5-й класс. Математика. Урок-путешествие "Из Холмогор в Москву". Урок повторения и обобщения по теме "Уравнения"

Разделы: Математика


«Смогу и добьюсь!»

М.В.Ломоносов

Цели урока:

  • Получить новые знания о жизни и деятельности М.В.Ломоносова.
  • Уметь применять комбинированные знания в области математики, истории, краеведения.

Задачи урока:

  • Повторить, систематизировать и закрепить основные знания, умения по теме «Уравнение».
  • Развивать умение анализировать, обобщать материал, выступать перед аудиторией, развивать интеллектуальные,  творческие  и исследовательские способности, активизировать интерес к учебным предметам, формировать чувство патриотизма.

План урока:

1) Организационный момент.
2) Актуализация знаний.
3) Основная часть. Повторение и закрепление изученного материала.
         а) Теоретические вопросы (игра «Ты мне – я тебе»)
         б) Графический диктант.
         в) Работа в парах.
         г) Задача.
         д) Самостоятельная работа.
4) Домашнее задание.
5) Релаксация. Рефлексия.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя.

Наш урок посвятили М.В.Ломоносову, великому гражданину, учёному, прославившему Россию. Сегодня мы на уроке узнаем много нового и интересного о его жизни и деятельности, используя математические задания по теме «Уравнение». 7 декабря 1730 года М.В.Ломоносов получил паспорт, без которого никакое путешествие в те времена было невозможно. Отец не одобрял его стремление отправиться в Москву, но и не сильно препятствовал. А денег не дал. Пришлось обратиться к помощи соседа Ивана  Шубного, который дал юноше три рубля. Прожить в Москве на эти деньги нельзя, но на дорогу хватило. В это время из Холмогор в Москву отправляется обоз с рыбой. К нему-то и присоединился наш путешественник.  Разговоры о том, что Ломоносов шел пешком, это совсем не так, Михайло выбрался из дома ночью,  когда все спали. Надел две рубахи, нагольный тулуп, взял любимые  «Грамматику» и «Арифметику»  и отправился догонять ушедший караван, только на третий день он его догнал и уже не отставал.

Холмогоры

Цели:

  • Научиться решать уравнения (простейшие)
  • Применять их при решении задач

Емецк

Стихотворение

Скоро сам узнаю в школе
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Сам разумен и велик.
Не без добрых душ на свете
Кто-нибудь свезет в Москву

Усть-Вага

Устная работа (заканчивается круг примером тем же, с которого начали).

Шенкурск

Игра «Ты мне – я тебе»

  • Что называется уравнением?
  • Что значит решить уравнение?
  • Что называют корнем уравнения?
  • Назовите компоненты сложения?
  • Назовите компоненты разности?
  • Как найти неизвестное слагаемое?
  • Как найти неизвестное уменьшаемое?
  • Как найти неизвестный множитель?

Вельск

Графический диктант

Когда уравнение решаешь, дружок,
Ты должен найти у него корешок.
Значение буквы проверить несложно.
Подставь в уравнение его осторожно.
Коль верное равенство выйдет у вас,
То корнем значенье зовется тот час.

35 – х = 17                х = 18
29 + х = 45                х = 20
у – 37 = 18                у = 50
90 – у = 62                у = 28
80 : с = 4                   с = 3
25 * х = 75                х = 3
у : 7 = 28                   у = 196
13х – 9 = 82              х = 7

Ответ: – V  V –  V – – –

Вологда

Задача

Из летописи известно, что зимой года x замерзло Черное море. Это повторилось через b лет, а после этого еще через с лет. В какие годы произошли эти необычайные явления природы?

Реши уравнения

x + x – 1 = 37;    4b + b = 55;    (c – 711) · 2 = 2000

Ответы:

x = 19
b = 11
c = 1711

Данилов

Физкультминутка

Ярославль

Самостоятельная работа

1 вариант 2 вариант
1. (120 – y) + 84 = 92 1. (y – 45) – 13 = 55
2. x · 15 = 510 2. 17 · x = 476
3. x : 52 = 14 3. 744 : x = 24
4. Используя формулу S = Vt, определите: t, если V = 52 км/ч, S = 156 км      4. Используя формулу S = Vt, определите: t, если V = 13 км/ч, S = 390 км

Ответы:

1 вариант:

y = 112
x = 34
x = 728
t = 3

2 вариант:

y = 113
x = 28
x = 31
t = 30

Загорск

Стихотворение

Москва

Подведение итогов урока

– Наше путешествие продолжалось 45 минут. Путешествие же М.В.Ломоносова продолжалось более трех с половиной недель. Школ в древней столице было две.
Первая, которая привлекала юношу, была навигационная, вторая  находилась в  самом центре Москвы на шумной Никольской улице, в  Заиконноспасском  Монастыре. Монастырь так и назывался, так как стоял за  торговыми рядами, где продавали иконы. Официально школа называлась Славяно-Греко-Латинская  академия или просто Спасские школы.  «Смогу и добьюсь!» – вот что стало девизом Ломоносова в школе, а потом на всю жизнь.

Домашнее задание

picture

Дополнительно

1. Составить уравнение, которое не имеет корней.
2. Составить уравнение, корнем которого было бы любое число.

Надеюсь, что наша поморская земля, взрастившая известного ученого М.В.Ломоносова – человека, имя которого составляет эпоху в летописи человеческого бытия, блестящего гения во многих областях знаний, даёт российской и мировой науке новых учёных. Воплощайте идеи  М.В.Ломоносова, служите интересам России и Севера.

Рефлексия

Продолжи фразу:

Сегодня на уроке …
Теперь я знаю …
Мне на уроке …

Релаксация

Активно на уроке работали …
Старались …
Жду большей активности от …