Физкультурно-оздоровительное воспитание обучающихся через внеурочную деятельность

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


1. Введение

Физическая культура – обязательный учебный предмет в образовательных учреждениях. Он является основной формой физического воспитания обучающихся. В сочетании с другими формами, в т.ч. с физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями – достигается основная цель физкультурного образования – формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение знаниями, умениями и навыками физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.

Физкультурно-оздоровительное воспитание:

  • создает фундамент для гармоничного физического развития, укрепления здоровья
  • обучающихся;
  • позволяет накапливать предпосылки для эффективного овладения жизненно
  • необходимыми трудовыми и военно-прикладными умениями и навыками;
  • поддерживает высокий уровень физической и умственной работоспособности,
  • являющейся основой хорошей успеваемости и высокой эффективности общественно
  • полезной деятельности;
  • совершенствует двигательные, психологические и интеллектуальные качества
  • обучающихся, приучает их к эффективному распределению сил в соответствии с условиями
  • двигательной деятельности;
  • воспитывает потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями, а также
  • умение самостоятельного использования средств физического воспитания;
  • развивает высокие нравственные качества, дисциплинированность, ответственность за
  • свои действия, трудолюбие, эстетические чувства;
  • формирует физически культурную личность, организует культурный и полезный досуг
  • обучающихся.

Оздоровительная направленность работы педагога предусматривает:

  • совершенствование функциональных возможностей организма обучающихся;
  • повышение работоспособности;
  • адаптацию организма к воздействиям неблагоприятных факторов внешней среды;
  • компенсирование дефицита двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни.

Убыстрение ритма современной жизни, прогресс науки и техники ставят перед специалистами физической культуры и спорта задачу поиска новых эффективных средств и методов воспитания здорового, энергичного, гармонично развитого поколения. Однако не следует забывать и давно известные, проверенные временем средства, такие, как соревнования «Веселые старты».

Ценность этих соревнований заключается в том, что они не требуют от участников длительной специальной подготовки, могут проводиться в любое время года в спортивном зале, на улице, на воде, в бассейне, на стадионе. Участвовать в них могут обучающиеся разного возраста.

В зависимости от цели и задач эти соревнования могут способствовать:

  • развитию и совершенствованию двигательных качеств;
  • формированию таких положительных черт характера, как воля, уверенность в своих силах, здоровый азарт и спортивная злость, чувство взаимопомощи;
  • воспитанию эмоциональной устойчивости, подчинение своих интересов интересам команды.

В каждом образовательном учреждении складывается своя система по формированию Здорового Образа Жизни. В нашем учебном заведении в рамках внеклассной физкультурно-массовой работы проводятся праздники здоровья и спортивные соревнования, конкурсы и турниры с состязанием с педагогическими работниками, первенства по видам спорта – все это направлено на решение задач сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Участие обучающихся в спортивных мероприятиях училища позволяет им:

  • оптимизировать двигательный режим;
  • удовлетворить личные интересы и потребность в движении;
  • учиться владеть своим телом;
  • развивать и совершенствовать физические и морально-волевые качества;
  • стабилизировать эмоциональную устойчивость;
  • учиться дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать.

2. Информационное сопровождение

При проведении мероприятий в нашем училище обязательным этапом соревнований является теоретический блок, содержащий вопросы спортивной тематики, кроссворд, определение физических качеств и технических характеристик двигательных действий, соответствие предложенной атрибутики спортсменам и видам спорта.

Основными задачами данной деятельности являются расширение кругозора и углубление знаний, обеспечение необходимого уровня образованности в области физической культуры и спорта.

Приобретение теоретических знаний в области физической культуры – важнейшее условие, обеспечивающее эффективность воздействия физическими упражнениями на организм человека с целью его совершенствования. Это мощнейшее средство, содействующее перерастанию обязательной учебной деятельности в процесс физкультурного самообразования, физического самосовершенствования, создания условий для успешного самоопределения, социализации личности в обществе, возникновению традиций систематических, самостоятельных занятий физическими упражнениями на протяжении всей индивидуальной жизни человека.

… Учитель помогает ученику познать себя, чтобы тот в дальнейшем мог сотворить себя сам…

3. Средства и значение соревновательного метода

Основой проводимых мною внеклассных физкультурно-массовых мероприятий является соревновательная деятельность.

Соревновательный метод – это способ, основанный на включении в данный процесс компонентов соревновательной деятельности.

Соревновательный метод предусматривает использование соревновательного начала в качестве подчиненного цели обучения. Определяющей чертой его является сопоставление сил в борьбе за первенство, за возможно более высокое достижение. Объектом соревновательной деятельности может быть не только результат, но и качество выполнения двигательного действия. Установка на соревновательную деятельность вызывает у обучающихся стремление максимально проявить свои силы.

