Правописание глаголов неопределенной формы в 3-м лице

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1) научиться: писать глаголы в неопределённой форме в 3-м лице.

2) усвоить знания:

а) как писать…;
б) что надо написать у глаголов…...

Исследовательская деятельность

Определи, какими буквами на письме обозначается окончание и постфикс глагола в неопределённой  форме в 3-м лице.

Для этого определи: – вопрос, на который отвечает эта часть речи,

форму глагола.

Соотнеси звуковой ряд слова с буквенным.

Дима начал готовиться [ гатов'ица ] (к уроку).

Дима готовится [ гатов'ица ] (к уроку).

ОТ (знание)

Правописание окончания и постфикса глаголов в неопределённой форме в 3-м лице

 

Неопределённая форма глагола

Глаголы в 3-м лице

что делать?

что делает?

Звуковое обозначение окончания и постфикса

Буквенное обозначение окончания и постфикса

ться

тся

ОК (языковая задача)

Правописание окончания и постфикса глаголов в неопределённой форме в 3-м лице.

Цель: написать окончание и постфикс глагола в неопределённой форме в 3-м лице.

Предмет: звукоряд.

Средства: ОТ (знание).

Действия

Знания

1. Задать вопрос.

что делать?

что делает?

2. Определить форму глагола.

н.ф.

гл. 3 л.

3. Подобрать -ться/тся. [ ца ] ться [ ца ] тся

Продукт:

а) конкретно-предметная область (рус. яз.):

– знание: как написать окончание и постфикс глагола в неопределённой форме в 3-м лице,

– умение: написать окончание и постфикс глагола в неопределённой форме в 3-м лице;

б) метапредметная область:

– знание: компоненты деятельности – цель, предмет, средства, действия, операции, продукт;

– умение: строить деятельность.

Языковая задача 1. Замени выражение схожим по значению глаголом неопределённой формы. Используй ОК.

Провести время на охоте – поохоти…………

сделать остановку – останови…………………. (остановиться)

бороться какое-то время – поборо…………….. (побороться)

завести дружбу – подружи…………………….. (подружиться)

побороть лень – не лени………………………. (не лениться)

забыть про смех – ………………………………. (не смеяться)

избегать ссоры – не сори……………………… (не ссориться)

Самостоятельная работа.

Языковая задача 2. “Допиши словечко”. Используй ОК.

1.Где никто не ссорится,
Там и дело спори……….

2.Божья коровка о саде заботится,
Целыми днями за тлями охоти……….

3.Маленький кораблик в гавани ютится.
Плавать не умеет – не хотел учи……..

4.Жёлтый лист в лесу кружится
И к ногам берёз ложи……..

5.Трудные дни наступили для птицы,
Нужно синице помочь прокорми………..

Критерии оценки: Отсутствие ошибок – на полях “+”, наличие ошибки – на полях “-”.

Грамматическая викторина.

  1. У каких глаголов в конце животное с широкими ветвистыми рогами?
  2. У каких глаголов в конце большое помещение?
  3. Какой глагол превратится в существительное, если к конечной его букве л добавить ещё букву л?
  4. Какие глаголы своими окончаниями нам велят есть?

Критерии оценки: Отсутствие ошибок – на полях “+”, наличие ошибки – на полях “-”.

Самостоятельная работа.

Языковая задача 3. Выбери -ться или -тся.

Кто любит труди………, тому без дела не сиди………. .
Всяк человек на деле познаё………. .
Любишь ката………., люби и саночки возить.

Критерии оценки: Отсутствие ошибок – на полях “+”, наличие ошибки – на полях “-”.

Ключ:

Языковая задача 1. Поохотиться, остановиться, побороться, подружиться, не лениться, не смеяться, не ссориться.

Языковая задача 2. Спорится, охотится, учиться, ложится, прокормиться.

Грамматическая викторина.

