00
дней
/
00
часов
/
00
минут
/
00
секунд

Загадка характера поморки (по рассказу Юрия Казакова "Поморка"). 11-й класс

Разделы: Литература


Цель урока: сформировать у учащихся представление об основной теме произведений Ю.Казакова: верность своему предназначению и исполнение долга перед жизнью.

Задачи:

  1. Формировать умение анализировать произведения малых эпических форм.
  2. Развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образного и аналитического мышления, понимание авторской позиции.
  3. Воспитывать чувства любви и уважения к культуре Севера, людям, северным традициям.

Предварительная работа:

Д/з:
1. Прочитать произведение.
2. Выписать значение слова “образ” у В.В. Агеносова и Ф.Абрамова.

Ход урока

1. Слово учителя. Постановка цели урока:

Сегодня мы обращаемся к творчеству писателя Юрия Павловича Казакова, к его рассказу “Поморка”, написанному в 1957 году. И постараемся понять размышления молодого писателя-студента о главной героине: “…Отчего же так таинственно близка и важна мне её жизнь, почему так неотступно слежу я за ней, думаю о ней, расспрашиваю её?”

– ЧТО так заворожило его в образе 90-летней старухи?

– Какую тайну в её характере хотел раскрыть писатель?

– Вот вопросы, на которые мы должны найти ответы на нашем уроке. И вслед за автором попытаться разобраться, в чём же загадка характера поморки.

Найти ключевое слово, характеризующее образ главной героини.

2. Анализ композиции рассказа с опорой на текст.

– Обратимся к композиции рассказа.

Оформление доски:

1 глава Экспозиция. Панорамная картина северной деревни

– Какой увидел писатель природу и быт северной деревни, рыбаков?

Работа с текстом.

  • Т.О. Перед нами широкая панорама северной деревни, без прикрас и восхищения...

/тускло, хмуро, пусто.../

– Во 2-й главе взгляд автора перемещается от общего к частному, т.е. мы знакомимся с домом хозяйки:

2 глава Композиция деталей. Дом поморки, её быт

– Какое слово связывает эти две главы? / пусто /

– Почему пусто в деревне, а – в доме старухи?

/рыбаки уходят в море; нет детей, внуков, не оживляют дом их веселые голоса…/

– Прочитайте, каким автор увидел дом?

/огромный, темный, чистый “до блеска” /

– Какие детали в доме уже указывают читателю на характер хозяйки?

/… “суровые скатерти” /

– Что чувствуется в словах писателя, описывающего быт и дом?

/восхищение, уважение тем, в какой идеальной чистоте содержит дом 90-летняя старуха/

Итак, характер хозяйки уже предопределён, подготовлен описанием дома, вычищенного до блеска, пахнущего морем, с суровыми скатертями.

– Теперь мы можем начать разговор о главномо личности героини.

– Обратимся к 2–3 главам, в которых автор сосредотачивает своё и наше внимание на образе главной героини Марфы.

– В центре рассказа образ русской женщины:

2 – 3 главы

Образ поморки.

Портрет.
Судьба.
Речь.

– Объясните значение слова “образ”.

Литературный словарь В.В. Агеносова: “Образ – это действующее лицо, главный объект повествования… Читатель узнаёт о нём через диалог, действие, описание” – научное определение берётся за основу.

Ф. Абрамов: “Художественный образ в произведении искусства – это единство внешнего и внутреннего. Гармония тела и души…”.

– Значит, ЧТО мы будем находить, анализировать в произведении?

/Образ поморки…, гармонию, единство через речь, судьбу, портрет/

3. Анализ образа главной героини. 2 глава.

А). Портрет.

– Какой предстаёт Марфа в начале 2-ой главы? / …древней старухой/

– Какие чувства возникают у автора, впервые увидев героиню?

/…жутко! Как стара! /

– Почему уже в следующем абзаце резко меняется и настроение, и описание героини?

– Назовите, с помощью каких художественных средств автор рисует портрет поморки? Приведите примеры. /Приводятся примеры антитезы, сравнений, эпитетов, повторов, экспрессивной лексики, рядов однородных членов…/

Самостоятельная работа в парах (заполнение таблицы).

– Для понимания характера Марфы сравним её в молодости и старости:

Запись в тетрадях:

В молодости В старости
1.Глаза – глаза сияли

2.Лицо – щеки горели, горяча, хороша, красавица была…

3.Фигура – стройное, сильное тело

4.Характер – веселая, заводила на любом празднике.

5.Отношение к жизни, к труду – неутомимо-талантлива, яростно-неуёмная и в работе, и в отдыхе.

6.Вывод автора – молодость “прекрасная как белая ночь”.

Тусклые, выцветшие. Древнее, тёмное. Сгорбленная, ноги набрякли.

Сердце “утИшилось”, сурова, немногословна.

Всем помогает, всё время что-нибудь делает…

Старость “как один тёмный осенний вечер”.

(Печальная метафора)

– Какой вы её увидели?

– Как вы понимаете слова автора о молодости и старости?

  • Т.О. портрет является отражением характера героини.

Вывод:

Портретные зарисовки – это первый шаг к пониманию характера поморки. Нам чуть-чуть приоткрывается его тайна.

Б). Судьба.

– Что мы узнали о её жизни?

/– любовь к мужу, рыбаку Ивану,
– работа в колхозе ради трудодней,
– смерть родителей, братьев, сестер, мужа и детей. /

– Зачитайте, как прощалась с ними.

– Благодаря чему так пронзительны эти строки?

/ нагнетают впечатление повторы, восклицательные предложения…/

– Когда светлеет лицо Марфы?

