Внеклассное мероприятие "Литературная гостиная. С.Есенин "Береза"". 2-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 2


Цели:

  • познакомить учащихся с творчеством С. Есенина и его стихотворением “Берёза”; активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения; раскрыть авторское отношение к природе, формировать знания об эпитете как образном средстве языка;
  • способствовать развитию воображения, связной речи, художественного вкуса, навыков формирования выводов, умения анализировать, находить в тексте уже известные художественные приёмы;
  • воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову, прививать интерес к природе.

Ход мероприятия

СЛАЙД №1. (песня “Белая берёза”) Приложение 1. белая берёза.mp3 (См. приложения)

Приложение 2. чтение.ppt

I Оргмомент:

  • приветствие;
  • проверка рабочего места;

II Введение в тему. Постановка целей:

Сегодня Вы будете слушателями, художниками, исследователями.

Мы с Вами познакомимся с творчеством известного русского поэта, постараемся проникнуть в его восприятие природы, убедимся в том, насколько прекрасно всё, что нас окружает. И надо лишь только быть внимательным и обладать “открытым” сердцем для того, чтобы увидеть и почувствовать всю красоту.

Сейчас я прочитаю Вам стихотворение Николая Брауна, а Вы попробуйте услышать в нём фамилию русского поэта:

В этом имени - слово “есень”.

Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём
От русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёзы
И синь – рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней
Грусти, юности и чистоты:

- О какой фамилии идёт речь? Ваши предположения... (Предположение детей.)

- Послушайте следующие строчки:

Только скажут –“Сергей Есенин”,

Всей России встают черты.

О творчестве какого поэта пойдёт сегодня речь?

(Сергей Есенин)

Мы сегодня познакомимся с его стихотворением “Берёза”. (открыть тему)

СЛАЙД №2.

III. Рассказ об авторе:

СЛАЙД №3.

Посмотрите на портрет поэта. Всмотритесь в это лицо. Попробуйте, глядя на портрет поэта, представить, каким был человеком Сергей Александрович Есенин?

(Он молодой и красивый, у него очень умные и добрые глаза. Он задумчивый и мечтательный).

Есенин – такая звучная фамилия. Она созвучна словам “есень”, “ясень”, “осень”. Откуда она происходит? В фамилии Есенин звучит языческий корень “овсень”, “таусень”, будто она происходит от слова “осень” (по-церковнославянски – “есень”). Говорят, что мотивы тоски, увядания, осени не случайны в творчестве Есенина, что они определены его фамилией.

Есенин – весенний гений, так хорошо рифмуется. В нём действительно есть что-то весеннее. Он – гордость русского народа. Его стихи – живой родник. Посмотрите, какое одухотворённое лицо, глаза, устремлённые вдаль. Губы слегка приоткрыты, словно он что-то шепчет. А может в этот момент и рождаются строки стихотворения.

С.А. Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константинове (ныне село Есенино) 21 сентября 1895 года.

СЛАЙД №4.

Перед вами дом, в котором родился Есенин.

СЛАЙД №5.

Родители (Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна Есенины) его были бедные крестьяне. Когда мальчику было 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. “Никто не имел для меня такого значения, как мой дед, - написал поэт впоследствии. – Он был удивительный человек. Яркая личность, “умственный мужик”. Он имел прекрасную память и знал наизусть множество народных песен…”

Целые дни летом мальчик проводил на воле. Он любил бескрайние поля и луга своего родного села, радовался и белой берёзке, и душистой черёмухе, любил цветы, животных…

В осенние и зимние вечера, забравшись на печь, любил он слушать бабушкины сказки, её грустные степные песни. Хотелось самому сочинять, и свои первые стихи он сочинил в 9 лет.

СЛАЙД №6.

Первое же напечатанное стихотворение Есенина “Берёза” появилось, когда ему было 19 лет в журнале “Мирок”. В этом же журнале были напечатаны и его другие стихи. Но “писать для детей – надо особый дар иметь”, - говорил Есенин и редко писал для них.

С. Есенин – исконно русский, глубоко национальный поэт. Он воспевал в своих стихах природу и не зря его называли певцом русской природы. Сергей Есенин прожил очень мало, всего 30 лет.

Но и за это время он достиг много и мы, русские люди, горды тем, что российская деревня дала миру гениального художника слова.

IV Выставка книг.

Все эти книги посвящены творчеству С.А. Есенина. Вы их можете найти в нашей библиотеке. А я буду рада, если Вы заинтересуетесь творчеством этого поэта и почитаете что-то самостоятельно.

V Подготовка к восприятию:

Давайте мы сейчас перенесёмся в мир природы. Посмотрите на картины природы.

СЛАЙД № 7.

- Что изображено на иллюстрациях? (Зимние деревья)

- Назовите их.

Какое из этих деревьев стало символом России, самое любимое дерево русского народа. (Берёза)

СЛАЙД № 8.

