Проектная деятельность на уроках музыки в ГОУ ФМЛ №239 Центрального района Санкт-Петербурга

Разделы: Музыка


Встреча с любым произведением искусства – это диалог прошлого, настоящего и будущего. И если этот диалог состоится, человек становится духовно богаче. А “духовный багаж, в отличие от обычного багажа, обладает удивительным свойством: чем он больше, тем легче идти по дорогам жизни” (Д.Б.Кабалевский)

Как хочется, чтобы этих встреч с произведениями искусства было как можно больше и не только на уроках музыки. Видимо не случайно, авторы программы по музыке Г.П.Сергеева и Е.Д.Критская предлагают заканчивать учебный год, начиная с 6 класса исследовательским проектом.

В основе метода проектов лежит:

  • развитие познавательных навыков учащихся,
  • умений самостоятельно конструировать свои знания,
  • умений ориентироваться в информационном пространстве,
  • развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Особенно хочется отметить тот факт, что из носителя готовых знаний учитель превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Обозначим основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
  • выдвижение гипотез их решения;
  • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
  • обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Поскольку это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения. Здесь следует остановиться на общих подходах к структурированию проекта:

  1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, количества участников.
  2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.).
  3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
  4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
  5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
  6. Защита проектов, оппонирование.
  7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Учитывая специфику образовательного учреждения, в котором я работаю (физико-математический лицей), работа над исследовательским проектом по музыке организована следующим образом.

  1. Исследовательский проект ориентирован на индивидуальную самостоятельную деятельность учащихся;
  2. Учащиеся выполняют эту работу в течение всего учебного года;
  3. Каждый год для каждой параллели задаётся тема проекта, например:
  • “Если бы они заговорили”;
  • “Интервью сквозь столетия”;
  • “Откровения из прошлого”
  • “Можем ли мы услышать живопись”;
  • “Из истории музыкальных инструментов”;
  • “История одного шедевра”; и т.д.
  1. Каждый исследовательский проект представляет собой папку, включающую в себя:
  • Презентацию;
  • Музыкальный файл в формате mp3 (музыкальных файлов может быть несколько);
  • Текст исследовательского проекта с указанием нумерации слайдов, соответствующих содержанию презентации.
  1. Промежуточные обсуждения организованы по следующим вопросам:
  • Выдвижение учащимися проблемы (иногда с подачи учителя), которую необходимо исследовать в рамках намеченной тематики (через 2 недели после оглашения темы исследовательского проекта);
  • Представление проекта с целью получения рекомендаций со стороны руководителя исследовательского проекта (чаще всего – учителя музыки), в случае необходимости его доработки (начало II полугодия).
  1. Защита проектов, оппонирование;
  2. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

В начале учебного года, знакомя учащихся с темой проекта, обязательно акцентирую внимание на: оформлении исследовательского проекта (презентации) и даю соответствующие рекомендации по наполнению проекта:

  1. Выбрав тему:
  • Составьте план исследования;
  • Начните отбор:

      – музыкального материала;
      – книг, статей, интернет – сайтов;
      – зрительного ряда.

  • С помощью собранного материала напишите реферат, творческую работу, сопроводив изложенное презентацией. Важно, чтобы в реферате не только нашла отражение та информация, которую Вы отберёте из книг по искусству и других источников, но и было высказано Ваше собственное мнение, личная оценка тех явлений, которые Вы будет рассматривать в ходе исследования.
  1. Изложение материала в презентации:
  • Краткое изложение материала;

    – памятные даты;
    – имена современников;
    – цитаты, крупный шрифт;
    – определение музыкальных терминов.

  • Иллюстративный материал:

    – портреты;
    – живописные полотна;
    – фотографии;
    – записи музыкальных произведений.

  1. Оформление титульного слайда презентации:
  • Тема проекта.
  • Автор проекта:

    – фамилия;
    – имя;
    – класс;
    – лицей.

  • Руководитель проекта:

    – должность;
    – фамилия;
    – имя;
    – отчество.

