Час социального развития: "Человек как личность"

Разделы: Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (966 кБ)


Цель урока: познакомить подростков с характерными особенностями и возможностями личности, развивать творческое воображение, воспитать уважение к себе, чувство собственного достоинства.

Проблема урока: Каждого ли человека можно назвать личностью?

Форма урока: устный журнал.

Наглядность: цитаты, страницы журнала в форме плакатов, портреты ярких личностей, презентация.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Психологический настрой.

Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная.

Возьмитесь за руки и повторите за мной эти слова. Я хочу всем присутствующим пожелать света и добра!

III. Целеполагание.

Учитель: Когда человеку за 14, а в нашем классе всем ребятам за 14 лет, многое уже позади. В прошлом остались первые радости и огорчения, связанные с познанием мира, осложнилась система взаимоотношений с друзьями, изменилось восприятие самого себя. Возникла потребность в более углубленных ответах на вопросы: «Что есть что?» Что же делать?

Во-первых, радоваться! Радоваться надо тому, что эти вопросы перед тобой встали, что они тебе не безразличны.

Во-вторых, помнить: правильный ответ на любой вопрос – это ответ, который нашел ты сам и который тебе подходит.

В-третьих, надо знать: никакие проблемы нельзя решить только в теории. Познать себя можно, только пробуя свои силы.

И имейте в виду, что не на все вопросы вы найдете окончательные ответы. Есть такие вопросы, на которые человек отвечает всю жизнь: в разные годы, в разных ситуациях ответы могут меняться. Это жизненный опыт. А он пока впереди. Счастливого пути!

Ребята! На уроках социального развития мы говорили о правилах поведения, о различных чувствах, об особенностях мышления, о свойствах памяти.

IV. Объяснение нового материала

Сегодняшний устный журнал «Человек как личность» состоит из 3 страниц:

  1. Человек как личность.
  2. Пути формирования личности.
  3. Яркие личности.

Запишем в тетрадях тему. Эпиграфом служат слова А.П. Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Проблема урока. Каждого ли человека можно назвать личностью?

1 страница.

Учитель: На протяжении веков спорили философы, ученые, психологи, потом присоединились и социологи, успели сказать свое поэты, педагоги, врачи-психиатры. Словом, не было за всю историю человечества мыслителя, который так или иначе не задался вопросом: «Что такое личность? Что формирует личность? Как стать яркой личностью?»

На такие вопросы, вечные вопросы, будем пытаться давать ответы.

Работа в малых группах. Задания для всех коммуникаций.

– Что такое личность? Подумайте и запишите на листочках. Попытайтесь сформулировать определение. Листочки через 3 минуты прикрепляем к доске.

Современного человека нашего общества характеризует стремление быть личностью, утвердить свое «я» среди других людей. Запишем в тетрадях.

Личность – человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.

Ученики сравнивают определение из словаря со своими ответами.

Завершается страница исторической справкой.

Историческую справку готовил ученик.

(Рассказ о том, как понимали суть понятия «личность» Боэций, Аристотель, Джон Локк и другие мыслители).

2 страница устного журнала «Пути формирования личности»

Учитель: Почему даже самые близкие люди: мать, отец, брат или сестра – не то же самое, что я? Что делает меня именно мной? Задано ли нам это содержание при рождении или формируется в процессе нашей жизни? Каждый из вас в тетради запишет несколько формирующих личность. А что формирует личность в первую очередь? Затем спикер каждой коммуникации назовет в порядке важности, что формирует личность.

Через 5 минут ученики читают и объясняют, кто или что влияет на формирование личности.

Предварительно ученики провели анкетирование в четырех классах. Ученик рассказывает о результатах.

 

Учитель: Да, действительно, родители являются основными факторами, формирующими личность.

Ученики показывают сценку из семейной жизни.

(Молодые отец и мать, озабоченные правильным воспитанием своего первенца, решили проконсультироваться с опытным человеком. К воспитателю детского сада, к школьному учителю идти рано. Обратились к врачу. «Сколько вашему ребенку?» – спросил доктор. «Всего два месяца!» – ответили родители, гордясь своей расторопностью. «Целых два месяца!» – воскликнул мудрый врач и, прежде чем дать совет, пожурил родителей за опоздание).

Огромную роль в формировании личности играет окружение: одноклассники, друзья, соседи – словом, все общество. Личность формирует природа: лес, речка, цветы, дождь, Личность формируют люди, которые в глаза не видели того, кого формируют, в том числе люди, жившие задолго до нашего появления на свет: авторы книг, философы, музыканты, художники, создатели фильмов, литературные герои, реальные герои истории.

Учащиеся записывают те формирующие личность, которых не было в их списках.

– Стать личностью. Что это значит? А сейчас я кто? – спросите вы.

Из всех явлений мира человек – самое прекрасное и самое сложное явление. Мало родиться и просто жить. Надо заниматься самовоспитанием, и воспитывать всю жизнь себя. Так от кого зависит, принимать или не принимать эти основные формирующие личность?

– Конечно, от каждого из нас зависит формирование личности.

3 страница. «Яркие личности».

Запишите в тетрадях имена пяти ярких личностей. Почему мы их называем яркими личностями?

– Ответы учащихся.

Завершает нашу страничку рассказы о ярких личностях (учащиеся готовились заранее).

1 ученик рассказал о А.С. Пушкине, 2 ученик – о А. Македонском, 3 ученик – о Сократе.

Закрыта последняя страница, и хочется сказать, что каждый, родившийся на Земле, неповторим, и старайтесь наилучшим образом использовать то, что дала природа, следуя словам А.П. Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Вернемся к проблеме. Каждого ли человека можно назвать личностью?

– Каждого!

А каждого ли можно назвать яркой личностью?

– Нет!

– Почему?

– Ответы учащихся.

V. Информация о домашнем задании.

Эссе «Основные качества моего идеала».

VI. Оценивание.

– В заключение я хочу привести слова поэта Дугласа Мэллоха:

Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,
Будь маленьким деревцем в долине.
Но только самым лучшим деревом.

Использованная литература:

  1. Азбука гражданина. – М.: Мол. гвардия, 1980. – 250 с.
  2. С. Ожегов Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1987. – 797 с.
  3. Сократ, Платон, Аристотель, Сенека. Жизнь замечательных людей, биографическая библиотека Ф. Павленкова. Москва, Издательство «Республика», 1995.