Элективный курс для 8-го класса "Физика вокруг нас"

Разделы: Физика


Данный элективный курс по физике рассчитан на учащихся 8 класса. Он способствует развитию экспериментальных навыков обучающихся, развитию умения подбирать необходимое оборудование для решения задачи, собирать установку для опыта, проводить опыты и делать соответствующие выводы из результатов опытов, а так же воспитывает умение сотрудничать при проведении экспериментов, обсуждении результатов опытов. Способствует развитию интереса к физике как к учебному предмету и науке.

Экспериментальные навыки очень важно прививать обучающимся в связи с тем, что количество часов, отводимое по учебной программе для изучения физики в старших классах (9 – 11 кл.), сокращается, а значит, на уроке остается меньше времени на эксперимент. Так же уменьшается количество времени, отведенное на лабораторный практикум в этих классах. Но все же учащиеся должны понимать, что физика – наука экспериментальная.

Умение экспериментировать, ставить опыты с простым оборудованием поможет учащимся и в решении повседневных практических задач, таких как изготовление своими руками необходимого простейшего устройства, приспособления.

Занятия курса организуются так, что учащиеся выполняют самостоятельный поиск решения задачи, подбирают приборы, проверяют свои варианты решений или же изучают необходимую литературу и выполняют опыты.

Уровень усвоения указанных умений определяется на заключительных занятиях при проведении отчета обучающихся, посещавших данный элективный курс, в виде выступления с демонстрацией занимательных опытов по физике перед учащимися 7 класса.

Данный курс рассчитан на 17 часов.

Учебно-тематический план курса

№ п/п Тема, по которой решаются задачи Задача Кол-во часов Используемая литература
1 Вводное занятие. Знакомство с курсом. 1  
2 Инерция. Подготовить опыты, демонстрирующие явление инерции. 2 [1], [2] , [4]
3 Силы поверхностного натяжения Заставить плавать лезвие на поверхности воды. 1 [1] , [2] , [4]
4 Атмосферное давление. Отпустить яйцо в графин. Заставить кипеть холодную воду. 2 [2] , [4]
5 Расширение тел при нагревании. Подготовить опыты, демонстрирующие явление теплового расширения. 1 [1]
6 Давление жидкости. Изготовить старинную игрушку “Ваза Тантала”. 2 [1] , [2] , [4]
7 Тепловые явления. Вскипятить воду в бумажной коробке. 1 [1] , [4]
8 Сообщающиеся сосуды. Изготовить разные виды уровней из подсобных материалов. 1 [3]
9 Реактивное движение. Изготовить ракету из воздушного шарика. 2 [3] , [4]
10 Электростатика. Изготовить игрушку “Прыгающие человечки”. 2 [1]
11 Заключительное занятие. Репетиция – подготовка опытов для выступления.

Выступление перед учениками 7 класса.

2  

Заключительное занятие по элективному курсу “Физика вокруг нас”.

Цели занятия:

  1. Демонстрация овладения учащимися 8 класса, посещавшими данный элективный курс, экспериментальными навыками, умением самостоятельно поставить опыт, объяснить его;
  2. Развитие интереса учащихся к физике как к учебному предмету и науке;
  3. Развитие мыслительной деятельности учащихся.

Приборы и материалы для опытов:

  • К опыту 1: стеклянная банка, картонное кольцо по диаметру шире отверстия в банке, монета, карандаш;
  • К опыту 2: полотенце кухонное, стакан, 2 монеты одинакового диаметра, 1 монета меньшего диаметра;
  • К опыту 3: 2 кольца из газетной бумаги шириной 2,5 см, 2 деревянных бруска, металлический стержень, карандаш;
  • К опыту 4: чашка с водой, лезвие, металлические иглы, крем косметический;
  • К опыту 5: мензурка с водой, пипетка, резиновая пленка (разрезанный воздушный шарик), нитки;
  • К опыту 6: 5 металлических брусочков одинакового размера, стакан с водой, линейка:
  • К опыту 7: вареное яйцо, колба с диаметром отверстия меньше, чем яйцо, бумага, спички, металлический поднос.

Подготовительная работа:

  1. Объявление-приглашение для семиклассников о проведении заключительного занятия элективного курса “Физика вокруг нас” в форме викторины;
  2. Изготовление бумажных жетонов с буквами “Т” и “П”;
  3. Изготовление “медалей” - “Лучшему физику – теоретику 7 класса” и “Лучшему физику – практику 7 класса”;
  4. Приготовить яблоко, изюм, черный ящик.
  5. Пригласить в счетную комиссию учащихся 9 класса (3 чел.).

Ход занятия

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас проходит заключительное занятие элективного курса по физике, на котором восьмиклассники учились овладевать премудростями эксперимента, изготовляли игрушки на основе физических явлений, учились демонстрировать опыты. Сейчас они покажут свои умения для вас. Чтобы семиклассникам не было скучно, мы решили и им дать возможность выполнить опыты. Условия таковы: восьмиклассник задает вопрос, в котором описана экспериментальная задача, каждый семиклассник, желающий ответить, поднимает руку, рассказывает план решения задачи. Если принцип решения не нарушает условия вопроса, то ему предоставляется возможность попробовать выполнить опыт. Удачное решение вопроса дает возможность ученику 7 класса получить жетон с буквой “П” - практик. В случае неудачи семиклассников, решение вопроса демонстрирует восьмиклассник и объясняет его суть. Пожелаем успеха и седьмому, и восьмому классу!

