Классическая музыка и эмоциональное развитие детей

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (444 кБ)


Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней -
Не спугнуть бы нам его !

Музыка начинается там, где кончаются слова, она служит источником радости и вдохновения, облагораживает людей. В жизнь ребёнка музыка входит буквально со дня его рождения, он живо реагирует на окружающие звуки. Раннее приобщение к музыке создаёт необходимые предпосылки для дальнейшего всестороннего развития личности.

Музыкальное образование в России 19-го века в качестве обязательного компонента входило в общую систему воспитания. Пению обучали во всех учебных заведениях. В гимназиях к нему добавлялся предмет «Музыка», предполагавший знакомство учащихся с музыкальным инструментом; музыка становилась для них частью духовной жизни. В 20-м столетии, в послереволюционные годы задача музыкального просвещения и воспитания приобретает особую актуальность. Концерты-лекции, концерты-беседы становятся с того времени одной из основных форм приобщения публики к интересу и пониманию сложной классической музыки. В 60-70-х годах 20-го века получили известность светоконцерты.

В настоящее время педагогика переживает интересный период своего развития: разрабатываются новые оригинальные методики, появляются новые программы. Музыкальные школы и школы искусств включены в общий процесс воспитания детей и являются теперь учреждениями дополнительного образования. На фоне прогрессивных изменений в обществе развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его интеллектуального развития. Развитие техники, компьютеризация, нестабильное социально-экономическое состояние в России вызывают недооценку и даже иногда пренебрежение вопросами эмоциональной жизни, что ведёт к нарушению основных принципов гармоничного воспитания детей, к их эстетической бесчувственности. Росту интеллектуального уровня и рационализации жизни детей должны сопутствовать развитие, углубление и обогащение эмоциональной сферы. Только согласованное единство в функционировании этих двух систем (эмоциональной и интеллектуальной) может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Формирование «умных» эмоций, коррекцию недостатков эмоциональной сферы я рассматриваю в качестве одной из важных приоритетных задач воспитания. Думаю, что музыкальная эстетика должна научить ощущать звуковые формы, чтобы ребёнок вырос добрым, отзывчивым, милосердным, умел творить добро и сопереживать, радоваться, от души смеяться. Мы, взрослые, окружаем его любовью и красотой. Неиссякаемым источником такой красоты является классическая музыка. Классическая музыка расширяет представление детей о чувствах, воспитывает способность к сопереживанию и в жизни. «Эмоции искусства»- суть умные эмоции. В этом их отличие от обыденных эмоций. Обыденные эмоции носят ярко выраженный либо отрицательный, либо положительный характер. Художественные эмоции всегда положительны, даже если они близки к наиболее отрицательным эмоциям. Самая глубокая печаль вызывает у слушателей положительные эмоции, но особого рода. Ярким примером может служить трагедия в искусстве. Музыка - вид искусства, который воздействует на человека посредством образов, отражающих его различные переживания и окружающую жизнь.Дети могут воспринимать музыку не только эмоционально, но и осознанно.

Одна из центральных позиций Д.Кабалевского о доступности детям младшего возраста серьёзной музыки связана с обращением к музыкальной классике. Система Д.Кабалевского является значительным вкладом в теорию музыкального воспитания; важно добиться того, чтобы ребёнок не только слушал музыку, но и слышал её, не только воспринимал, но и сопереживал её содержание и настроение. Нет ни одного композитора, который не подарил бы детям часть своего сердца, частицу своей души. Музыкальные шедевры, такие как «Времена года» А.Вивальди, произведения Моцарта, Бетховена, Чайковского, Д.Шостаковича формируют у детей эталон красоты. Восприимчивость прекрасного не только обогащает ребёнка и регулирует его эмоции, но и направляет его на добрые поступки, или, как говорил Д.Кабалевский, «прекрасное пробуждает доброе». Человек не рождается с чувством прекрасного, его надо развивать, воспитывать. И этому помогает музыка. «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно сделает Вас духовно богаче, чище, совершеннее. Вы увидите жизнь в иных тонах и красках,»-отмечал Д.Д.Шостакович. Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она очень многому учит нас, так же как книга, делает нас лучше, умнее, добрее. В области человеческих чувств есть неуловимые нюансы, что только музыка может выразить их возвышенную чистую красоту.

В Конвенции по Правам Ребёнка говорится о гуманизации воспитания: ориентация на ребёнка, уважительное отношение к нему, как к неповторимой личности. Педагог- гуманист К.Ушинский говорил, что для развития личности надо создать обстановку эмоционального благополучия, комфорта. Актуальна проблема эмоционального самочувствия ребёнка в .семье, что является важнейшим условием развития личности. Музыкальное развитие ребёнка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний, самым существенным образом влияет на познавательные процессы и поведение.Состояние эмоциональной среды существенным образом определяет темп и качество психического развития.Таким образом, всё развитие ребёнка происходит в контексте эмоций. Именно поэтому современные воспитательно-образовательные программы большое внимание уделяют развитию эмоциональной среды ребёнка. Девизом программы «Детство» являются слова: «Чувствовать-познавать-творить». На первое место поставлено умение чувствовать, то есть проявлять и распознавать эмоции.

В настоящее время в нашей стране, к сожалению, падает уровень общей культуры. Немаловажную роль в духовном возрождении человека должна сыграть классическая музыка. Тем она и бесценна, что несёт идеи гуманизма, благородства, пронизана пафосом борьбы добра со злом.Формирование основ музыкальной культуры, а через неё и художественной, и эстетической культуры — актуальная задача сегодняшнего дня, тем более, что в Программе «Наша новая школа» одним из подпунктов стоит «Одарённые дети». Каждый ребёнок талантлив, но талантлив по-своему. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту-маленький человек осознаёт своё достоинство. Музыкальное воспитание — не воспитание музыканта, а воспитание, прежде всего, человека. Дети-большие фантазёры. Развитие их фантазии и творчества является целью работы преподавателя ДМШ. Классика в переводе с греческого означает - образцовый.

Важно, чтобы в детстве у человека оказался «золотой ключик» в волшебный мир красоты, несущий душе светлые, благородные чувства. Главной задачей считаю зажечь в детях искру любви к классической музыке, сделать её близкой им на всю жизнь. Каждый ученик меня чем-то радует:

Антон-своей музыкальностью,
Алина-настойчивостью в учёбе,
Настя - своими большими способностями,
Полина-своей непосредственностью,
Юля-трудолюбием и умением держаться на сцене...

Чем больше людей потянется к большой музыке ( классической ), тем глубже она будет проникать в их повседневную жизнь, тем радостнее будет нам, педагогам, сознавать полезность своей работы. Пусть же не все учащиеся музыкальных школ в будущем станут профессиональными музыкантами, а только любителями, но занятия музыкой всё равно оставят глубокий отпечаток на всю жизнь: это творческие натуры, они становятся более чуткими к окружающему миру, более тонко воспринимают всё прекрасное.

Приложение 1

Приложение 2