Экологический вечер "Земля у нас одна"

Разделы: Внеклассная работа, Экология


Цель мероприятия: создание условий для формирования экологической культуры воспитанников.

Задачи:

  • Познакомить с экологическими проблемами современности.
  • Развивать познавательную, творческую и общественную активность воспитанников.
  • Содействовать формированию чувства бережного отношения к природе.

Методы проведения: наглядный, информационно – рецептивный, репродуктивный.

Возраст детей: 11-15 лет

Условия проведения: актовый зал школы, клуба.

Оборудование и материалы

  • Плакаты со словами: «Земля у нас одна», «Одна у человека мать, одна у него и Родина», «Своя земля и в горсти мила».
  • Выставка детских рисунков «Береги свою планету».
  • Кроссворды «Красная книга природы».
  • Фотографии, картины о природе.
  • Диск с песнями о родине, например «С чего начинается родина», мелодия пьесы Чайковского «Осень», DVD плеер.
  • Декорации сказочного морского царства.
  • Костюмы персонажей Царя – сома, воина, русского Ивана, змея, карася, рака.
  • Глобус.
  • Микрофон.
  • Стол, стулья для сцены.

Методические советы на подготовительный период.

На подготовительном этапе экологического вечера объявляется конкурс рисунков «Береги свою планету». Устанавливается срок сдачи рисунков. Определяются победители лучших рисунков. Продумывается награждение в данном конкурсе. Это могут быть грамоты или благодарственные письма. Так же объявляется конкурс лучших чтецов о природе и её охране. Определяются лучшие чтецы.

План проведения экологического вечера.

  • Вступление.
  • Интервью с известным биологом А.В. Яблоковым.
  • Состязания юных экологов (Разгадывание кроссвордов).
  • Инсценировка экологической сказки «Как молодец Иван ходил с чудищем сражаться».
  • Минуты поэзии о природе и её охране.
  • Подведение итогов

Сценарий экологического вечера

Вечер начинают двое чтецов под тихое звучание мелодии песни «С чего начинается Родина».

Первый чтец:

Возле речки в тумане
Чуть звенят тополя.
Может ими и манит
Человека земля?

Второй чтец:

Иль березкой кудрявой,
Не скупой на слова?
Или явором?
Явор – всем лесам голова!

Первый чтец:

Иль плясуньей калиной,
Что сережкой трясёт?
Или первой травинкой,
Пробивающей лёд?

Второй чтец:

Что ж земля привлекает
Или этим, иль тем.
В суть вопроса вникая,
Я так думаю – всем.

Первый чтец:

И родными местами,
Где ты жил, где ты был,
И цветами, цветами –
Чуть о них не забыл…

Второй чтец:

Манит волею реки
И раздольем поля.
Не обманет вовеки
Человека земля.

Ведущий. Проблемы экологии, окружающей среды в целом, по всеобщему признанию, стали самыми грозными после проблем ядерной войны. Каковы эти проблемы сегодня? Что делается для их решения? Об этом актуальное интервью с известным биологом нашей страны А.В. Яблоковым. Затем состязание юных экологов. После них артисты нашего театра познакомят с инсценированной экологической сказкой. А завершат наш вечер минуты поэзии о природе и ее охране. Итак, актуальное интервью. (На сцене ведущий, несколько школьников, которые задают вопросы А.В.Яблокову и самый сильный из обучающихся, отвечающий за А.В.Яблокова).

Вопрос (1 ученик): Александр Владимирович, расскажите пожалуйста, о самых острых экологических проблемах нашего времени.

