Музыкально-литературное развлечение на тему "Природа в музыке" для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в весенний лес"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Развитие в детях способности видеть прекрасное в произведениях искусства разных жанров, находить аналогию в жизни и природе.

Задачи:

  • Учить детей сравнивать и анализировать;
  • Развивать чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление, певческие навыки, способности к свободным импровизациям;
  • Воспитывать в детях любовь к природе и бережное отношение к ней;
  • Совершенствовать коммуникативные качества личности.

Материалы и оборудование: декорации леса; деревянные палочки (по числу детей); газовые платки (шарфики) с ароматом духов (по числу детей); мольберт, репродукции картин И.И. Левитана «Март», «Весна. Большая вода»; А. Саврасова «Грачи прилетели»; цветы подснежники для танца (по числу девочек); ватман; маркеры; фонограмма с записью птичьих голосов и стуком дятла.

Ход мероприятия

Музыкальный руководитель встречает детей у входа в зал.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята. Сегодня к нам в детский сад пришло необычное письмо (показывает конверт), давайте его прочтем!

Дорогие ребята!
Приглашаю вас на прогулку в лес и прошу помочь мне разбудить природу. Буду очень рада, если вы откликнитесь, а кто я, угадайте…

В овраг ручьями катится,
Деревьям дарит платьица,
В цветы оденет луг
И станет летом вдруг!
Ты знаешь кто она?
Красавица… (Весна).

Ну что, ребята, примем приглашение? Тогда в путь!

А приведет нас в лес «Музыкальная дорожка».

Дружно за руки возьмемся, по дорожке мы пройдемся. идут по залу змейкой
Все шагаем не спеша, ногу ставим мы с носка. выполняют хороводный шаг
По дорожке мы пойдем и притопывать начнем. идут дробным шагом
Ровно держим спинку, прямо как тростинку!
А сейчас мы поспешим, на носочках побежим. легкий бег на носочках
А теперь легко, как мячик, мы поскоками поскачем выполняют поскоки
Вновь шагаем не спеша, ногу ставим мы с носка выполняют хороводный шаг
А теперь дружно стой, мы уже пришли с тобой! дети останавливаются, образуя круг. 

Музыкальный руководитель: Вот мы и в лесу! Давайте поприветствуем его своей песенкой-приветствием!

Дети поют попевку «Здравствуй лес» (мажорное трезвучие).

Оглянитесь вокруг, какая красивая лесная полянка. Давайте присядем и отдохнем здесь (садятся на ковер). Ребята! Прислушайтесь! Вы слышите здесь в лесу какие-нибудь звуки? А помните, о чем нас просила весна? Давайте разбудим лес, наполним его звуками весенней природы!

Дети выполняют фонопедическое упражнение по методике Емельянова «Весенний лес».

(музыка по выбору музыкального руководителя)

В наш лес пришла весна. Пригрело яркое весеннее солнце. Оно растопило снега, и по лесу побежал весенний ручеек (болтают язычком). Он до верху наполнил большую канавку, перелился через край (делаю глиссандо язычком) и побежал дальше. Из под коры вылезли жуки (жужжат Ж-Ж-Ж) и букашки (З-З-З).Они расправили свои крылышки и полетели

(произносят крш-крш). Вдруг под кучей старой листвы что-то зашуршало (шур – шур), и вылез маленький ежик (сопят носиками). А лес наполнился разными птичьими голосами (подражают птичьему пению). Вот и ожил весенний лес! (дети поднимают руки вверх и поют в высоком регистре «а- а-а».

(Вдруг раздается стук дятла (фонограмма)). 

Музыкальный руководитель: Ребята, а это что за странный стук? Вы догадались? Да это же дятел шлет своим перелетным друзьям весеннюю телеграмму, приглашает их поскорее вернуться в родные места. Давайте ему поможем (детям раздаются деревянные палочки для отбивания ритма). 

