Экология села Дон. Выявление причинно-следственных связей загрязнения бытовым мусором территории села

Разделы: Биология, Экология


Экология как наука обладает мощным потенциалом для развития совершенно новых способов взаимоотношения общества и природы, при котором возможно полное снятие угрозы экологических катастроф.

Человечество сейчас находится перед жесткой необходимостью изменить свое отношение к природе и экологическое образование в школах на современном этапе развития является очень актуальным и значимым.

На уроках естественно-научного цикла большое значение приобретают деловые игры. Этот способ преподавания официально одобрен и соответственно рекомендован для использования в средних учебных заведениях Российской Федерации.

При проведении деловой игры: «Экология села» мы более подробно говорим с учащимися о самом, пожалуй, главном – мусоре. Ежедневно в городах и селах образуется огромное количество бытовых отходов и статистика показывает, что количество мусора растет с каждым днем.

Методическая разработка продолжает концепцию соединения экологического образования учащихся с основами фундаментальных биологических наук.

Цели урока:

  • Обучающая: обобщить знания о влиянии хозяйственной и бытовой деятельности человека на окружающую среду. Показать пути решения экологических проблем на селе.
  • Развивающая: научить строить логические цепочки, выявлять причинно – следственные связи.
  • Воспитывающая: воспитать экологическую позицию школьников через игровую форму.

Вид и тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: листы бумаги на группу, стики, яблоко, тарелка, нож, песочные часы.

Оформление доски: яркие картины природы, эпиграф «Есть такое правило: встал по утру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету» (А. Де Сент-Экзюпери)

ХОД УРОКА

– Добрый день!
Сегодня у нас несколько необычный урок. Мы будем выявлять причинно – следственные связи загрязнения бытовым мусором территории нашего села. В конце ХХ века человечество оказалось перед лицом резко обострившихся проблем, получивших название «глобальных».

– Это значит, какие, как вы думаете?

– Глобальными называют проблемы общечеловеческого характера, оказывающие влияние на социально-экономическое развитие мира. Глобальные экологические проблемы наносят огромный урон окружающей среде. Нарушенная среда может быть опасной для здоровья человека.

– Перед вами яблоко. Представьте себе, что это Земля. Разделим его на 4 части: 3 из них вода, 1  – суша. Эту четверть разделим на 2 части: получим кусочек, где живут люди, 1\8 часть Земли. Разделим ее на 3 части: 2 из них – это населенные пункты, леса, дороги. А 1 часть, совсем маленькая – это земля, которая кормит все человечество.

– Как вы думаете, нуждается ли этот маленький кусочек Земли в нашей поддержке?

– И мы сегодня на нашем уроке рассмотрим глобальную экологическую проблему в рамках нашего родного села. По своим размерам она не больше песчинки, но именно из таких песчинок и складывается наша планета. Эпиграфом к нашему уроку будут служить слова великого Экзюпери: «Есть такое правило: встал по утру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».

– И на сегодняшнем уроке мы выявим важную проблему нашего села: накопление бытового мусора и попытаемся определить причинно-следственные связи загрязнения и пути решения данной проблемы.

Ведь, чтобы сохранить нашу планету пригодной для жизни, необходимо, чтобы каждый из нас понял, что сохранение жизни на Земле зависит и от него самого.

Класс разделен на две группы, имеется все необходимое оборудование. Если класс большой, можно на несколько групп по 4-5 человек.

Каждая группа получает таблицы на 1/4 листа ватмана.

Проблема: Накопление бытового мусора на территории села
Причины накопления бытового мусора на территории села
     
Последствия, к которым приводят накопление мусора в нашем селе
     
Способы решения проблемы накопления бытового мусора на селе
     

1 задание:

На каждом отдельном стике написать причину накопления бытового мусора на территории нашего села. Прикрепить стики на лист бумаги под проблемой. На работу – 1-2 минуты.

2 задание:

Составить ранжированный ряд по наиболее важным причинам загрязнения села. Причем первые три места. Если у вас более трех причин, то разделить их все равно на три части.
– Английский ученый Барри Коммонер сформулировал закон экологии: «Все связано со всем!» – т.е. нарушение любого звена приближает гибель природы. Поэтому мы должны просчитывать все последствия, которые нас ожидают при массовом загрязнении села.

3 задание:

На новых стихах написать последствия, к которым приводят накопление мусора в нашем селе Дон. Прикрепить их на лист бумаги под причинами загрязнений. 1-2 минуты.

4 задание:

Составить ранжированный ряд по значимости последствий, к которым приводит загрязнение села. Также первые три места. Если последствий больше, распределить как в первом случае.
– Опять обратимся к мудрому Экзюпери. Он говорил: «Если человечество не найдет сил, средств и разума. Чтобы поладить с природой, то на умершей безжизненной Земле стоит установить надгробный камень с надписью – «Каждый хотел лучшего для себя!».

5 задание:

На новых стиках написать способы решения проблемы накопления бытового мусора в селе. 1-2 минуты.

6 задание:

Составить ранжированный ряд по важности путей преодоления проблемы. Как в первых двух случаях.

Затем каждая группа зачитывает причинно-следственные связи преодоления проблемы загрязнения села.

Рефлексия:

Итак, мы сегодня рассмотрели важную проблему экологии нашего села, привели серьезные доводы и пути преодоления данной проблемы. А теперь продолжите фразу:

– Я сегодня на уроке работал…
– Я понял проблему…
– Я никогда не буду…
– Я люблю…

Заключительное слово учителя:

Да, на сегодняшнем уроке мы не решили глобальную проблему человечества, но мы теперь знаем, как сохранить прекрасной наше село.

Я сорвал цветок, и он увял.
Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони.
Прикоснуться к красоте можно только сердцем!
Есть такое правило: встал по утру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету!

По итогам урока, красочно оформив все выводы и предложения, вывешивается плакат на информационном стенде администрации сельского поселения «Дон».