  1. Оформление заключительного слайда презентации:
  • Литературные источники:

– автор;
– название;
– издательство;
– год издания.

  • Интернет-источники:

– обучающие компьютерные игры;
– сайты.

Показательные исследовательские проекты выложены на сайте учителя музыки.

Показательный исследовательский проект на тему: “Из истории музыкальных инструментов”.

Слайд №1 (тема проекта)

Слайд №2 (Цель проекта)

Цель проекта: знакомство с историей возникновения и возрождения роговой музыки.

Слайд №3 (Задачи проекта)

Задачи проекта:

  • развивать творческие, интеллектуальные и коммуникативные способности обучающихся;
  • совершенствовать знания, умения и навыки в проектной деятельности;
  • воспитывать чувство гордости за отечественную музыкальную культуру;
  • развивать целеустремленность и системность в деятельности;

Слайд №4 (Вопросы проекта)

Вопросы проекта:

  • Собрать материал об истории и возрождении роговой музыки.
  • Пробудить у обучающихся интерес к деятельности руководителя проекта “Российский роговой оркестр” Сергея Поляничко и его оркестру.
  • Есть ли будущее у энтузиастов, возрождающих роговую музыку. Доказать или опровергнуть это утверждение.
  • Подготовить ряд статей в ежемесячный лицейский журнал “Фортуна”.

Слайд №5 (Ожидаемые результаты)

Ожидаемые результаты:

  • умение работать с информационными источниками;
  • овладение обучающимися теоретическими и практическими знаниями организации проектной деятельности;
  • раскрытие и развитие творческого потенциала обучающихся.

Слайд №6 (диаграмма)

Слайд №7

Во все времена охота считалась занятием благородным. Она приучала людей к выносливости и успешному владению оружием.

Слайд №8

Очень живописно рассказывает нам об этом великий русский поэт А.С.Пушкин:

“Пора, пора! Рога трубят;
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят,
Борзые прыгают на сворах”.

Слайд №9

Русские егеря не знали других инструментов, кроме медных рогов. Когда егеря одновременно дули в рога, то окрестности потрясал сильный ревущий звук, спугивающий дичь.

Слайд №10

Особо страстно и всецело посвящала себя охоте дочь Петра I императрица Елизавета. Она уделяла этому занятию немало времени и средств.

Когда, состоявший в чине гоф-маршала Семен Кириллович

Нарышкин был назначен обер-егермейстером, он поставил задачу улучшить грубые немузыкальные охотничьи трубы. Это и послужило началом организации той новой, замечательной полевой или охотничьей русской музыки, подобной которой не существует нигде – роговой. Именно с этих времён и берёт своё начало история Роговой Музыки…

Слайд №11

Инструменты были абсолютно не настроены, и по свидетельству очевидцев, при совместном звучании производили невероятный шум.

В 1751 году князь Нарышкин повелел придворному капельмейстеру,

искусному валторнисту из Богемии Яну Марешу “Согласить у своих охотников все рога в стройность”, т.е усовершенствовать эти инструменты: одни были уменьшены, другие – увеличены, третьи же сохранили прежнюю форму. Таким образом, было изготовлено 37 инструментов диапазоном в 3 октавы.

Слайд №12 (определение капельмейстер)

Слайд №13

Благодаря новым инструментам достигалось гармоничное звучание.

Красивый тембр и мощное звучание рогового оркестра покоряло слушателей. М.В. Ломоносов в 1753г. Создает оду “На изобретение роговой музыки”:

“… Что было грубостей в охотничьих трубах,
Нарышкин умягчил при наших берегах,
Чего и дикие животны убегали,
В том слухи нежные приятностей сыскали…”

