Интегрированный урок-исследование "химия + география + биология + экология "Химическая промышленность и человек". 9-й класс

Разделы: Химия, География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока.

Образовательная: формирование целостного представления о химической промышленности, её значении и влиянии на человека путем интеграции нескольких школьных дисциплин, а так же создание навыков исследовательской деятельности, и развитие логического мышления.

Развивающая: овладение учащимися различными способами познавательной деятельности.

Воспитательная: формирование у учащихся бережного отношения к природе и своему здоровью, а так же коммуникативных качеств личности.

Практическая: применение теоретических знаний на практике в повседневной жизни.

Оборудование.

  1. Картографическое - настенная карта “Электроэнергетика России”, атласы по географии России Ростовской области.
  2. Учебники: “География России – хозяйство и географические районы” под. ред. Алексеева; “Химия – 9 класс” О.С. Габриелян.
  3. Школьные коллекции и химические реактивы.
  4. Технические средства - компьютер с проектором.
  5. Сигнальные жетоны зелёные и красные, маршрутные листы.

Время проведения: 80 минут, сдвоенный урок.

Форма проведения: урок-исследование.

Методы и приемы работы: проблемное обучение, исследовательский, совместный поиск ответов на любые вопросы, картографический, работа в парах и в группах, химический эксперимент.

Ход урока

Актуализация знаний: Здравствуйте, сегодня у нас не совсем обычный урок потому, что проведут его сразу 2 педагога, учитель географии - экологии и учитель биологии – химии.

Вопросы:

1. Что такое химия?

2. Какая бывает химия, как наука?

3. В какой отрасли промышленности находит применение эта наука?

Целеполагание: Вот начался наш диалог по теме “Химическая промышленность и человек”. Это тема нашего занятия. Его проведём в форме исследования, в ходе которого вы узнаете, какое положительное и отрицательное значение она имеет для человека. Для того чтобы целостно ответить на этот вопрос вам потребуются знания, умения и навыки нескольких школьных дисциплин - географии, биологии, химии и экологии. По мере нашего исследования и диалога Вы будете заполнять маршрутные листы, которые раздали вам . Работать будем коллективно, в парах, и в группах. Вам потребуются навыки работы с картами, схемам и текстом, а также вы будете выполнять химические лабораторные эксперименты. И так приглашаю Вас к диалогу.

1 блок - географический

И так обратимся к нашему маршрутному листу. Первый вопрос, на который мы должны ответить в географическом блоке.

1. Какова доля химической промышленности в отраслевой структуре России?

Чтобы ответить на этот вопрос, исследуем круговую диаграмму в атласе, на с.24-25.

Задание: Используя данную диаграмму, определите, чему равна доля химической промышленности в отраслевой структуре России? Запишите эти показатели в маршрутном листе.

Задание: Как вы считаете 6% в отраслевой структуре это много или мало? Докажите с помощью этой диаграммы свою точку зрения.

Да действительно доля химической промышленности в отраслевой структуре России не большая, но значение ее для современного человека очень велико.

Чтобы в этом убедится, вернемся к маршрутному листу. Я предлагаю исследовать и дать характеристику химической промышленности по следующим параметрам:

1. Отрасли химической промышленности.

2. Их сырьевая база.

3. Ориентация при размещении отраслей химической промышленности.

Результаты исследования мы будем фиксировать в опорной схеме, там же будем записывать текущие выводы. Для этой работы нам понадобится рис. №41 в учебнике и карта “Химическая промышленность” в атласе.

Задание: Используя рис №41 в учебнике назовите, 2 основные отрасли химической промышленности. Запишите это в схему.

Задание: Какие производства включает в себя основная химия? Зафиксируйте это в схеме.

Задание по атласу: По карте Химическая промышленность назовите основные виды минеральных удобрений.

Вопросы:

1. Вспомните из биологии, почему именно эти удобрения производит химическая промышленность?

2. Что такое сложные удобрения?

Задание: Вернемся к рис 41 в учебнике. Назовите, какую продукцию производит химия органического синтеза? Запишите в схему.

Задание по 1 части схемы: На основании 1 части схемы сделайте вывод о разнообразии продукции и значении химической промышленности для современного человека. Запишите Вывод №1 в схему.

Задание: Используя рис. 41 учебника, назовите какое сырье нужно для основной химии. Запишите это в схему.

