Методические рекомендации по работе с интерактивной доской на уроках химии

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии


Компьютерные технологии заняли прочное место в организации учебного процесса по различным дисциплинам. Сегодня не возникает сомнений в необходимости и эффективности их использования. Состояние современного образования таково, что процесс обучения проходит в условиях постоянного увеличения потока информации, подлежащей усвоению, что приводит к перегруженности учебных программ. В этих условиях, качество образования зависит от правильной организации учебной работы и от профессионализма и компетентности преподавателя.

Поэтому ИКТ-компетентность преподавателя химии играет ведущую роль в обучении.

Интерактивная доска – это не самостоятельное устройство, это компьютерная периферия, а именно – проекционный экран с интерактивными возможностями.

Лучший способ понять, как устроена интерактивная доска, просто попробовать поработать с ней. Вы увидите, как легко управлять компьютером прямо с доски. Все, что вы можете использовать на компьютере, есть и на интерактивной доске.

Для чего нужна интерактивная доска?

Интерактивные доски могут изменить преподавание и обучение в различных направлениях. Вот три из них:

1. Презентации, демонстрации и создание моделей. Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей.

2. Активное вовлечение учащихся. Мотивация и вовлеченность учащихся на занятии может быть увеличена за счет использования интерактивной доски.

3. Улучшение темпа и течения занятия. Использование интерактивной доски может улучшить планирование, темп и течение урока. Презентации, демонстрации и создание моделей

Интерактивная доска – ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме.

Преимущества работы с интерактивными досками для учащихся

1. Совместима с программами для всех лет обучения

2. Усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами

3. Предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе

4. Делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию

5. Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов

6. Позволяет преподавателям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала

7. Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост

8. Делает занятия интересными и развивает мотивацию

9. Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков

10. Освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске

11. Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала

Интерактивные доски – не просто электронные "меловые" доски. Обучение с их помощью гораздо эффективнее обучения только с компьютером и проектором. Чтобы максимально использовать возможности интерактивной доски необходимо тщательно спланировать занятие. К тому же уроки, созданные на интерактивной доске можно использовать не один раз, и это сэкономит ваше время.

Преподавание с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества

1. Материалы к уроку можно приготовить заранее – это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения.

2. Можно создавать ссылки с одного файла на другой – например, аудио-, видео-файлы или Интернет-страницы. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов. Кроме того, к интерактивной доске можно подключить и другое аудио– и видеооборудование. Это важно при изучении иностранного языка, когда преподаватели хотят, чтобы учащиеся могли одновременно читать текст и слышать произношение.

3. Материал можно структурировать по страницам, что требует поэтапного логического подхода, и облегчает планирование

4. После занятия файлы можно сохранить в школьной сети, чтобы ученики всегда имели доступ к ним. Файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями. Их можно использовать во время проверки знаний учеников.Дополнительная информация приведена в приложении 1.

Использование инструментов программного обеспечения

Интерактивная доска – это, в сущности, дисплей вашего компьютера. Значит, все, что есть на вашем компьютере, можно показать и на интерактивной доске.

Это дает вам возможность использовать широкий спектр ресурсов, таких как:

1. Презентационное программное обеспечение

2. Текстовые редакторы

3. CD-ROMы

4. Интернет

5. Изображения (фотографии, рисунки, диаграммы, изображения экрана)

6. Видео-файлы (отрывки телевизионных программ, видео-кассеты VHS или цифровые видео-изображения)

7. Звуковые файлы (отрывки кассет или радио, записи, сделанные учениками или другими преподавателями). Любой звук с CD-ROMа или Интернет-страницы также будет слышен, если у вас есть громкоговорители

Инструментарий интерактивной доски.

Воздействие на обучение

Цвет

Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет преподавателям выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления. Примером может быть работа с ПСХЭ Д.И. Менделеева, постановка лабораторных опытов.

Записи на экране

Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы и идеи к тексту, диаграммам или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, еще раз просмотреть или распечатать.

Аудио- и видео-вложения

Значительно усиливают подачу материала. На интерактивных досках также можно захватывать видео-изображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к нему записи.

