Аксиома параллельных прямых. 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Цели урока:

  • отработка навыков решения задач на применение признаков параллельности прямых;
  • изучение аксиомы параллельных прямых и следствий из неё;
  • развитие внимания, памяти, способности к исследовательской деятельности;
  • воспитание активности, самостоятельности, навыка ведения научной дискуссии.

Ход урока

I. Постановка целей урока (слайды 1,2)

II. Проверка домашнего задания (слайды 3,4)

При проверке домашнего задания повторить определение параллельных прямых, сформулировать признаки параллельности двух прямых, свойство двух прямых, перпендикулярных к третьей прямой (слайд 5)

III. Решение устных задач

  1. По готовому чертежу выяснить параллельны ли прямые СЕ и АВ (слайд 6)
  2. На плане местности найти параллельные улицы (слайд 7)

IV. Изучение нового материала (аксиома параллельных прямых)

  1. При помощи слайда 8 ставим перед обучающимися проблему: «Сколько можно провести через заданную точку прямых, параллельных данной прямой?» (При проведении дискуссии обучающиеся предполагают, что провести более одной прямой нельзя)
  2. А можно ли доказать это утверждение? История этого вопроса идет из глубины веков. В «Началах» Евклида (слайд 9) содержится пятый постулат, из которого следует, что через точку, не лежащую на данной прямой, модно провести только одну прямую, параллельную данной. На протяжении всех последующих лет ученые всего мира предпринимали попытки доказать пятый постулат Евклида, но безуспешно. Только в прошлом веке было окончательно выявлено (огромную роль в решении этого непростого вопроса сыграл великий русский математик Николай Иванович Лобочевский (слайд 9)), что данное утверждение нельзя доказать, т.е. пятый постулат Евклида является аксиомой. Аксиомой параллельных прямых (слайды 10,11).
  3. Решение № 169 (устно), 197 с последующей проверкой (слайд 12)

V. Физминутка (слайд 13)

Как живёте? --- Вот так
Как идёте? --- Вот так
Как бежите? --- Вот так
Ночью спите как? --- Вот так
Как шалите? --- Вот так
А грозите? --- Вот так

VI. Изучение нового материала (следствия из аксиомы параллельных прямых)

  1. У этой аксиомы есть следствия 1о и 2о. Рассмотрим их (слайды 14,15)
  2. Ребята решают №198, 199 из учебника с последующей проверкой (слайды 16,17)

VII. Итог урока

  1. Что нового мы узнали сегодня на уроке?
  2. Обучающие пишут буквенный диктант на ранее приготовленных листках (слайд 18), с последующей проверкой (слайд 19)

________________________________________( ФИО)______________(класс)

Впишите в таблицу первую букву ответа

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

  1. Если две прямые на плоскости не пересекаются, то они называются …
  2. Фигуры, совмещающиеся наложением, называются …
  3. Утверждение, не требующее доказательств, называется…
  4. Если стороны одного угла являются продолжением сторон другого угла, то это…
  5. В равнобедренном треугольнике равные стороны называются боковыми, а третья сторона…

VIII. Задание на дом (слайд 20)

  1. № 217; 200;
  2. пункты 27, 28 учебника;
  3. письменно доказать следствия из аксиомы параллельных прямых.

Слайд 21.

Литература

  1. Изучение геометрии в 7-9 кл: Методические рекомендации к учебнику: Книга для учителя /Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.- 3-е изд. - М.: Просвещение, 2000.
  2. Геометрия: 7 класс: Книга для учителя. - М.: Изд-во «Первое сентября», 2002 г.
  3. Базовый учебник «Геометрия 7-9» авторов6 Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.
  4. Математика. Приложение к газете «1 сентября», 2007 г.
  5. Журнал «Математика в школе», 2003 г., 2006 г.

Презентация