Яблоков А. В.:  Начну с изменения климата. За последнее столетие произошло повышение средней температуры поверхности Земли не менее чем на 0,5 С. Как и было предсказано моделями парникового эффекта, зимние температуры увеличились более значительно, чем летние. Парниковый эффект возникает потому, что  углекислый газ, метан и закись азота, попадая в атмосферу, действуют как стекло в теплице, затрудняя отдачу тепла с поверхности планеты. Считается, что основным источником углекислого газа, связанным с деятельностью человека, является сжигание ископаемого топлива. В настоящее время доказано, что основным источником парниковых газов являются нарушения работы микробных сообществ почв Сибири и части Северной Америки. Это открытие накладывает на нашу страну большую вину за глобальные изменения климата, чем считалось, исходя из нашей доли в сжигании ископаемого топлива.
Если не принять каких-то срочных мер, глобальная температура поднимется на 1,5-4,5 оС к середине столетия, что приведет к существенным последствиям. Во-первых, резко увеличивается процесс опустынивания. Особенно быстро начнут расширятся пустыни в Африки, на юге Северной Америки, изменится климат в Сибири, Скандинавии. Во-вторых, резко ускорится уже сейчас происходящий медленный подъем уровня Мирового океана (за счет таяния полярных льдов). За последнее время этот процесс ускорился раз в 10 (уровень океана поднялся на 10-12 см), и по прогнозам к 2050 году возможно повышение уровня океана составит 150 см.

Вопрос (2 ученик): Сейчас говорят и пишут о проблеме пресной воды. Каков ваш взгляд на данную проблему?

Яблоков А.В. Чистой воды у нас не хватает. Причины хорошо известны: неконтролируемый рост различных загрязнений, продолжающееся экстенсивная использование водных ресурсов. У нас воду можно забрать в каком угодно количестве, её можно без особого наказания загрязнить. Антиэкологичность в водохозяйственном строительстве оборачивается настоящей трагедией для крупных и мелких регионов. В 50-е годы мелиораторы решили, что Аральское море – «Ошибка природы» и воду в него Амударья и Сырдарья несут совершенно напрасно. В избытке пустили воду этих рек на хлопковые поля. Такое избыточное орошение привело к подтоплению и заболачиванию огромных территорий в Средней Азии, выходу из строя обрабатываемых земель в результате засолений и потоплений. Обсохшая часть Арала стала источником невиданного количества солей – до 150 млн. тонн, их ежегодно ветра за сотни и тысячи километров вокруг Арала, подсаливая и того соленые поля. Ветры несут не только соль, но и сносившиеся в Арал стойкие хлорорганические пестициды. Именно они стали причиной катастрофической гибели полумиллиона сайгаков на местах размножения весной 1988 года. Одна из серьезных проблем в ближайшие годы у нас станет загрязнения подземных вод. Это проблема уже заявила о себе в США и странах западной Европы. Из многих артезианских скважин сейчас уже нельзя брать воду для питья. Неумеренное применение пестицидов и минеральных удобрений привело к тому, что они в большом количестве оказались в грунтовых водах. У нас это беда только начинает просматриваться.

Вопрос (3 ученик): Приведите, пожалуйста, яркие факты экологических бедствий, происходящих с животными организмами, человеком.