Drag & drop

Помогает учащимся группировать идеи, определять достоинства и недостатки, сходства и различия, подписывать рисунки, схемы и многое другое.

Выделение отдельных частей экрана

Тест, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить. Это позволяет преподавателям и ученикам фокусироваться на отдельных аспектах темы. Часть экрана можно скрыть и показать его, когда будет нужно. Программное обеспечение для интерактивных досок включает фигуры, которые могут помочь учащимся сконцентрироваться на определенной области экрана. Используя инструмент "прожектор" можно выделить определенные участки экрана и сфокусировать внимание на них.

Вырезать и вставить

Объекты можно вырезать и стирать с экрана, копировать и вставлять, действия – отменять или возвращать. Эти придает учащимся больше уверенности – они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад или изменить что-нибудь.

Страницы

Страницы можно листать вперед и назад, демонстрируя определенные темы занятия или повторяя то, что некоторые из учеников не очень поняли. Страницы можно просматривать в любом порядке, а рисунки и тексты перетаскивать с одной страницы на другую.

Разделение экрана

Преподаватель может разделить изображение с экрана компьютера и показать его на разных досках. Это может пригодиться при тщательном исследовании предмета.

Поворот объекта

Позволяет перемещать объекты, показывая симметрию, углы и отражения

Соединение с электронным микроскопом

Позволяет рассматривать и исследовать микроскопические изображения, например, различие в осадках хлорида серебра и сульфата бария.

Практическое применение на уроках (или что нажимать и куда мы попадаем?)

Интерактивная доска позволяет учителю и учащимся быстро и легко вносить коррективы в процесс, происходящий на экране. Остановимся на особенностях работы с инерактивной доской:

1. Управление сенсорным маркером (для доски INTERWRITE) или пальцем (для доски SMART BOARD) гораздо удобнее, чем мышкой. Кроме того, вы держите в поле зрения всех учеников, контролируете их деятельность и внимание.

Доска SMART BOARD, основанная на технологии “электромагнетик”, обеспечивающей наилучшее разрешение, высокую скорость реагирования на прикосновение и точность позиционирования.

2. Писать сенсорным маркером легче и полезнее для здоровья (нет меловой пыли и тряпки). Можно изменять фон, на котором ведутся записи урока. Например, цвет фона можно изменить под цвет стандартной школьной доски (зеленая, коричневая или черная), а цвет маркера сделать белым (подобно мелу). Кому нравится можно делать записи по клеточкам и по линеечкам (кому как удобнее). Удаляются записи быстро, и даже если они удалены случайно, можно легко их вернуть, что невозможно сделать на “обычной” доске.

3. Думаю, что в кабинетах должна еще сохраниться обычная доска, лучше, конечно, маркерная. Ведь к доске учитель может вызвать нескольких учеников, а вдвоём на интерактивной доске писать невозможно или на ней нужно оставить слайд с информацией для изучения.

4. В панели управления доской есть множество значков. Значок “Галерея” выводит учителя в коллекцию ЦОР по всем предметам. Предмет “химия” представлен портретами химиков, фотографиями различных приборов, обобщающими схемами-конспектами по классам неорганических и органических веществ, диаграммами, показывающими состав сплавов, воздуха; моделями химических реакций. Например, “галерея рисунков”. Галерея содержит 2 раздела: “Моя галерея” и “Категории”. Раздел “Категории” имеет небольшой набор рисунков и схем, которые не могут полностью удовлетворить запросы содержания уроков. А раздел “Моя галерея” – это пространство, которое можно заполнять различными образовательными ресурсами, их накапливать, изменять.

Но материалов для всех уроков химии естественно не хватает. Где можно взять подобные материалы? Фотографии, рисунки, видеофрагменты содержатся на сайтах Интернет-ресурсов, откуда их легко скопировать. Можно сканировать отдельные материалы из печатных источников, преобразовать их в необходимые файлы. Хорошие схемы процессов, явлений, рисунки и фотографии содержатся на обучающих CD-R, CD-RV и CD-DVD дисках. Но использование этих дисков не всегда удобно, так как рисунки на них мелкие, текст не всегда содержит полную информацию, необходимую для конкретного этапа урока. Если производители дисков позволяют использовать эту информацию, то ее можно также скопировать и вставить в нужный фрагмент урока.

