Родительское собрание "Взаимоотношения в семье"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: научить родителей эффективным способам взаимодействия с детьми.

План:

  1. Притча “Эхо”.
  2. Результаты анкетирования учащихся “Неоконченное предложение”.
  3. Информирование “Тип семейного воспитания”.
  4. Способы эффективного общения.
  5. Упражнение “Лавина”.

1. Притча.

Эхо

Папа с сыном пошли однажды на горы, и сын, ударившись о камень, крикнул:

   - ААААААА.
   И с удивлением слышит:
   - ААААААА.
   Мальчик спросил:
   - Кто ты?
   А ему в ответ:
   - Кто ты?
   Разозлившись от такого ответа, мальчик кричит:
   - Трус!
   А ему в ответ:
   - Трус!
   Мальчик спрашивает у отца: "Что происходит"?
   Отец улыбнулся и говорит: "Слушай меня внимательно".
   Отец кричит горе:
   - Я тебя уважаю!
   Ему в ответ:
   - Я тебя уважаю!
   - Ты лучший.
   Ему отвечают:
   - Ты лучший.

   Мальчик оставался в удивлении, и потом папа ему объяснил: "Это явление называют "эхо" но, по правде, это называется жизнь... Она тебе отдаёт всё, что ты говоришь и делаешь".

2. Информирование: результаты анкетирования учащихся “Неоконченное предложение”.

Методика “Неоконченное предложение”

Для меня семья – это… то чем я живу, счастье, родные и родственники, самое главное в жизни, близкие, радость, дружные люди связанные любовью много лет, защита, спасение, любовь, все, это люди с которыми я живу, богатство, святое, моя душа, чудо,

Мы с одноклассниками часто… гуляем, играем, дружно проводим время, видимся в школе, встречаемся, ходим по покупкам, общаемся, приглашаем друг друга в гости, ссоримся, играем в ПК, разговариваем по телефону, ходим на тренировки,

В конфликте с родными …дерусь, я не участвую, сразу же мирюсь, не разговариваю, не конфликтую, я плачу, я психую, подойду извинюсь, я стараюсь его закончить, я виновата, я не обижаюсь, я пытаюсь их успокоить, мы ходим в поход, я молчу, я не лезу, я ругаюсь,

В конфликте с друзьями … не ссоримся, не желала бы входить в них, я ссорюсь, ругаюсь а потом миримся, не разговариваем, сразу миримся, я извиняюсь, не обращаю внимания, стараюсь все выяснить, я ухожу, я не вступаю, дружен, высказать свое мнение, я играю, обижаюсь, я очень милая,

Если я ссорюсь с родителями, то из-за… того, что не поделили, разного, пустяков, не ссорюсь, сестры, домашних дел, непонимания, чего-то главного, из-за оценок, плохого дела, уроков, из-за гулянья, меня,

Если я ссорюсь с друзьями, то из-за…не ссорюсь, девочек, спора, пустяков, разного, недопонимания, из-за их вины, лжи, того что не хочу с ними дружить, того, что что-то не поделили, быстро мирюсь, футбола,

Чтобы не было с родителями конфликтов, надо… все делать, слушаться их, уступать друг другу в мелочах, выполнять, не ссориться, вместе думать над конфликтом, с ними соглашаться, думать о последствиях, надо хорошо учиться, помогать им, их убедить в обратном, нужно читать,

Чтобы не было с одноклассниками конфликтов, надо… не надо ссориться, дружить хорошо, уступать друг другу, слушать друг друга, надо драться, надо настаивать на своем, не вмешиваться, им не лгать, молчать,

3. Тип семейного воспитания. Информирование.

“Мы все родом из детства”, “И хорошее, и плохое человек получает в семье”. Эти выражения знакомы каждому.

Именно семья, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.

В психологии не так уж много истин. Но вот утверждение о том, что стили родительского поведения и тип семейного воспитания определяют особенности личности и поведения ребенка, - истина. Поэтому я предлагаю Вашему вниманию следующую тему: “Взаимоотношения в семье”.

Существует 4 стиля родительского поведения: авторитетный, либеральный, авторитарный, индифферентный.

Стили родительского поведения формируют типы семейного воспитания.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения:

  • диктат;
  • опека;
  • невмешательство;
  • сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом проявлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и унижения чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. Часто именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки.

Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека - заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Невмешательство.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”.

При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка, успешность обучения, уровень притязаний ребенка, эмоциональное состояние, самооценка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей (не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться).

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки, (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление - здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания. В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает.

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей - поддержание престижа (дома задаются вопросы: “А кто еще получил пятерку?”), послушание (“Тебя сегодня не ругали?”) и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни (“В классе из окон не дует?”, “Что вам давали на завтрак?”), или вообще мало что волнует - школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: “Что было сегодня в школе?” рано или поздно приведет к соответствующему ответу: “Ничего особенного”, “Все нормально”.

Ребенок в итоге вырастает таким, каким его воспитывают родители и лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми.

4. Эффективное общение (способы).

  • Отражение чувств

Родителям предлагаются ситуации, а они должны описать чувства, которые испытывает ребенок и то, что бы они ответили ему в этих случаях.

Ситуация и слова ребенка Чувства ребенка Ваш ответ
1. “Сегодня, кода я выходила из школы, мальчишка хулиган выбил у меня портфель и из него все высыпалось” Огорчение, обида Ты очень расстроилась, и было очень обидно
2. (Ребенку сделали укол, плачет): “Доктор плохой!” Физическая боль, злость Тебе стало больно и ты разозлилась.
3. (Старший сын – маме): “Ты всегда ее защищаешь, говоришь “маленькая, маленькая”, а меня никогда не жалеешь”    
4. “Сегодня на уроке математики я ничего не поняла и сказала об этом учителю, а все ребята рассмеялись”    
5. (Ребенок роняет чашку, та разбивается): “Ой!!! Моя чашечка!”    
6. (Влетает в дверь): “Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!”    
7. “Ну надо же, я забыла включить телевизор, а там продолжение фильма!”    

Домашнее задание. В общении с ребенком использовать методы и приемы активного слушания.

  • Я - сообщения

Вы который раз зовете дочь садиться за стол. Она отвечает: “Сейчас”,— и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться. Ваши слова (надо выбрать):

  1. Да сколько же раз тебе надо говорить!
  2. Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же!
  3. Меня сердит, когда ты не слушаешься.
  • Родительские установки

“Дети плохо себя ведут, потому что...”

В ходе обсуждения необходимо дифференцировать актуальные установки на “помогающие”, т.е. рациональные, эффективные – и “мешающие”, т.е. нерациональные, неэффективные в сфере детско-родительских взаимоотношений.

5. Упражнение “Лавина”

Это упражнение описано в книге Ф.Зимбардо: “Представьте, что ваш дом занесло снегом во время выходных, вы не можете ни выбраться, ни связаться с кем-нибудь, ни получить помощь раньше понедельника. Вы остались со своей семьей, у вас нет никаких обязанностей, никакой домашней работы. Придумайте, как вы используете эту критическую ситуацию, чтобы создать себе и своей семье веселое времяпровождение. У вас есть хорошая еда, музыка, книги, игры, горячая вода, ручка и бумага, но нет телевизора и радио”.

После того, как работа завершена, участникам предлагается осуществить эти планы в ближайший выходной: “Стоит ли ждать, когда ваш дом занесет снегом?”.

В процессе обсуждения этого упражнения родители составляют список понравившихся им способов позаботиться о себе.