Озвучивание стихотворения «Весенняя телеграмма»

Дятел сел на толстый сук
Тук да тук. (стучат палочками)
Всем друзьям своим на юг
Тук да тук (стучат палочками)
Телеграмму срочно шлет
Туки-туки-тук (стучат пальчиками)
Что весна уже идет
Туки-туки-тук (стучат палочками)
Что растаял снег вокруг
Туки-туки-тук (стучат палочками)
Что подснежники вокруг
Туки-туки-тук (стучат палочками)
Дятел зиму зимовал
Тук да тук. (стучат палочками)
В жарких странах не бывал
Тук да тук. (стучат палочками)
И понятно почему,
Скучно дятлу одному!
Туки-туки-тук (стучат палочками)

Услышали птицы нашу весеннюю телеграмму и вернулись в родной лес (звучит запись голосов птиц), послушайте, как весело они распевают, радуются солнышку и родной сторонке.

Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка
Ласкаясь, к солнечным лучам,
Летают облака.
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист
Как прежде, под моей ногой,
И шумен и душист,
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Веселый жаворонок поет
Вздыхая о весне!

Давайте и мы подпоем птицам: жаворонкам, соловьям и споем песню о весне.

Песня «Весна» слова и музыка З. Роот.

Музыкальный руководитель: Весна… Как прекрасна природа в это время года. Сколько радости приносит она людям и всему живому. Весне посвящали свои стихи поэты, о весне писали картины художники, весне посвящали свою музыку композиторы. Послушайте еще одно очень красивое стихотворение о весне (читает ребенок).

Весна пришла по снежному,
По влажному ковру.
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку
Из норок подняла,
Березового соку
Ребятам раздала.
В берлогу заглянула:
А ну, вставай, медведь!
На веточки дохнула –
Пора зазеленеть!
Теперь весна-красавица
Зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов.

Как красиво описал поэт весну в этом стихотворении, назвал красавицей. А ведь это действительно так. Ведь именно весной пробуждается и оживает вся природа. А сейчас мы послушаем пьесу П.И. Чайковского из цикла «Времена года» – «Апрель». «Подснежник». В ней картина весенней природы написана не словами, а звуками. Перед пьесой П.И. Чайковский в качестве эпитета вставил стихотворение А.Н. Майкова, послушайте его (читает музыкальный руководитель).

А теперь послушайте, как же рассказывает о весенней природе музыка.

(звучит запись пьесы «Апрель» П.И. Чайковского в исполнении симфонического оркестра).

Музыкальный руководитель: Какой была эта музыка?

Дети: Нежная, ласковая, плавная, трепетная, немного взволнованная.

Музыкальный руководитель: А, что, по вашему мнению, рисовала эта музыка? (ответы детей)

Музыкальный руководитель: Музыка рисует нам картину пробуждения природы, появления подснежников, робких и несмелых, дуновение ветерка. Переходы то в высокий, то в низкий регистр композитор использовал, чтобы изобразить изменчивость погоды весной. Не всегда бывает солнце, иногда ещё бывают и ненастные дни. А вы заметили, ребята, на какой танец похожа пьеса.

Дети: На вальс.

Музыкальный руководитель: А сейчас я предлагаю послушать эту пьесу еще раз. Но, прежде чем начать слушать, прошу вас разделиться на две равные компании (делятся визуально по желанию). Мы будем не просто слушать музыку, но и выполнять задания.

1 компания – нарисует картину весны, которую услышит в музыке П.И. Чайковского.

2 компания – наполнит наш лес ароматами весенних цветов, при помощи танцевальных движений и вот этих легких шарфиков и платочков (платочки пропитаны запахом духов). И так, фантазируем, слушаем, творим.

(музыка звучит повторно)

Музыкальный руководитель: Что же у нас получилось? Каким стал воздух в нашем лесу!

Чувствуете аромат? Посмотрите, а какая же замечательная картина у нас получилась.

(рассматривают)

Музыкальный руководитель: А теперь посмотрим, как изобразили весну на своих картинах знаменитые художники И. Левитан и А. Саврасов. (рассматривают)

Какие краски использовали художники? (голубые, серые, белые, черные, желтые).