Существуют специальные программные диски с информацией именно для интерактивной доски.

Например, в теме “Азотсодержащие органические соединения. Белки” при изучении уровней структурной организации молекул белка, на доску последовательно выводятся схемы структур (см. рис. 1), затем каждой дается характеристика. Хорошо просматривается пространственное строение структур. При закреплении знаний учащиеся могут прямо по рисунку нанести дополнения (прописать последовательность аминокислотных звеньев, тип связи, нарисовать ось симметрии и т.д) (рис.1).

Первичная структура молекулы белка

Вторичная структура молекулы белка

Третичная структура молекулы белка

Четвертичная структура молекулы белка

5. В режиме интерактивной доски также можно создавать презентации, вставляя в них текст, картинки, анимации (Значок “Вставить изображение”), прописывая задания для учащихся. Порядок работы c текстом такой же, как и в программе Microcoft Word. Созданная презентация будет сохранена в файле “Изображения”, на который можно выйти через “Файл. Сохранить как”. Открыть сохранённое изображение можно только, включив интерактивный режим доски через “Файл. Открыть”.

6. Можно импортировать любой материал, находящийся вне доски, в интерактивный режим и, наоборот, экспортировать слайды доски в другое место.

7.Сенсорным маркером можно делать записи прямо на слайдах, презентации, передвигать объекты, загораживать шторкой часть материала, например, ответы на тестовые вопросы или решение задачи. Все это вносит большое оживление в учебный процесс.

8. Значок “Страница вверх. Страница вниз” возвращает вас на рабочий стол компьютера, оставляя свёрнутым режим интерактивной доски. Это повышает мобильность учителя и позволяет использовать на уроке разные возможности: показать видеофильм, вернуться к ранее изученному материалу и т.д.

9.Значок “Панорамирование страницы”, с помощью которого учитель прокручивает чистый лист во время записей на доске, что даёт возможность не прерывать смысл написанного и следить за последовательностью изложения.

10. Доска позволяет управлять интерактивными таблицами, схемами, тестами (при использовании на уроках электронных учебников). Такую форму можно использовать при фронтальной работе с классом или, вызывая ученика индивидуально к доске. В этом случае учитель и\или ученик не привязаны к компьютерной мыши, а класс следит за ходом работы. Любой ученик может подойти и помочь в случае затруднения.

11. При проведении практической работы, особенно для учащихся 8 классов на начальном этапе обучения или в случае трудной работы, можно открыть аналогичную виртуальную практическую работу и выполнять её параллельно. Учитель показывает, как надо выполнить опыт, а ученики затем повторяют его на реальных приборах и реактивах.

12. В комплекте оборудования к интерактивной доске есть также интерактивный планшет, который подключается к компьютеру с помощью той же программы, что и интерактивная доска. Используя планшет, учитель может управлять презентацией из любой точки кабинета, ведёт записи сам или поручает это ученику, находясь далеко от доски. Удобно дать ученику написать решение задачи или уравнения, сидя прямо за своей партой, написанное проецируется сразу на интерактивную доску.

Недостатки и преимущества работы с интерактивной доской размещены в приложении 1.

Библиографический список

  1. Интерактивная доска. Быстрый старт. Руководство пользователя. [Текст]. – М, Сервис плюс, 2007 – 40 с.
  2. Уроки химии Кирилла и Мефодия 10–11 класс. Общая биология [Электронный ресурс]. – М.: ООО “Кирилл и Мефодий”, 2002. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  3. Электронный атлас для школьника Неорганическая химия / В.Р. Пасечник, М.А. Козлов [Электронный ресурс]. – М.: ЗАО “Новый диск”, 2004.
  4. Электронный атлас для школьника Органическая химия / В.Р.Пасечник, М.А. Козлов [Электронный ресурс]. – М.: ЗАО “Новый диск”, 2004.