/ воспоминания о внуках, их открытки… Внуки продолжат род /

– А ещё в чём видит смысл жизни старая поморка? / в труде /

Докажите (текст).

– В этом перечислении заключено отношение автора к героине. Какое оно?

/опять восхищение/

– Чем же восхищается писатель?

/ трудолюбием,…труд приносит ей радость и удовлетворение /

Вывод:

Мы видим, заботы старой поморки всё те же, что были у её прабабки, бабки, матери – ничто не изменило устоев в северных деревнях.

И такая жизнь у многих и многих вековух по всей России, умеющих, не жалуясь, стойко и терпеливо переносить удары судьбы.

Может в этой стойкости, трудолюбии и терпении кроется разгадка её характера?

В). Речь.

– Последняя составляющая образа героини – её речь, что можно отметить?

/…почти безмолвна, немногословна, всего несколько фраз/

– Прочитайте диалог писателя со старухой.

– Как вы считаете, почему такая немногословность?

/ из-за трудной судьбы, гибели родных людей, суровый климат, войны, голод..., суровый и сильный характер /

  • Итак, проанализировав образ, подведём итог, в чём же вы увидели “единство внутреннего и внешнего” героини?

– Опираясь на композицию, смогли ли мы понять образ, характер 90-летней поморки?

– А почему для Ю.Казакова её характер был загадкой, её жизнь тайной?

/ молодой городской житель, студент /

4. Анализ 3 главы.

А). – Важную роль в понимании характера Марфы играет 3 глава.

Что мы можем отметить с первых строк? /меняется настроение, мотив /

– Какая тема здесь поднята? / смерти, старости, тоски по прошлому, одиночества (одна из составляющих характера)

– Найдите в тексте, как Марфа воспринимает смерть.

/...это торжественная перемена, знак, предзнаменование.  …умирать ей не страшно/

Вывод:

Именно эта непоколебимая уверенность и вера в справедливость жизни, в необходимости смерти делает её стойкой и спокойной.

– Но “скоро эти грустные мысли уходят”,– пишет Юрий Казаков.

Тема смерти и тоски меняется на…? Что волнует героиню?

/ на думы о завтрашнем дне,… дожить до Михайлова дня…/

– Меняются думы: меняется настроение рассказа. Что появляется?

/ надежда, желание жить /

– И в этих изменениях можно увидеть причину её долголетия, истоки её силы как физической, так и духовной. Как их формулирует автор?

/ – некогда умирать. – не все дела ещё переделаны на земле…/

Б).

– А где ещё черпает силы поморка? Прочитайте / на берегу моря… /

– Как вы думаете, зачем она “всё чаще” ходит на берег бушующего моря?

/ она ждёт, как в молодости, рыбаков,  ведь они все ей родные… мотив веры, надежды /

  • Т.Е. Её одинокая фигура на фоне бушующего моря – это символ женской верности, стойкости, любви ко всем людям.

– А что, по-вашему, ещё является важным источником силы и душевной  красоты старой поморки? / молитва /

  • Услышав её сквозь сон, писатель начинает понимать, в чём загадка характера Марфы – это в её живой, необорвавшейся связи с прошлым, с жизнью предков, казавшейся ему прежде такой далекой и чужой.

(Учащиеся читают отрывки).

– Как в начале рассказа автор описывает утреннюю молитву? / “наскоро” / Почему меняется описание? / чувство опасности, страх за рыбаков /

– О чём просит Марфа? /спасти и защитить всех, кто в море/

  • Т.О. Эта молитва раскрывает глубину и истинную любовь к людям.

– Найдите в тексте, какие неожиданные чувства испытал автор в эту ночь?

Вывод:

И в этот миг писатель понимает, ЧТО границы стёрты, что Русь, её прошлое и будущее – это вечные непреходящие ценности, которые так бережно сохраняются в доме поморки.

В). Итак, Ю. Казакову удалось создать цельный и яркий образ старой поморки. Монументальность, величие этого образа у меня ассоциируется с ликами святых, с иконописью, наполненной внутренней силой и красотой.

Доска: Святая, одно слово – поморка!...

Богоматерь

img1.jpg (16886 bytes)

Портрет жительницы северной деревни

– А вы не находите сходства?

/ наклон головы, платок, глаза, суровость и драматизм…/

  • Вот она гармония души и тела.

5. Итог урока.

– Так в чём же тайна, загадка характера старой поморки? /…в самой сути её характера, в главном в её характере…/

  • В 90-летней Марфе Юрий Казаков увидел и подчеркнул то лучшее, что отличает истинно поморский женский характер, а именно…

Учащиеся перечисляют – учитель записывает на доску самые точные определения в нужном порядке:

“ Чувство собственного достоинства, величие духа, уверенность в своих силах, вера в высшую справедливость, связь с прошлым и будущим, суровость и стойкость, духовная и нравственная сила, ясность души, извечное терпение, одиночество, трудолюбие.”

Появляется запись на доске:

Суровость
Величие духа, вера
Ясность души
Трудолюбие
Одиночество
Стойкость
Терпение
Ь

  • Итак, у нас получилось ключевое слово, точно и ёмко характеризующее Марфу.

И эту же характеристику мы слышим из уст её земляков. Подтвердите словами из текста. Её святость очевидна, не поэтому ли она окружена уважением людей? Докажите. (текст).

Вывод:

Это ключевое слово было для молодого писателя загадкой, но в нем же он нашёл и разгадку. И именно утверждение святости героини – главный итоговый штрих созданного писателем образа, так заворожившего его. Это нравственный ориентир не только для автора, но и для нас, читателей.