Обложка книги. Урок ИЗО в 8-м классе

Разделы: МХК и ИЗО


Цель:  

  • познакомиться с историей возникновения книги;
  • дать представление о процессе создания книги  и составляющих ее элементах.

Задание: выполнить эскиз обложки книги.

Материалы: бумага, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: образцы книг и журналов.

ХОД УРОКА

Учитель: Ребята, сегодня мы познакомимся с историей возникновения книги. Узнаем, как она изготавливалась и из каких элементов состоит, подробнее остановимся на обложке книги. Книга появилась в начале нашей эры. Она имела прямоугольную форму и состояла из вшитых в нее листов.

Называлась она кодексом. Слово «кодекс» в переводе с латинского означает систематизированный свод законов, относящихся к какой-либо области права. Ранее вместо книги были так называемые свитки, на которых писался текст. Греки и римляне писали текст на папирусе, а затем сворачивали его в свиток. Свитки служили людям долгое время, до тех пор, пока не появилась бумага.

Во II в. в Китае была изобретена бумага. В Европе бумага начала применяться только с ХII столетия. Текст писали медленно, выводя каждую букву. Для письма применяли птичьи перья.

Расцвет рукописных книг приходится на эпоху Возрождения – ХI-ХV вв. Книги имели в основном религиозное содержание и переписывались в основном монахами. Каждая книга писалась несколько лет. В создании книги принимали участие не только писарь, но и художники. Они рисовали заголовки и иллюстрации к тексту. В ХIV-ХV вв. начали  появляться книги с научным содержанием. Книги стоили очень дорого, так как  был дорогой способ печати. Он был основан на принципе печатания гравюр и носил название  «ксилография», что в переводе с греческого означает гравюра на дереве.

В XV вв. Германии был изобретен способ печатания книг с помощью подвижных литер – деревянных брусков. На Руси первая книга появилась в 1564 году. Она называлась «Апостол» и напечатал ее основатель русского книгопечатания Иван Федоров.

Светская книга получила широкое распространение лишь при Петре I в XVII в. Книги стали издаваться с переплетом и с обложкой. Переплет и обложка предохраняли книгу от преждевременного изнашивания. Обложки имели самый разный характер, они выполнялись с рисунками или без рисунков. Начиная с XIX в., обложка включает в себя определенную информацию и к ней начинают предъявлять строгие оформительские требования. В зависимости от содержания книги, подбирался определенный шрифт и рисунок.

Современные книги издаются огромными тиражами, разными издательствами и в разных городах. Обложки современных книг оформляются по-разному: только текстом, или к тексту может добавляться рисунок, орнамент и т.д.

Орнамент и рисунок на обложке книги должны сочетаться со шрифтом и  соответствовать содержанию книги.

Многие книги оформляют суперобложкой. Суперобложка представляет собой красиво оформленную бумажную обертку, одеваемую на переплет. Она предохраняет переплет и придает ему нарядный вид.

К элементам оформления книги относятся так же «форзац», «титул», «шмуцтитул», «разворот», «заставка», «буквица», «концовка».

Титулом называется заглавный лист книги, на котором написаны подробные данные: фамилия автора, название книги год и место издания.

Шмуцтитулом называется отдельный лист книги с заголовком следующей главы или части книги. Он помещается на правой стороне разворота. Разворотом называют две смежные страницы книги, оформляемые как единое целое.

Заставкой называют композицию в ширину страницы, открывающей какой-либо раздел книжного текста. Рисунок заставки должен отражать содержание данной главы книги.

Буквица (инициал) представляет собой декоративный элемент оформления раздела книги и изображается в виде начальной значительно увеличенной буквы.

Концовка – небольшая композиция орнаментального или изобразительного характера, заканчивающая какой-либо раздел книжного текста. Концовки иногда изображают в виде нескольких штрихов разной длины.

Оформление обложки начинается с творческого поиска художника – выбора шрифтов, рисунка, цвета фона и цвета надписи. Выполнив несколько эскизов, нужно выбрать самый удачный и приступать к работе.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, что на сегодняшнем уроке вы узнали из истории появления книги?
Ответы детей.
Вопрос: Назовите, пожалуйста, основные элементы книги.
Ответы детей.
Вопрос: Каковы этапы работы оформления обложки книги?
Ответы детей.
Учитель: Правильно, ребята. Я вижу, вы готовы приступить к работе. Желаю вам успеха.

Подводятся итоги работы. На доске создается импровизированная выставка из детских работ. Учитель благодарит ребят за урок.