Интегрированный урок (окружающий мир + русский язык) по теме "Птицы. Состав слова". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока: познакомить учащихся с жизнью птиц, изменениями, происходящими в их жизни по сезонам;

Задачи урока: развивать умения образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов, правильно писать корни и приставки, отрабатывать умения разбирать слова по составу; развивать речь, мышление, память;

Оборудование: презентация “ Птицы”, таблица “Перелётные птицы”,

Ход урока

I.

1. Организационный момент.

– Наш сегодняшний урок будет несколько необычным, вместе с изучением темы по окружающему миру обобщим знания по русскому языку.

2. – Отгадайте мои загадки:

В серой шубке перовой
И в морозы он герой
Скачет, на лету резвится,-
Не орел, – а все же птица! (Воробей)

– Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)

– Стоит ствол,
На стволе кол,
На колу дворец,
Во дворце певец. (Скворец)

– На когтях на ствол сосновый
Влез монтер красноголовый.
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул свет в лесу. (Дятел)

– На ветвях, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки по яблоне весело снуют,
Гусениц мороженых яблоки клюют. (Снегири)

– Мал конек за морем бывал:
Спереди — шильце,
Сзади — вильце,
Сверху — черное суконце,
Снизу — белое полотенце. (Ласточка)

– Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
А весной в полях поет. (Жаворонок)

– Чем они отличаются от других живых существ?

– Что вы знаете о птицах?

II.

1. Справочный материал. (на фоне слайда природы, птиц)

– Птицы широко распространены по всему земному шару. Человек встречает их на экваторе, в полярных странах, в лесах, в степях и пустынях, на вершинах  высочайших гор, на воде.

Жизнь многих птиц сильно меняется по сезонам. Многие птицы совершают дальние  перелёты из наших мест в тёплые страны, возвращаясь весной обратно. Но есть и такие,  которые постоянно живут в данной местности.

 

2. а) – Соотнесение картинки и название оседлых птиц,

б) – Запишите слова, вставляя пропущенные буквы:

голуби, в_р_бьи, с_р_ки, галки, рябчики, т_терева, лесные совы, ястреба-т_теревятники.

– Птиц, которые зимуют в данной местности, называют зимующими. Группу зимующих птиц составляют все оседлые птицы и птицы, прикочевавшие в данную местность на зимовку.

в) – Запишите слово и разберите его по составу.

зимующие

3. – Отличие всех птиц, как вы уже говорили, они умеют летать. Запишите.

летают

– Образуйте новое слово с помощью приставки и суффикса

Улетают, перелетают, перелётные

– Разобрать по составу.

4. – Соотнесите картинку и название перелётных птиц, запишите их, объясняя правописание.

 

Ласто_ки, стр_жи, кукушки, скв_рцы, сол_вьи, журавли, аисты, щурки, иволги, пеночки.

III. Физминутка.

(Чтение стихотворения сопровождается имитацией движений)

Возле ёлочки зелёной
Скачут, каркают вороны.
Из-за корочки подрались,
Во всё горло разорались:
Кар-кар-кар!
Вдруг собаки выбегают,
Ворон крикливых разгоняют.

IV.

– В чём же причины перелётных птиц? На первый взгляд может показаться, что осенью птиц гонит от нас холод, а весной привлекает возвратившееся тепло. Такое объяснение несостоятельно. Во-первых, все перелётные птицы-теплокровные и оперение их не хуже, чем у оседлых, так, что перенесение холода почти одинаково возможно теми и другими. Во-вторых, многие птицы улетают и прилетают в определённые сроки, совершенно не сообразуясь с состоянием погоды.

(Так, грачи прилетают к нам уже в марте, когда все ещё покрыто снегом, с другой стороны, кукушка улетает в конце июля или в августе, когда ещ1 продолжается самое тёплое время.)

Одна из существенных причин перелётов птиц– недостаток пищи.

Некоторые учёные связывают перелёты птиц с существованием в северном полушарии ледниковой эпохи.

Одной из главных причин перелётов птиц считает изменение продолжительности дня.

Существуют и некоторые другие мнения о причинах перелётов птиц.

V. Запись под диктовку и заучивание скороговорки.

Грачиха говорит грачу:
“Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!”

– Разобрать по составу: грачиха, грачу, грачатами.

VI. – Знаешь ли ты, что…

  1. Рекордсмен дальних перелётов-полярная крачка. Каждый год совершает перелёты из Арктики в Антарктику и обратно.
  2. Самая маленькая птица на свете-колибри. Она живёт в тропическом лесу. Колибри не поёт, а забавно жужжит, питается нектаром и единственная из всех птиц умеет летать задом наперёд.
  3. Самая маленькая птица в нашей стране-королёк.
  4. Самая большая в мире птица– страус. Страус не летает, но очень быстро бегает, 32 км/ч.
  5. Выше всех летает-орёл.
  6. Народная примета: “Птицы сидят нахохлившись– к непогоде!”

VII. Задание на интерактивной доске.

– Определи, чем питается каждая из этих птиц. Соедини птицу и корм.

 

VIII.

– Назови птенцов птиц, запиши слова. С помощью какой части слова они образовались?

воробей – орёл –
сорока – ворона –
снегирь – чайка –

IX. Итог урока.

X. Вывод.

– Запомни правила!

  1. Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. Не прикасайся к птенцам в гнезде.
  2. Не разоряй гнёзда.
  3. Не бери весной и в начале лета с собой в лес собаку. (Она легко может поймать плохо летающих птенцов)
  4. Обязательно подкармливай птиц зимой.
  5. Весной делай, со взрослыми, для птиц домики-скворечники.
  6. Береги и люби природу!

XI. Д/З.

– Найти материал о жизни птицы. Опиши её.