Для подготовки оборудования к опытам потребуется некоторое время. В эти паузы для учеников 7 класса будут предлагаться теоретические вопросы. Правильно ответивший на теоретический вопрос получает жетон с буквой “Т” - теоретик. Подсчетом и раздачей жетонов занимается наша счетная комиссия. Получившие наибольшее количество тех или других жетонов, в конце занятия награждаются “медалями”.

Итак, физика вокруг нас, знаем ли мы физические явления, умеем ли использовать их на практике?

2. Викторина.

(Теоретические и практические вопросы задают учащиеся 8 класса, они же анализируют и комментируют ответы учеников 7 класса).

Теоретический вопрос: Что обозначает слово физика в переводе с греческого языка?
Теоретический вопрос: Какой ученый впервые ввел слово “физика” в науку?
Теоретический вопрос: Что называют инерцией?

Опыт 1. На банке стоит картонное кольцо, на кольце лежит монета. Не дотрагиваясь до кольца и монеты руками, используя явление инерции, положите монету в банку.
Опыт 2. На столе вверх дном стоит стакан. Он опирается на две монеты. Под стаканом лежит еще одна монета. Не дотрагиваясь до стакана, достаньте ту монету, которая лежит внутри стакана. (Стол покрыт полотенцем или скатертью).

Теоретический вопрос: В черном ящике находится предмет, который, как рассказывает легенда, помог открыть явление всемирного тяготения. Какой предмет находится в черном ящике?

Опыт 3. На два бруска я повесил бумажные кольца. На кольца положил карандаш. Что произойдет, если я сейчас ударю палкой по карандашу: сломается палка, сломается карандаш или разорвутся кольца? Отвечает тот, кто первым поднимет руку.

Теоретический вопрос: Полезна ли мужчинам борода? Ответ дайте с точки зрения физики.

После заслушивания ответов учеников можно привести такие сведения. С бородой мужчинам теплее. Зимой утепление нижней части лица бородой действует положительно, а летом, особенно при физических усилиях, голова и мозг бородатого мужчины перегреваются. Чем больше и гуще борода, тем сильнее выпадают волосы на голове, и тем чаще образуется лысина, усиливающая охлаждение мозга. К такому выводу пришли ученые из Лионского университета (Франция).

Опыт 4. В руках у меня лезвие. Есть чашка с водой. Положите лезвие на воду так, чтобы оно плавало. Перевезите с помощью лезвия 7 иголок от одного края чашки на другой.

Теоретический вопрос: Правда ли, что железную дорогу придумали заключенные? Если “да”, то, как это произошло?

После ответов учащихся можно привести следующие сведения.

В старину на рудниках, где работали заключенные, для груженных рудой тележек прокладывали пути из деревянных брусьев. Так как такие пути были недолговечны, то к брусьям прикрепляли вначале стальные полосы, а потом короткие чугунные рельсы. А деревянные брусья стали класть поперек, так появились пути, которые м ы называем сегодня железнодорожными.

Опыт 5. У меня есть сосуд с водой, в котором плавает пипетка. Сосуд сверху закрыт. Не открывая сосуда, не замочив рук, опустите пипетку до дна, а потом поднимите вверх, т.е. заставьте ее нырять.

После выполнения опыта можно рассказать о его истории.

Этому занимательному опыту около 300 лет. Его приписывают Рене Декарту (по латыни его фамилия Картезий). Опыт был так популярен, что на его основе создали игрушку, которую и назвали “картезианский водолаз”.

Теоретический вопрос: Две сестры качались, правды добивались. А когда добились, то остановились. Что это такое?

Опыт 6. На столе стопкой лежат металлические бруски, на них стоит стакан с водой. Предложите способ, как опустить стакан на стол, не дотрагиваясь до него.

Теоретический вопрос: Благодаря какому великому ученому слово “физика” появилось в русском языке?

Опыт 7. Предложите способ, как это вареное яйцо положить в колбу. Разрезать яйцо нельзя.

Теоретический вопрос:  И наконец – изюминка нашего занятия! (на тарелке выносят изюминку) Последний маленький вопрос: какое физическое явление произойдет, если изюминку положить в воду?

3. Подведение итогов викторины, награждение победителей.

4. Подведение итогов элективного курса.

Используемая литература:

  1. Билимович Б. Ф. Физические викторины. – М.: Просвещение, 1977
  2. Горев Л. А. Занимательные опыты по физике. – М.: Просвещение, 1977
  3. Майоров А. Н. Физика для любознательных или О чем не узнаешь на уроке. – Ярославль: Академия развития, Академия, К°, 1999
  4. Рабиза Ф. В. Опыты без приборов. – М.: Детская литература, 1988