Задание по атласу: По атласу скажите продукты переработки, каких полезных ископаемых являются сырьем для химии органического синтеза. Запишите это в схему.

Задание по 2 части схемы: На основании 2 части схемы, которая касается используемого сырья, сделайте вывод о сырьевой базе химической промышленности. Запишите этот вывод №2 в схему.

Для работы предприятий основной химии нужно очень много сырья, т.е. как говорят географы, основная химия – это материалоемкое производство.

Вопрос:

1. Как вы считаете, где будут размещаться или на что будут ориентироваться при размещении предприятия основной химии, на сырьё или на потребителя? Запишите в схему.

2. Вспомните, где размещаются нефте и газоперерабатывающие заводы. Сделайте вывод, на что будут ориентироваться при размещении химия органического синтеза?

Задание по 3 части схемы: Сделайте вывод о размещении предприятий химической промышленности и запишите его в маршрутный лист как вывод №3.

Маршрутный лист урока

1 блок - географический

1. Доля химической промышленности в отраслевой структуре России равна …

Cхема

Вывод №3: (Химическая промышленность размещена повсеместно)

Итоговые задания по географическому блоку

Исследование по карте “Химическая промышленность России”

Задание №1: По карте “Химическая промышленность России”, ответить на вопросы:

  1. Назовите 4 основные химические базы в России.
  2. В какой части страны концентрируется химическая промышленность? Чем это можно объяснить?
  3. На какой крупной реке расположено очень много предприятий химической промышленности?

Исследование по карте “Химическая промышленность Ростовской области”

Задание №2: По карте “Химическая промышленность Рост. области” (атлас с. 23) ответить на вопросы:

1. Назовите основные центры и отрасли химической промышленности в нашей области.

2. Как вы оцениваете экологическую ситуацию в нашем поселке Казачьи Лагери, с точки зрения химической промышленности?

3. Предположите, какие могут возникать экологические проблемы, связанные с химической . промышленностью?

И так, мы переходим ко второму химико-экологическому блоку нашего занятия.

2 блок - химико-экологический

Рассказ учителя о круговороте химических элементов на примере круговорота серы, используя схему круговорота: В природе осуществляются круговороты химических элементов серы, углерода, азота, фосфора. Живая природа содержит химические элементы в виде соединений биогенных. Все живые организмы выделяют химические элементы в виде продуктов распада. В атмосферу химические элементы поступают в виде – газов. Мертвые растительные и животные остатки и экскременты животных разлагаются (минерализуются) - H2S, SO23 и другие. Выделяется из почвы в атмосферу, часть накапливается в почве в виде органических соединений.

В морской воде химические элементы содержится в виде нерастворимых солей и газов, но накапливаются в форме сульфидов, сульфатов магния, кальция сульфитов хлоридов нитратов ортофосфатов. Некоторая часть этих веществ исключается из круговорота, образуя осадки на дне водоёмов.

В процессе круговорота химических элементов в биосфере образуются энергетические ресурсы нефть, горючие газы, торф, каменный уголь, которые широко используются человеком. Циркуляция биогенных элементов сопровождается их химическими реакциями. Биогенные элементы вновь возвращаются в круговорот. Жизнь на планете не прекращается.

Давайте вместе вернемся к маршрутному листу.

Задание 1: Откройте учебник химии стр. 43 - 2 абзац, стр. 56 - абзац 6 и 8, стр. 64 - абзац 4-6, стр. 65 абзац 10. Выберите информацию о природных соединениях металлов. Заполните таблицу, запишите формулы их соединений и укажите сферы применения в химической промышленности.

Задание 2: По учебнику химии на стр. 134-135 абзац 1 и 2 дополните схему. Выберите и запишите информацию о применении и местонахождении в природе сероводорода.

Задание 3: По учебнику на стр . 140-141 статья “Производство серной кислоты”. Выберите информацию о стадиях производства серной кислоты. Запишите стадии получения серной кислоты, заполнив таблицу.

Задание 4: Перечислите экологические проблемы, которые возникают при производстве серной кислоты. Зафиксируйте их в маршрутном листе.

Задание 5: Составьте уравнение химической реакции образования кислотного дождя и запишите её в маршрутном листе.