Слайд №14

Как и раньше, каждый рог оркестра, изготовленный из латуни, давал один звук, однако, теперь имел уже свой определенный тон. Во время игры каждый должен был следить за тем моментом, когда ему нужно было взять свой звук, издавать его абсолютно точно и отсчитывать по своему листу момент вступления. Все звуки сливались и в их стройной последовательности звучало произведение. “Кто не слышал этой новой музыки, тот может составить себе о ней понятие, если вообразит, что слышит издали мощные рокочущие звуки нескольких больших церковных органов”. Играть в роговом оркестре было не только трудно, но даже мучительно. Музыкант переставал быть человеком, а был как будто клавишей, на которую нажимает капельмейстер, поэтому оркестры состояли исключительно из крепостных музыкантов и принадлежали знатным вельможам, известным богачам. Любопытен один исторический факт: “Два члена этого диковинного оркестра попали в полицию. На вопрос, кто они такие, один отвечал: “Я нарышкинский До” (название ноты); другой отвечал: “Я нарышкинский Фа-диез”. Недаром один из иностранных слушателей отметил, что подобная музыка “могла быть организована только в стране, где существует рабство”.

Слайд №15

Первое выступление этого оркестра, к изумлению двора и иностранных министров, состоялось в 1757 году близ села Измайлово Московской губернии во время торжественной охоты, устроенной обер-егермейстером в честь императрицы. Елизавета, совершавшая прогулку верхом, была поражена звуками величественной музыки, которая как будто лилась с небес. В чистом поле раздавались фуги Баха. Это был сюрприз Нарышкина – концерт Рогового Оркестра. Звучание рогов произвело на императрицу Елизавету настолько сильное впечатление, что она сразу приказала организовать оркестр при дворе.

До этого времени Роговая Музыка считалась приватной, и называлась “Нарышкинскою” Роговой Музыкой, а после охоты в 1757 году Роговая Музыка стала именоваться – Императорской. Роговая музыка быстро стала популярной. Ни одно значимое событие не проходило без её участия.

Впоследствии музыка эта стала звучать и при дворе в Петербурге ("Невские серенады"), она часто исполнялась на шлюпках, и тогда в знойный летний вечер звуки ее, далеко доносившиеся с Невы, приобретали своеобразную прелесть.

Роговые оркестры просуществовали в русской музыкальной культуре около 100 лет. Последняя попытка его возродить была предпринята ко дню коронования Николая II (1896г.), но она не оказалась удачной. Роговые оркестры были забыты... и превратились в музейные экспонаты. В 1900 году коллекция пополнилась редчайшими рогами конца ХVIII в., купленными Николаем II у герцога Кобургского по инициативе К.К. Штакельберга.

Слайд №16

В экспозиции музея музыкальных инструментов в Шереметьевском дворце в Санкт-Петербурге представлены 70 рогов из 3х комплектов. Рога, хранящиеся в музее музыки, молчали более ста лет.

Слайды №17-19

Современные музыканты по-разному видят пути возрождения старинной русской традиции. В 2006 в Петербурге произошло по-своему знаковое событие — образовался еще один роговой оркестр! Его организатором, художественным руководителем и дирижером стал молодой и разносторонне одаренный Сергей Поляничко. Его любимым детищем стал амбициозный проект — “Российский роговой оркестр”.

Помогает Сергею “музыкальный Левша” — Владимир Головешко, своими руками изготовивший 74 инструмента, составляющих арсенал нового оркестра. Владимир также занимается “высшей математикой” — на основе клавира сочинения создает “роговую” партитуру. Каждому исполнителю поручается от двух до пяти рогов, причем само их распределение представляет собой весьма нетривиальную задачу.

Сейчас в коллективе 25 молодых музыкантов. Это студенты и выпускники Санкт-Петербургской консерватории, артисты музыкальных театров и симфонических оркестров — большинство из них лауреаты российских и международных конкурсов. Добровольно, без плетки и кнута, к тому же совершенно бесплатно они все свободное время посвящают тяжелой кропотливой работе. Оркестр продолжает традиции 18 века, выступает на многих площадках Санкт-Петербурга и гастролирует.

Слайд №20 (музыкальный фрагмент)

Слайд №21 (диаграмма)

Слайд №22 (Используемая литература и источники)

Литература:

  1. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000.

Презентация

Аудио-приложение