Урок-практикум (исследование) по теме "Кислоты". 8-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели урока:

  • Обеспечить восприятие и осмысление понятия кислота, состав кислот, классификацию кислот.
  • Закрепить опорные знания понятий: сложное вещество, основание, степень окисления, физические свойства веществ, индикатор.
  • Подвести учащихся к осознанию практической значимости знаний о кислотах.
  • Создать условия для развития у школьников умения анализировать результаты лабораторных исследований, делать выводы, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.
  • Вырабатывать стремление к коллективизму.

Оборудование и реактивы: растворы кислот: серной, соляной, азотной, фосфорной, уксусной, яблочной, лимонной; индикаторы, твердые вещества: аскорбиновая, ацетилсалициловая, никотиновая, кремниевая кислоты. Обугленные кристаллы сахара в стакане. Кислоты в больших пробирках с индикаторами. В лотках у учащихся: по два стаканчика с кислотами, индикаторы, аскорбиновая кислота.

Ход урока

Мотивационно-ориентационный этап.

1. Определение темы и цели урока. На слайдах (слайды №1,2) появляются картинки, учитель зачитывает стихотворение.

С ней по жизни Вы часто встречались,
Иногда при общении обжигались.
Ест она кожу, глаза и ткани,
Губит металл, разрушает здания.

Мрамор, гранит украшают строения,
Их разрушает она, к сожалению.
Язву желудка она вызывает,
Если в избытке в нем пребывает.

Зубы крошатся, ожоги на коже…
На преступление это похоже.
Если вдруг дождик с неба прольется,
Многим тогда от нее достается:

Травы пожухнут, лес высыхает,
Рыба в озерах порой исчезает.
Она королевой себя считает,
Почти со всеми веществами в реакцию вступает.

Какова тема нашего урока? 

2. Работа с коллекцией на демонстрационном столе: растворы кислот соляной, серной, азотной, фосфорной (слайды №3-7).

  • Что мы увидели общего в составе этих веществ?
  • В чем разница?
  • Рассмотрите еще группу веществ: лимонная, аскорбиновая, ацетилсалициловая кислоты.
  • Что объединяет эти вещества?

3. Целеполагание.

  • Как вы думаете, для чего изучается эта группа соединений?
  • Предложите план изучения данных веществ.

На доске приготовлена шкала понимания (слайд № 8), которую по предложениям учащихся заполняет учитель, а ученики работают в тетради.

  • Получение кислот
  • Химические свойства кислот
  • Применение кислот
  • Физические свойства кислот
  • Определение степени окисления у атомов в молекулах кислот
  • Классификация кислот
  • Номенклатура кислот
  • Определение для класса кислот
  • Состав кислот

Вывели шкалу понимания (слайд №8), будем придерживаться этого плана в течение урока.

Операционно-исполнительский этап.

  • Проанализируем состав кислот. (Слайды № 9,10. Задание в операционной карте № 2.)
  • Дайте определение кислотам. (Слайд № 11.)
  • Рассмотрите правило определения кислотного остатка в молекулах кислот.

Вопрос классу: количество атомов какого элемента в составе кислоты может являться признаком их классификации?

Работа со списком кислот на доске.

Определение степени окисления каждого элемента в составе кислоты (слайд №12, по щелчку).

Классификация кислот (слайд №13, пощелчку)

  • Рассмотрим физические свойства кислот. (Слайд № 14).

(Разрешить попробовать на вкус аскорбиновую кислоту, сделать комментарии о ее пользе).

  • Как распознать кислоты, не пробуя на вкус? (Слайд № 15-16).
  • Правила техники безопасности:

Ты над брюками держал
С кислотой пробирку?
Круто парень ты попал
На штанишки с дыркой.

При работе с кислотой
Не нужна тревога.
С осторожностью простой
Избежишь ожога.

Чтоб разбавить кислоту,
Лил в нее водицу?
Плохо! Видно за версту-
Это не годиться.

Химик же, наоборот,
Вот как поступает:
кислоты чуть-чуть прильет
в воду и мешает.

Выполнение экспериментального задания по карте (слайды №16-17). Взаимообмен заданиями.

  • Подведем итоги по лабораторной работе (слайд № 18), демонстрационный эксперимент в пробирках.
  • Особенности свойств серной кислоты:
    1. Правило разбавления водой конц. Н2SO4 (слайд №19).
    2. Демонстрационный эксперимент обугливание сахара и бумаги (слайд №20).
    3. Опасность попадания брызг Н2SO4 на живые ткани (слайд № 21).

Значение кислот в жизни человека (слайд №22).

Оценочно-рефлексивный этап

Подводим итоги, работая по шкале понимания.

  • Что делали?
  • Как делали?
  • Зачем делали?

Попробуйте определить по шкале понимания, на каком уровне вы находитесь.

Далее предлагаем фрагмент текста и спрашиваем, что мы еще знаем о кислотах.

В сказке «Хрустальный лак» П.П. Бажов рассказывает о замечательном лаке, которым нижнетагильские мастера покрывали расписные железные подносы: «А лак такой, что через него всё до капельки видно. И станет та рисовка либо картинка как влитая в железо… Ни жаром, ни морозом её не берёт. Коли случится какую домашнюю кислоту на поднос пролить либо вино плеснуть – вреда подносу нет… Паяльную кислоту, коей железо к железу крепят, и ту, сказывают, доброго мастерства поднося, выдерживали. Ну, конечно, ежели «царской водкой» либо купоросным маслом капнуть – дырка будет. Тут не заспорить, потому как против них не то что лак, а чугун и железо выстоять не могут» как видите, мастеровые Урала ещё в ХIХ в. были с кислотами на «ты».

Объясните, о каких химических соединениях ведёт речь рассказчик.

Рефлексия:

  • Проводим тест «Проверь себя» (слайд № 23,25).
  • Ответы тесту (слайд № 24, 26).

Домашнее задание (слайд № 27).

Приложение