Многие поэты и писатели обращались к её образу, называя её русской красавицей. О ней сложено много песен, былин, сказок. (Все деревья убрать, оставить берёзу)

Много прекрасных слов сказано о берёзе. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. А в поэзии берёза сравнивается с образом русской девушки. Россия всегда ассоциировалась с берёзой. Это истинно русское дерево. Её часто называют нежными женственными словами: матушка, красавица и т.д.

VI Физминутка.

Приложение 3. Физминутка.docx

VII Работа над стихотворением:

  • Первичное знакомство с текстом. Чтение учителем.

Закройте глаза, послушайте стихотворение и постарайтесь увидеть берёзку. А затем скажете мне, какой Вы её увидели.

- Понравилось вам стихотворение?

- Какой предстала перед вами берёзка?

- В какое время года описано деревце?

* Самостоятельная работа со стихотворением.

Прочитайте стихотворение про себя. Подчеркните непонятные слова и выражения.

- Как вы понимаете слова: кайма, бахрома?

СЛАЙД №9.

Кайма – отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.

Бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь, с рядом свободно свисающих нитей, а так же ряд свисающих нитей, кистей.

  • Анализ произведения.

- Какие краски использовал автор, чтобы описать берёзку? (Белая, серебристая)

- Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете.

- Особенно интересно в стихотворении описание инея, найдите это описание.

Как говорит о кистях берёзы? (Распустились)

О чём ещё мы так говорим? (Цветы)

Такой литературный приём называется СРАВНЕНИЕ-образное словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку.

Найдите ещё в тексте сравнения. Зачитайте.

Какое время дня рисует поэт? (Утро)

Почему вы так решили? (Заря)

Солнечное это утро, или пасмурное? (Горят в золотом огне)

Прочитайте, как занимается заря зимой?

Ещё один приём использует автор – ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - это присвоение свойств одушевлённых предметов к неодушевлённым. (когда неживое берут за живое)

(Весьма часто ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами)

Докажите. (Сонная тишина, лениво обходя, обсыпает)

Какое чувство, настроение создал поэт? (Волшебное, спокойное, радостное, ожидание чуда)

Когда у вас возникает похожее настроение? (Перед Новым годом)

Возможно, что автор тоже описывает утро после Нового года.

Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, неторопливый или медленный?

  • Работа над выразительностью.

Чтобы научиться выразительно читать, правильно чувствовать это произведение ещё раз послушайте его.

СЛАЙД № 10. (КЛИП)

  • Чтение вслух несколькими учащимися.

VIII. Рисование.

СЛАЙД №11.

Известные художники изображали берёзу в разные времена года. Несколько репродукций.

Посмотрите, какой она может быть разной.

Сегодня я предлагаю вам немного побыть художниками.

СЛАЙД № 12, 13.

(Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка)

Берёза – белоствольное дерево с мягкими, плавными ритмами.

Прежде чем рисовать дерево, посмотрите на его ствол. У берёзки ствол тонкий. Ветки тоже тонкие и расположены не вверх, они гнутся, свисают вниз и (13)делятся на ещё более тонкие веточки. При ветре они раскачиваются то в одну, то в другую сторону.

Учитывая, что дерево растёт из земли, намечаем лёгкими штрихами её поверхность. Затем намечаем высоту выбранной натуры и её характер. Далее намечаем толщину ствола у земли и прослеживаем, как он постепенно сужается к верхушке до тонких веточек.

Плавными линиями отмечаем поочередное расположение крупных ветвей, определяя их длину, направление, с ответвлениями от них мелких веток. Намечаем толщину крупных веток и прослеживаем с помощью карандаша их соединение со стволом.

СЛАЙД №14. Приложение 4. Русская народная песня - Во поле береза стояла.mp3

(Выполнение рисунков по мелодию “Во поле берёза стояла…”

Показ лучших работ.

А дома оживите берёзку красками.

IX. Обобщение.

А теперь проверим, какие мы исследователи. Даны карточки, на которых указаны строчки из произведений не по порядку.

Задание:

Укажите по порядку строчки произведения. Прочитайте выразительно.

X Итог.

С творчеством какого поэта мы сегодня начали знакомство?

Мог ли написать такие строки человек, который редко бывает наедине с природой?

Я надеюсь, что вас не оставило равнодушными творчество

С. Есенина, и вы обязательно почитаете его стихи.

XII Рефлексия

Детям предлагается плакат с нарисованной берёзкой и три коробочки с нарисованными листочками трёх цветов. Кому на уроке понравилось быть слушателями – прикрепляют жёлтые листочки, художниками – зелёные, исследователями – оранжевые.

Посмотрите, какая у нас получилась берёза. Среди нас есть и внимательные слушатели, и талантливые художники, и любознательные исследователи.

СЛАЙД №15 (прочитать стихотворение)

Спасибо за внимание!

Интернет - источники:

  • Картинки (портрет С. А. Есенина, фотографии дома, семьи, фотографии берёзы и т.д.); Яндекс. Картинки – http//mages.yandax.ru/;
  • Видеоклип С. Есенин “Белая берёза”, автор-составитель Жакулина И.В., учитель начальных классов, МОУ СОШ №23, г. Чапаевска, Самарской области.