Яблоков А.В.  Одна из самых страшных для будущего человечества является проблема сокращения биологического разнообразия, поскольку исчезнувший вид восстановить не возможно. У нас в стране исчезают примерно 1 вид млекопитающих за 3 – 5 лет, ежегодно мы теряем несколько видов во всех группах животных и растений. Сейчас в Мировой океан сваливается несколько миллиардов тонн твердых и жидких отходов. В результате явления биоконцентрации (многократного накопления в живых организмах химических соединений) балтийская треска, например, может содержать до 800 мг ртути на килограмм массы. Это означает что, съев 5-6 таких рыб, человек получит количество ртути, равное её содержанию в медицинском термометре. Яркий пример экологической катастрофе в океане – судьба Баренцева моря. В 60-е годы здесь был допущен преступный перелов трески и сельди. Затем рыбная промышленность переключилась на сайку и мойву. К 1988 году удалось выловить этих рыб почти полностью. Мойва и сайка были ключевыми видами в экосистеме Баренцева моря, основой питания трески и сельди, морских птиц и тюлений. Без достаточной пищи птенцы чаек и кайр погибали от истощения. Баренцево море теперь на многие десятилетия полностью потеряла свое рыбохозяйственное значение.
Реальной экологической угрозой становится истоньшение озонового экрана в стратосфере. Сокращение озона происходит и над нашей страной, где оно достигло уже около 3%. Доказано что сокращение озона только на 1% ведет к увеличению заболеваний раком кожи на 5-7%. Это означает, что 6-9 тыс. человек на европейской территории нашей страны ежегодно смертельно заболевают раком кожи только по этой причине. Большой вред здоровью человека приносит использование пестицидов в сельском хозяйстве. В 1984-1986 годах были проведены исследования по влиянию пестицидов на здоровье населения Армении, Молдовы, Киргизии, Украины, Краснодарского края. Во всех случаях оказалось что нарастание применения пестицидов совпадает с учащением легочных, кишечных, нервных заболеваний у детей и у взрослых. При этом у подростков преобладают
заболеванию дыхательных путей. А у взрослых на первое место выступают нервно-психические расстройства. Большую угрозу человеку представляет экспорт токсических отходов. Уничтожении тонн таких отходов в США или Европе стоит до 1000$, складирование же в Африканской стране – от 2,5 до 40$. Проблема транспортировки опасных отходов касается нашей страны. Эксперты из Западной Европы утверждают что, к нам они уже поступают.
Наступление пустынь и эрозия почв заставляет миллионы людей в Африке и Латинской Америке искать новую  родину – так возникает грозная проблема экологических беженцев. Торговля запрещенными к применению в странах – импортерах пестицидами и опасными технологиями расценивается как экологический империализм.
Состояние здоровья людей – яркое отражение экологического состояния страны. В 1987 году по продолжительности жизни наша страна занимала 47-48 место, а по величине детской смертности – позорное 44-е место.

Ведущий: Мы благодарим А.В. Яблокова за актуальное интервью. А сейчас приглашаем юных экологов к состязаниям.

Слово рассыпалось

1. Зашифровано название науки, которая изучает отношения между растениями и животными и их сообществами, с одной стороны, и окружающей средой, с другой.

Я Э О Л О К И Г

Ответ: экология

2. Как называются различные сообщества, занимающие определенные пространство?

Э О С С К М И Т Ы Е

Ответ: экосистемы

Вопросы Почемучки

1. Что такое «Кислотный дождь»?

Ответ: Промышленные предприятия выбрасывают в атмосферу вредные химические вещества. Например, сера оседает на поверхности земли в виде крохотных частичек. Другие вступают в реакцию с атмосферной влагой и образуют кислоты. С дождем они возвращаются на землю. Дождь, содержащий химические вещества, называются кислотным.

2. Что такое «Парниковый эффект»?

Ответ: Тепло поступает на землю в виде солнечной энергии. Большая его часть отражается и возвращается в космос. Но некоторые газы задерживают тепло земной атмосфере, внутри которой повышается температура как в парнике или теплице. Это и есть парниковый эффект.

Ведущий: А сейчас наши артисты представят вам сказку «Как молодец Иван ходил с чудищем сражаться».
В некотором царстве, за тридевять земель, в тридесятом водном государстве жил-был царь – Сом Сомович. Царство у него было небогатое, но жили в нем долго и дружно водоросли выращивали, мальков растили, уму-разуму учили, друг к дружке в гости ходили.
Все было бы хорошо и ладно, да нагрянула беда нежданная. Наверху, на горе поселился змей лютый – химкомбинатом кличется. И начал он воду мутить, водоросли губить, рыбешек со свету сживать. Услышал царь Сом Сомович про эти бесчинства. Снаряжает он отряд всадников – карасей на лихих скакунах – раках и даёт им такой наказ.

Царь: Берите осоку острую, сразитесь со змеем лютым!

Ведущий: Ждет-пождет царь, не возвращаются всадники. Через 3 дня явился один из воинов пеший, израненный, ели дышит.

Воин: Горе нам, царь, не одолели мы змея лютого. Все наши в честном бою задохнулось, только я чудом уцелел.

Ведущий: Крепко задумался царь Сом Сомович и решил он бросить клич по всему царству водному.

