Алгоритм взаимодействия учителей начальных классов и среднего звена на этапе перехода школьников из начальной школы в среднее звено

Разделы: Русский язык


Педагоги, психологи, ученые на страницах газет и журналов довольно часто размышляют о проблемах преемственности. В школьные годы ребенок переживает несколько переходных периодов, требующих от него приспособления к новым условиям. При переходе из одной ступени обучения в другую возрастают требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у учеников определенных учебных знаний, учебных действий. Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания.

Переход в пятый класс – это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Учителям предметникам необходимо за короткое время узнать детей, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся. Классному руководителю за короткий период узнать детей, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники – это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.

С начала учебного года у детей возникает ряд сложностей организационного и учебного характера.

1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников.
Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно упорядочить высказывания детей, их инсайты (озарения). Однако все мы знаем, что именно в споре рождается истина. Именно такая форма проведения уроков мне близка.
Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно». К тому же придется удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку. А точнее, подводить школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их правильности. Куда проще сказать: «Молодец! Пять» или «Неверно! Три».
Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.

2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.
Экономя время урока, педагоги порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.

3. Создание ситуации успеха для пятиклассников.
Ошибочным мнением педагогов среднего и старшего звена является признание того, что в пятом классе нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду, а создание ситуации успеха, равно так же как и использование игровых моментов на уроке, – это удел начальной школы. Ведь ещё великие русские педагоги Ушинский, Макаренко говорили о том, что учение должно приносить удовольствие. Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.

4. Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.
Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дней именинника, олимпиадных недель, консультаций слабоуспевающим, выпуск тематических классных газет, совместные поездки за город, написание писем болеющим детям и так далее.
Вдумчивые педагоги, понимая значимость этих традиций в жизни детей, стремятся сохранить их и продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в соответствии с возрастными особенностями в более важные и необходимые для учеников мероприятия. Педагогический нигилизм (отрицание всего, что было наработано коллективом учащихся до вас) в этой ситуации не принесет позитивных результатов и не лучшим образом скажется на личностных взаимоотношениях с педагогом.

5. Отсутствие коллективных средств обучения.
Следует помнить о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителей перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся наиболее значимыми в жизни подростка, в том числе и пятиклассника. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, парах, парах сменного состава. Кроме того, позитивные отношения к сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.

6. Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий.
Нередко с переходом в пятый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроках, записей с номерами домашних заданий и, как результат, отсутствие и самих домашних работ. На это влияют многие факторы, одним из которых является ослабление внешнего контроля за выполнением домашних работ со стороны учителя и родителей. Родители к пятому классу устают от проверки тетрадей. Кто-то не считает это целесообразным из-за уже приобретенного навыка всегда выполнять задание на дом в полном объеме. Учителя же сетуют на объемы работ и обилие классов. Иногда демократические учителя предлагают детям домашние задания только для желающих. Но редко у кого оно возникает самостоятельно. Дифференцировать задания в среднем и старшем звене – сложно. Вот и получается, что наши пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома. Появляются запуски и пробелы в знаниях.

7. Личностный контакт с учителями.
Не следует забывать, что пятиклассники – народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.

Именно эти сложности организационного и учебного характера привили к необходимости совместной работы с учителем начальных классов по выработке алгоритма. Цель работы по взаимодействию педагогов вижу в создании оптимальных условий для адаптации детей.

На подготовительном этапе была разработана программа взаимодействия, которая включает вопросы (Приложение №1):

  1. Иизучение классного коллектива.
  2. Адаптация школьников в условиях предметной системы обучения.
  3. Адаптирование технологий начального обучения к технологиям среднего звена.
  4. Применение на этапе адаптации единых разнообразных форм и методов обучения.
  5. Преемственности инновационных технологий начальной школы в старших классах.
  6. Изучение уровня ЗУН в 4 классах.
  7. Разработка единой системы повторения и контроля.
  8. Разработка единого орфографического режима.
  9. Определение стиля преподавания в начальной и средней школе.
  10. Взаимосвязь учебных программ по предмету.
  11. Структура уроков.
  12. Включение элементов опережающего обучения.
  13. Взаимопосещение уроков.
  14. Изучение личности выпускника начальной школы.

