Для учителей химии

Азот – элемент жизни и войны

Разделы: Химия, Биология


Цель: систематизировать и углубить знания обучающихся об азоте и его соединениях, познакомить с положительными и отрицательными свойствами, применением соединений азота, определить место азота и  его соединений в жизни человека.

Задачи:

  • изучить основные соединения азота и определить их место в жизни  человека;  
  • патриотическое воспитание (продолжить воспитывать у обучающихся чувство патриотизма, любви к Родине, людям, родной  природе);
  • развивать умения сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи при изучении строения и свойств соединений азота.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний

– Мы с Вами уже знакомы с азотом и его соединениями. Мы изучали:

N ––> N2 ––> NO2 ––> NH3 ––> HNO3 ––> нитраты
атом ––> простое ––> оксиды  ––> щелочи ––> кислоты ––> соединения  азота ––> вещество

– Сегодня мы будем говорить о соединениях элемента азота с 2-х сторон:
Азот – элемент жизни / Азот – элемент войны.
Цель урока – вспомнить наиболее значимые соединения азота и определить их место в жизни человека. И в этом Вы мне поможете.

II. Изучение нового материала

1. Азот – история названия: Официальное открытие азота принадлежит Д. Резерфорду, 1772 г.
Первое название связано со свойствами азота, когда его впервые получили, попробовали испытать на животных – мышах (мышь помещали под стеклянный колпак и туда подавали азот, через некоторое время мышь погибла, следовательно газ был ядовитым). По результатам опыта, газу было дано название – штик штоф, что означало удушающий.
Далее, после ряда опытов, было выяснено, что азот обладает и другими свойствами, он может оказывать не только вред, но и пользу. Появилось другое название – Азоэ.
Затем соединения азота стали использовать в качестве удобрений. Азоту дали еще одно название – Нитрогениум (рождающий селитру). *
Название азота –  флогистированный воздух, мифический воздух, атмосферный мофетт, испорченный воздух и т.д.
Авторы химической номенклатуры предложили (1787г.) производить слово «азот» от греческой отрицательной приставки а и слово зо – жизнь. Таким образом, название «азот» по их мнению, отражало его нежизненность или безжизненность.
1790г. Ж.Шапталь предложил заменить слово «азот» словом «нитроген». Он считал, что название, означающее «безжизненный», могло бы с большим основанием быть дано другим простым телам, обладающим, например, сильными ядовитыми свойствами.
Международное название элемента – NITROGENIUM и символ азота – N.

2. А теперь доску разделим на две части: с одной стороны будем писать положительные значения азота, а с другой отрицательные. (Приложение 1)

III. Закрепление

Кроссворд

  1. Химическое соединение, используемое как элемент жизни и войны.
  2. Причина использования нитросоединений.
  3. Ученый открывший азот.
  4. Основная продукция заводов в годы ВОВ.
  5. Соединение азота – «террорист».
  6. Страна – изобретатель первого взрывчатого вещества.
  7. Основной поставщик оружия на фронт.
  8. Продукт нитрования толуола – взрывчатое вещество.
Т
Р
П О
О К Т
Н И Т Р О Г Л И Ц Е Р И Н
О Е Т Л
Х К А П
С Й Р
В О Й Н А О
Г Г
Р Е З Е Р Ф О Р Д
Н Е
С
С

–  Сегодня  тема нашего урока была: «Азот – элемент жизни и войны». Какой мы с Вами можем сделать вывод? Азот может приносить пользу или вред в зависимости от того как его использовать.

Список литературы:

1. Архивные материалы библиотеки им. Гоголя.
2. А.И.Артеменко  Органическая химия [Текст]: научно-методическая литература  – М.: «Высшая школа»,1994 г. – 127 с.
3. Д.Верзейм, К.Окслейд и др. Химия. Школьный иллюстрированный справочник [Текст]: справочная  литература  – М.:   «Росмэн», 1995 г. – 374 с.
4. Э.Т.Оганесян Руководство по химии. Поступающим в ВУЗы [Текст]: научно-методическая литература  – М.: «Высшая школа», 1991г. – 218 с.
5. Химия. Справочные материалы. Под. ред. Ю.Д.Третьякова [Текст]: справочная  литература  – М.: «Просвещение», 1988 г. – 76 с.
6. Д.В.Ходаков, Д.А.Эпштейн, П.А.Глоризов Неорганическая химия [Текст]: научно-методическая литература  – М.: «Просвещение», 1981 г. – 137 с.

Приложение 2