Организация художественно-речевой деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


“Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи – значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культурой человечества”.
Е.И.Тихеева

Что значит развивать речь ребенка? Ответ на этот вопрос и предельно прост, и в то же время чрезвычайно сложен. Конечно же, развивать у ребенка речь – это учить его разговаривать. Однако, как возникает и из чего складывается способность говорить – в этом-то и вся сложность. Говорить – это значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль и многое другое. Всему этому ребенок учиться с помощью взрослого в дошкольные годы. Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особо остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

В настоящее время появились публикации психологов, педагогов и искусствоведов, в которых убедительно доказывается, что дети для гармоничного развития нуждаются не только во внимании взрослых, выраженном в форме благожелательного, эмоционального и содержательного общения, но и в предметной среде, развивающей их речь и творческий потенциал.

Процесс развития речи ребенка и та искусственная среда, которую мы создаем, находится в постоянном взаимодействии.

Пространство, организованное для детей, может в одном случае быть мощным стимулом их речевого развития, в другом - преградой, мешающей проявить индивидуальность. Материальное окружение, организованное с целью предоставления большого пространства для творческих исканий ребенка, тем самым активно развивает его речь.

Одной из составляющих воспитательно-образовательной работы в нашем ДОУ – это создание предметно-развивающей речевой среды, что побудило нас внести мини-среды, позволяющие ребенку самостоятельно, различными способами искать и находить новые знания в овладении языком.

Народная мини-среда – народные игрушки, предметы быта, маски сказочных персонажей к театрализованным, подвижным, сюжетным играм, предметы народных промыслов.

Культурно-коммуникативная мини-среда обеспечивает ребенку речевое развитие, освоение средств и знаков речевой коммуникации, в процессе которых он приобрел опыт использования клише в во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Техническая мини-среда, в которой дети самостоятельно и помощью воспитателя слушают сказки, рассказы, стихи в исполнении мастеров художественного слова через средства ТСО.

Театральная мини-среда условно разделяется на две части – “волшебных превращений” и “встреч с героями театра”. В уголке “волшебных превращений” находится “волшебный ларец” (раскрашенный сундучок) с материалами для инсценировок и игр-драматизаций, в котором хранятся шапочки-маски, элементы костюмов, декорации, в уголке “встреч с героями театра” - пособия для показа театра кукол, теней, игрушек.

Здесь находится детская ширма, куклы-перчатки для показа кукольного театра, экран и комплекты силуэтов в специальных конвертах для теневого театра, “сцена” и игрушки, сделанные из однородного материала (мягкие, пластмассовые, деревянные, резиновые), для театра игрушек, фигуры силуэты на подставках для настольного театра.

Творческая мини-среда оснащена изобразительными средствами, природными материалами, народными музыкальными инструментами, оборудованием для игр, различные виды театров.

Педагоги систематически проводят работу по созданию условий для речевого развития детей. Воспитатели нарабатывают интересный материал по следующим темам: “Речь как фактор формирования личности дошкольника”; “Роль родителей в речевом развитии ребенка”; “Комплексный подход в становлении речи детей”; “Организация развивающей среды в группах”.

В ходе проведения конкурса на лучшую организацию и содержание речевой среды, в которой принимают участие все педагоги ДОУ, где демонстрируют понимание проблемы, творческий подход к организации речевой среды и разнообразие дидактического материала, нами были спроектированы два вида центров детской деятельности:

- передвижные,

- стационарные.

Передвижной центр – это литературный центр на колесиках. Его можно переставить в удобное место, перекатывая весь целиком, или достать только необходимый материал.

Благодаря передвижным центрам дети могут преобразовывать среду и учиться творчески подходить к содержанию любимых литературных произведений в собственной практической деятельности, уделять больше внимания игровым приемам и упражнениям, использовать произведения изобразительного искусства и музыки.

Стационарный центр развития речи расположен у окна, так, как для данного вида деятельности необходимо хорошее освещение. В нем, благодаря творческому подходу, появились грамотно оформленные уголки с особиями: кольца “Лулия”; дидактические паровоз “Ребятам о зверятах” и столик “В гости к Временам года”; речевой аквариум “Морское царство”; пособия “В мире слов”; картотеки загадок, скороговорок, чистоговорок, потешек; комплексы артикуляционных и пальчиковых игр и упражнений.

Воспитатели на занятиях и в свободное время объясняют детям, как следует пользоваться тем или иным материалом, обучают правилам показа кукольного, настольного, теневого театров. Стараются расширить и укрепить знания детей о книге и о труде тех людей, которые участвуют в ее создании. С этой же целью организовываются для детей экскурсии, целевые прогулки в книжный магазин, в детскую библиотеку. Проводятся такие литературные игры, как “Угадай название”, “Вспомни и расскажи”, “Угадай имя героя”, “Скажи наоборот”, “Скажи то же, но другими словами”.

В ДОУ проходили семинары-практикумы, беседы: “Необходимость организации зон речевой деятельности. Требования к их организации”, “Использование произведений изобразительного искусства, музыки и технических средств в речевой деятельности детей”.

Опыт нашего детского сада показал, что при наличии хорошо оборудованной предметно-развивающей среды, а также соответствующих знаний, умений и навыков у дошкольников накапливается соответствующий словарь, расширяется круг представлений, что создает возможность свободно общаться со взрослыми и сверстниками.

Развивающий эффект среды зависит не столько от условий, сколько в общей мере от характера общения педагога с ребенком, от ситуаций, заданий, способов, стимулирующих общее развитие дошкольника, речь, творческое мышление, самостоятельность.