Царь: Всем! Всем! Всем! Тому, кто поможет от чудовища избавиться, обещаю пол-царства в награду.

Ведущий: Много было охотников пол-царства получить. Многие уходили с чудищем сражаться но либо возвращались ни с чем, либо совсем погибали. И было бы горе велико в царстве, если бы однажды не пришел к царству молодец Иван, смотрит, а вместо озера голубого – вода мутная, вместо осоки – голые стебли согнутые. А в недалеке змей гнездится. Из пасти вода черная льется, из ноздрей – дым поднимается, лапы землю роют, крылья – бурю пыльную гонят. Не сробел молодой Иван, вступил в смертельный бой с чудищем. Бились они с утра до вечера. Стало солнышко садиться, не даёт Иван передышки змею. Уже весь рассвет забрезжил, а они все бьются. Стал змей передышки просить.

Иван: Нет! Сегодня кончать будем.

Ведущий: Изловчился и убил чудище. Выпустил змей последний раз свою черную воду и тут же помер. Вернулся Иван с победой к озеру. Смотрит…

Иван: Батюшки, что делается: зеленая трава по берегам пробивается, осока и камыш стебли поднимают, листочками машут приветливо. А вода-то какая голубая на солнышке переливается.

Ведущий: А на гребне воды – Царь Сом Сомович.

Царь: Спасибо тебе, храбрый богатырь, за спасение наше будем мы тебе добрыми друзьями. Бери у нас что хочешь в награду, нечего для тебя не жалко.

Иван: Нечего мне не надо, было бы у вас все хорошо, да и мне веселее жить будет!

Ведущий: Мы побывали с вами в гостях у сказки, а теперь наши гости – стихи.

Для примера приведем некоторые.

Береги свою планету.

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.

Я. Аким.

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е. Евтушенко

Ведущий: Встреча наша подошла к концу. Подведем итоги. Награждаются юные экологи за лучший рисунок, лучшее исполнение стиха. Проблемы о которых мы говорили неисчерпаемы: ведь сколько будет существовать природа и человек, столько будут существовать взаимоотношения между ними. От всех нас в целом и от каждого в отдельности зависит, будет ли звучать песнь соловья, будут ли дышать прохладой прозрачные родники и плескаться рыба в чистой воде рек и озер, будет ли над нами синева неба. Мы все в ответе за нашу Землю – дом всего человечества.

Методические советы организаторам и постановщикам

Организацию по подготовке декораций и костюмам к экологической сказке целесообразно провести в виде конкурса. Воспитанники самостоятельно подбирают эскизы костюмов и декораций. Затем распределяются роли действующих лиц сценария среди воспитанников. Дети самостоятельно переписывают слова сценария экологической сказки, слова интервью с известным биологом с А.В. Яблоковым. Следует назначить среди воспитанников самого эрудированного, который будет давать ответы на вопросы за А.В. Яблокова. При подготовке минуты поэзии о природе и её охране следует подобрать спокойную мелодию, которая будет служить фоном во время чтения стихотворения.

Методические советы на период ближайшего последействия

Чтобы экологический вечер не носил затяжного характера, ведущий может регулировать ход сценария (например, во время проведения интервью или минуты поэзии о природе). В конце экологического вечера ведущим подводятся итоги. Награждаются юные экологи – победители в конкурсах рисунков и чтецов.

Литература.

  1. Внеклассная работа по экологии в школе. Методические рекомендации. – Белгород: 1996.
  2. Журнал – сборник сценариев для библиотек:  «Читаем, учимся, играем». – 1999.
  3. Захлебный А.Н. Экологическая образование школьников во внеклассной работе. – 1984.
  4. Новиков Ю.В. Природа и человек. – М.: Просвещение, 1991.
  5. Сидельковский А.П. Критерии, методы и методика изучения и формирование отношения школьников к природе. – 1988.
  6. Я познаю мир. Детская энциклопедия: экология А.В.Г. – сост. А.Е. Чижевский. Под общей редакцией О.Г. Уинн – М.: АСТ – ЛГД, Олимп, 1991.