан на 12 занятий (1 час в неделю).

Тематическое планирование занятий курса

  1. Аналитические и синтетические языки.
  2. Грамматика как система. Единицы языка. Нулевые единицы в языке.
  3. Норма в языке.
  4. Согласные и гласные звуки. Реформы русского письма.
  5. Заимствование в языке. Архаизмы. Историзмы. Неологизмы. Окказионализмы. Многозначность слова. Каламбур. Паронимы. Народная этимология.
  6. Лингвистическая относительность.
  7. Социолингвистика.
  8. Внутренние законы языка. Подчинение и соподчинение.
  9. Семья индоевропейских языков.
  10. Язык и речь. Язык и мышление.
  11. Моделирование языка.
  12. Презентация ученического научно-популярного журнала “Наивное языкознание”.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения элективного курса русского языка обучающийся должен:

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

уметь

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Список литературы.

  1. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975
  2. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. – М., 2001
  3. Гудков Л. Литература как социальный институт. – М., 1994
  4. Дроздова О. Е. Уроки языкознания для школьников. – М., 2001
  5. Кожевников В. М., др. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.
  6. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. – М., 1994
  7. Панов М. В. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание). – М., 2001
  8. Поспелов Г. Н. Введение в литературоведение. – М., 1980
  9. Школьные учебники по математике, физике, химии, биологии.