Применение соревновательного метода позволяет развивать двигательные качества в их взаимосвязи, а также оптимально сочетать процесс развития физических качеств и формирования двигательных навыков.

Соревновательные средства в процессе обучения различают по следующим показателям:

  • по преимущественной направленности (на формирование двигательных умений и навыков или развитие двигательных качеств);
  • по отношению к изучаемому двигательному действию (содержащие отдельные элементы двигательного действия, целостное двигательное действие, различные сочетания двигательных действий, способы выполнения двигательных действий в изменяющихся условиях);
  • по отношению к развиваемому двигательному качеству (на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, скоростно-силовых качеств, комплексное совершенствование двигательной деятельности);
  • по способу включения в процесс обучения (кратковременное, распределенное с периодическим включением, распределенное с постоянным включением).

Ценность соревновательного метода состоит в том, что он дает возможность моделировать условия выполнения двигательных действий, создавать игровые ситуации с учетом их сложности и адекватности ситуациям, встречающимся в жизни. Помогает он и прививать обучающимся в умело подобранных и построенных педагогом соревнованиях навыки совместной деятельности, сотрудничества для достижения общей цели.

Эффективность соревновательного метода зависит от его применения в строгом соответствии с конкретными задачами обучения.

4. Требования к составлению программы соревнований

  • продолжительность соревнований должна быть 1 – 1,5 часа;
  • следует учитывать возраст занимающихся, их интересы, уровень физического развития и подготовленности;
  • включаемые в программу игры и эстафеты должны быть разнообразны по характеру, воздействию на те или иные мышечные группы или системы организма, а также учитывать ранее приобретенные обучающимися навыки;
  • игры и эстафеты должны быть хорошо знакомы участникам соревнований. Следует избегать сложных и травмоопасных упражнений, т.к. в пылу соревновательной борьбы участники не думают об опасности, а направляют свое внимание лишь на то, чтобы не подвести команду и выполнить задание как можно быстрее;
  • игровой материал необходимо подбирать с учетом возможностей условий проведения соревнований (качества спортивной базы, наличия спортивного инвентаря и оборудования, погодных условий);
  • инвентарь для эстафет должен быть ярким, привлекающим внимание, безопасным в использовании;
  • количество инвентаря должно быть достаточным для одновременного проведения большинства игр и эстафет, чтобы не затягивать время соревнований;
  • порядок распределения игр и эстафет в соревнованиях должен предусматривать паузы отдыха в зависимости от степени нагрузки.

На организаторов соревнований ложится ответственность за здоровье участников, за то, чтобы праздник получился спортивным удовольствием и подарил яркие впечатления.

5. Заключение

Спортивные мероприятия, разные по форме проведения, соединяют различные приемы обучения, навыки, приобретаемые на уроках физической культуры, и являются показательным итогом проделанной работы по физическому воспитанию обучающихся.

Способность к самовыражению, самореализации собственных возможностей, самосовершенствованию личностных качеств, достижению максимального результата проявляется особенно в условиях соревновательной деятельности.

Физкультурно-массовые мероприятия по праву являются одной из самых интересных форм внеклассной работы по физическому воспитанию в нашем учебном заведении.

Ежегодно проводятся такие традиционные соревнования, как:

  • военно-спортивный конкурс «На пороге армейской службы» для обучающихся, проживающих в общежитиях Курьинского и Сухоложского ПУ;
  • конкурс спортивного мастерства, посвященный Международному женскому дню, в котором принимают участие девушки выпускных групп и команда женщин-педагогов;
  • спортивные конкурсы для групп 1 и 2 курсов, например «Спортивное обозрение», «Будем здоровы!», «Спортивный калейдоскоп». Участие принимают все обучающиеся в группах.

Таким образом, проведение ежемесячных внеурочных форм по физическому воспитанию позволяет нашим участникам:

  • овладевать способностью систематически поддерживать оптимальную физическую форму;
  • знакомиться с различными формами проведения мероприятий, различными вариантами проявления физических способностей;
  • стремиться к повышению личных достижений и к исправлению недостатков в физическом развитии;
  • стремиться к расширению двигательной активности и двигательного опыта в условиях соревновательной деятельности;
  • проявлять творческую активность и инициативность;
  • проявлять ответственность и добросовестность в участии в качестве судей на практических этапах соревнований.

Для меня, как педагога, разработка, организация и проведение физкультурно-массовых мероприятий способствуют проявлению организационных и коммуникативных качеств, творческому росту, поддержанию собственной спортивной формы, накоплению профессионального опыта.

Приложение 1