  1. Показалось и подобные глаголы прошедшего времени среднего рода.
  2. Показал и подобные глаголы прошедшего времени мужского рода.
  3. Метал + л = металл.
  4. Седеешь и подобные глаголы 1 спряжения в настоящем времени, 2 лице.

Языковая задача 3. Трудиться, не сидится, познаётся, кататься.

Учащимся выдаются следующие заготовки:

ТЕМА: “Правописание глаголов в неопределённой форме в 3-м лице”

Цель:

1) научиться: _________________________________________________________
2) усвоить знания:

а) _____________________________
б) _____________________________

Исследовательская деятельность

Определи, какими буквами на письме обозначается окончание и постфикс глагола в неопределённой форме в 3-м лице.

Для этого определи: – вопрос, на который отвечает эта часть речи,

форму глагола.

Соотнеси звуковой ряд слова с буквенным.

Дима начал готовиться [ гатов'ица ] (к уроку).

Дима готовится [ гатов'ица ] (к уроку).

ОТ (знание)

Правописание окончания и постфикса глаголов в неопределённой форме в 3-м лице

     
   
Звуковое обозначение окончания и постфикса

Буквенное обозначение окончания и постфикса    

ОК (языковая задача)

Правописание окончания и постфикса глаголов в неопределённой форме в 3-м лице.

Цель: ___________________________________________________________________________

Предмет: _____________

Средства: ____________

Действия

Знания

 

 

  [ ] [ ]

Продукт:

а) конкретно-предметная область (рус. яз.):

– знание: ____________________________________________________________________

– умение: ____________________________________________________________________

б) метапредметная область:

– знание: ____________________________________________________________________

– умение: ____________________________________________________________________

Языковая задача 1 Замени выражение схожим по значению глаголом неопределённой формы. Используй ОК.

Провести время на охоте – поохоти…………

сделать остановку – останови…………………. (остановиться)

бороться какое-то время – поборо…………….. (побороться)

завести дружбу – подружи…………………….. (подружиться)

побороть лень – не лени………………………. (не лениться)

забыть про смех – ………………………………. (не смеяться)

избегать ссоры – не сори……………………… (не ссориться)

Самостоятельная работа.

Языковая задача 2. “Допиши словечко”. Используй ОК.

1.Где никто не ссорится,
Там и дело спори……….

2.Божья коровка о саде заботится,
Целыми днями за тлями охоти……….

3.Маленький кораблик в гавани ютится.
Плавать не умеет – не хотел учи……..

4.Жёлтый лист в лесу кружится
И к ногам берёз ложи……..

5.Трудные дни наступили для птицы,
Нужно синице помочь прокорми………..

Критерии оценки: Отсутствие ошибок – на полях “+”, наличие ошибки – на полях “-”.

Грамматическая викторина.

  1. У каких глаголов в конце животное с широкими ветвистыми рогами?
  2. У каких глаголов в конце большое помещение?
  3. Какой глагол превратится в существительное, если к конечной его букве л добавить ещё букву л?
  4. Какие глаголы своими окончаниями нам велят есть?

Критерии оценки: Отсутствие ошибок – на полях “+”, наличие ошибки – на полях “-”.

Самостоятельная работа.

Языковая задача 3. Выбери -ться или -тся.

Кто любит труди………, тому без дела не сиди………. .

Всяк человек на деле познаё………. .

Любишь ката………., люби и саночки возить.

Критерии оценки: Отсутствие ошибок – на полях “+”, наличие ошибки – на полях “-”.

Ключ:

Языковая задача 1. Поохотиться, остановиться, побороться, подружиться, не лениться, не смеяться, не ссориться.

Языковая задача 2. Спорится, охотится, учиться, ложится, прокормиться.

Грамматическая викторина.

  • Показалось и подобные глаголы прошедшего времени среднего рода.
  • Показал и подобные глаголы прошедшего времени мужского рода.
  • Метал + л = металл.
  • Седеешь и подобные глаголы 1 спряжения в настоящем времени, 2 лице.

Языковая задача 3. Трудиться, не сидится, познаётся, кататься.