Итоговое задание по 2 химико-экологическому блоку

Проанализируйте круговую диаграмму и ответьте на вопрос. Почему серную кислоту называют “ хлебом химической промышленности”?

Маршрутный лист урока

2 - химико-экологический блок

Задание №1

Природные соединения Формулы соединений Сферы применения
Магнитный железняк (Fe3O4) Пр-во чугуна стали
Кристаллическая сода (Na2CO3*I0H2O) Стекло
Поташ (K2Co3) Пр-во жидкого мыло, пр-во стекла, удобрения
Мел. Мрамор , известняк (CaCo3) Пр-во бумаги, резины, уменьшают кислотность почв
Гипс.

Алебастр

(CaSO4*2H2O)

(2CaSO4*H2O)

Получение слепков, строительство.

Медицина

Задание 3

Номер по порядку

Названия стадии

Продукт
1 стадия Получение SO2 обжиг, очистка 2
2 стадия Получение SO3 в контактном аппарате 3
3 стадия Получение H 2 SO4 в поглотительной башне H2SO4

Задание 4. Перечислите экологические проблемы, возникающие при производстве серной кислоты.

1 …

2 …

3 …

4 …

Задание 5. Составьте уравнение химической реакции кислотного дождя.

Кислотный дождь это - … + … . =

3 блок – биологический

В этом блоке вы узнаете, как экологические проблемы, которые вызваны химической промышленностью, влияют на здоровье человека.

Задание №1: (работа в парах) Используя текст, который есть на ваших столах, назовите болезни, которыми страдает человек при воздействии на него различных химических веществ. На основании этого текста заполните схему в ваших маршрутных листах.

Список болезней, вызываемых разными химическими веществами

1. Система кровообращения – окислы серы и азота, окись углерода, сероводород, ртуть.

2. Нервная система и психические расстройства – хлор, сероводород, ртуть.

3. Органы дыхания – окислы серы, азота, окись углерода, фенол, хлор, ртуть.

4. Органы пищеварения – сероуглерод, сероводород, окислы азота, фенол, фтор.

5. Болезни кожи – фторосодержащие вещества, хлоросодержащие вещества.

6. Болезни крови – окислы серы, углерода, азота; этилен, пропилен, сероводород.

7. Мочеполовая система – двуокись углерода, углеводород, сероводород, этилен, окись серы.

Маршрутный лист урока

2 блок – биологический

Cхема (приложение 3)

Вопрос: Какой химический элемент чаще всего встречается в этом списке.

Задание №2: Используя таблицу статистических данных по заболеваемости населения в некоторых территориях России в 2009 году, назовите 2 территории с самым высоким и с низким порогом заболеваемости. Чем это можно объяснить?

Заболеваемость населения в некоторых территориях России в 2009 году (количество человек на 100 тысяч населения)

Территория Болезни крови Нервная система Половая система Болезни кожи Пищ-я система
Башкирия 3655 10891 13765 8920 17011
Татарстан 1860 5576 11663 5748 11982
Самарская область 1248 6484 14410 6694 13087
Ставропольский край 436 4576 6559 4764 6479
Республика Адыгея 384 4491 6308 2179 6216
Калининградская область 463 3929 8955 6782 10419
Ростовская область 588 6340 8990 5782 7054

Задание: Предположите, почему именно Башкирии и Татарстане заболеваемость самая высокая, а Ставрополье и Адыгее самая низкая?

Действительно, на долю химической и нефтехимической промышленности в Башкирии приходится 14%, в Татарстане – 13%, в Ставрополье и в Адыгее от 2 до 3%.

Итоговое задание по 3 биологическому блоку: На основании проделанной работы сделайте вывод, как химическая промышленность влияет на здоровье человека?

Рефлексия учащихся: Для того чтобы вы смогли проверить себя, как вами усвоен материал проведем небольшую игру. Представьте, что вы не ученики 9 класса, а депутаты государственной думы, которые решают судьбу химической промышленности России. Вам, как депутатам нужно отдать свой голос, “ЗА” или “ПРТИВ” химической промышленности. Понимая, все её положительное и отрицательное воздействие на человека. Для этого вы выбираете соответствующий жетон “ЗА” - зеленый, “ПРОТИВ” - красный. После выбора жетона вы должны будете обосновать свой выбор.

Приложение 1

19.04.2012