Какое настроение передали художники на своих картинах? (веселое, радостное и задумчиво-спокойное).

Какая картина, по вашему мнению, больше подойдет по настроению к нашей музыке? (ответы детей)

Сегодня мы увидели весну по-разному: глазами художника, глазами композитора, глазами поэта и каждая весна была по-своему красива…

А по каким приметам мы узнаем о наступлении весны? (ответы детей) Сейчас для вас, ребятки, загадаю я загадки. Они тоже о весенних приметах. Если вы их отгадаете, тотчас песню исполняете.

Бегу я, как по лесенке
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня (ручеёк)

Песня «Ручеёк» слова и музыка З. Роот.

А вот и вторая загадка:
Весит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной (сосулька)

Песня «Плаксы сосульки» музыка М. Парцхаладзе. (индивидуальное исполнение)

Музыкальный руководитель: Ребята, мы уже давно гуляем в лесу, а что-то самой хозяйки, красавицы-Весны мы с вами не встретили? А как вы думаете, справились ли мы с ее заданием? (Ответы детей) а не завести ли нам на полянке хоровод, да не покликать ли Весну-красну?

Песня-хоровод «Веснянка» (с движениями по кругу)

(хором произносят закличку)

Приходи Весна,
Приходи красна,
Подай солнышка –
Колоколнышка!
Приноси урожай
В наш родимый край!

(Звучит музыка по выбору музыкального руководителя, в зал входит Весна, танцует)

Весна: Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые взрослые. Я очень рада встрече с вами. Вижу, что вы по настоящему любите природу и знаете её. Я неподалёку бродила все видела и все слышала. Спасибо вам за помощь! А пока вы пели, танцевали, да стихи читали, в моем лесу случилось чудо. От вашей доброты распустились под березкой подснежники. Вы ребятки подходите, да с подснежником спляшите.

«Танец с подснежниками» (композиция движений и музыка по выбору музыкального руководителя)

Весна: Замечательно вытанцевали, а быть может нам еще и поиграть. Вы любите играть? Так вставай скорее в круг. Слева друг и справа друг!

Игра «Жуки» (сборник М.А. Михайловой Н.В. Ворониной «Танцы, игры, упражненья для красивого движенья»)

Музыкальный руководитель: Спасибо тебе, Весна – красна, весело у тебя в лесу, интересно, но нам пора в обратный путь.

Весна: Что ж, была я рада встрече с вами. Надеюсь, станем мы хорошими друзьями. Вы обо мне не забывайте в лесу, почаще, навещайте. Всегда с природою дружите и дружбой с лесом дорожите.

Музыкальный руководитель: Мы лес за все благодарим и песню, подарить хотим!

Песня «Милый лес» Слова и музыка З. Роот

Весна: Постойте, ребята, как-то неловко отпускать вас домой без подарка. Я, Весна, немного волшебница. Вам, девчонки и мальчишки, непоседы-шалунишки подарить хочу цветы небывалой красоты! Чтоб увидеть их, сперва, нужно всем закрыть глаза! (Дети закрывают глаза, а Весна раскладывает цветы с приклеенными к ним конфетами) Раз! Два! Три! Четыре! Пять! Глазки можно открывать!

Музыкальный руководитель: Вот это чудо! Посмотрите, какой нарядной стала полянка! А эти цветы не простые они с сюрпризом!

Весна: Подходите! Подходите! И цветок себе сорвите!

Музыкальный руководитель: А мы тебе, Весна-красна, подарим твой портрет. Его нарисовали сами ребята! (дарят картину)

Весна: Спасибо большое! До свидания, друзья! (Весна уходит)

Музыкальный руководитель: Вот и подошло к концу наше путешествие в весенний лес. Вам понравилось путешествовать? Давайте помашем на прощанье и отправимся в обратный путь, в наш любимый детский сад. А приведет нас туда наша музыкальная дорожка. (дети под музыку змейкой выходят из зала)