Для реализации данной программы проводилось взаимопосещение уроков с целью знакомства с технологией обучения в начальной школе, форм и методов организации учебной деятельности, стиля взаимоотношений педагога с детьми, учащихся между собой для использования приемов обратной связи в 5-ых классах, с программой, системой требований учителя начальной школы, проводились совместные уроки, мероприятия с использованием активных форм обучения. К таким активным формам обучения на этапе адаптации относятся игровые технологии. По словам В. Сухомлинского, «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка. Занимательность условного мира игры даёт положительные результаты: решаются следующие задачи:

  1. Коммуникативная задача – освоение диалектики общения.
  2. Диагностическая – наблюдение за поведением детей, выявление отклонений от нормативного поведения.
  3. Самопознание в процессе игры.
  4. Социализации – включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Кроме того, в условиях игры процесс знакомства, узнавания друг друга, привыкания детей к учителю проходит эффективнее, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.

Первое знакомство с детьми состоялось, когда они были первоклассниками. Знакомство началась с внеклассной работы по предмету, совместно с детьми 5 класса провела интегрированный урок «Сказки и речевой этикет»

Продолжением совместной работы явилось проведение во 2 классе мероприятия «Будь в ответе за тех, кого приручил» – так называлось внеклассное мероприятие, которое было проведено совместно с учащимися 2 и 6 класса. Это были мини-проекты детей. Рассказ о любимых питомцах, сообщение интересных фактов из жизни животных, занимательная викторина, игра на флейте составили содержание мероприятия. Проведение подобных занятий сплачивает малышей и подростков, развивает навыки общения, развивает эстетический вкус, а учителю даёт возможность наблюдения за классным коллективом.

Проведение игры «Узнай- ка сказку» проходило в кабинете русского языка. В ходе игры дети работали в группах. Задания были построены таким образом, что от учащихся требовалось не только назвать героя сказки, узнать её название, но и рассказать о сказке, её авторе.

Следующим шагом было включение элементов опережающего обучения, выявление тем, которые уже в 5 классе даются расширенно. С такими понятиями, как главные члены предложения, дети знакомы, но уже в 5 классе используется термин «грамматическая основа». Практика показывает, изучение темы «Сложные предложения» даётся детям в 5 классе непросто. Они не видят структуру предложения, не могут выделить части сложного предложения, делают ошибки при постановке запятых между частями предложения. Чтобы преодолеть эти трудности, мне кажется, целесообразно начинать подобную работу уже в 3 классе. Где взять время? В моём случае это удачное совпадение обстоятельств и желаний. Я проводила фрагменты урока, на которых вводились те или иные определения, термины, давались новые знания. Задача учителя начальных классов – повторение и закрепление. Были разработаны уроки с использованием ИКТ «Такие простые сложные предложения». В занимательной наглядной форме детям было предложено рассмотреть структуру предложения, ознакомиться с двусоставными и односоставными предложениями. Т.к. материал давался в занимательной форме, дети с удовольствие его воспринимали. В дальнейшем задача учителя начальных классов состояла в том, чтобы при синтаксическом разборе предложения дети использовали полученные знания. Для прочности усвоения и помощи уч-ся составлена памятка такого разбора. Учитывая сложность материала, провела несколько занятий. Такое опережение даёт детям возможность легче усвоить тему 5 класса «Сложные предложения». (Приложение №2)

Особое внимание уделено развитию речи. В 5 классе дети выполняют задания по определению типа, стиля речи, составлению небольших текстов определённого типа речи. В начальной школе даются первоначальные сведения, это работа по определению видов текста, но не используется термин «тип речи», ничего нет о средствах выразительности, которые должны использовать учащиеся при создании подобных текстов в 5 классе. Желание сочинять живо развито у младших школьников, но им не хватает языкового материала. С этой целью были проведёны занятия «Типы речи».

Проведённые занятия ознакомили детей с простейшими средствами языка и ввели понятия «тип речи» и «стиль речи», которые дети продуктивно использовали при ответе. Создавая коллективный текст по предложенной теме, дети закрепили полученные знания, а в дальнейшем использовали определения в творческих работах. Практика показала, что дети активно используют средства языка для выражения своих мыслей. В творческих работах дети использовали сравнения «как шаловливый кот», эпитеты «зеркальная гладь», олицетворения – «день открывает глаза», «солнце красуется», «осень отзывается грустью».В дальнейшем при выполнении творческих заданий учитель начальной школы должен напоминать об использовании средств выразительности.

Одна из актуальных задач переходного периода – объективный контроль знаний, умений и навыков учащихся на соответствие требованиям государственных образовательных стандартов. Актуальным также остается процесс оценивания знаний учащихся. Оценка качества знаний помогает учителю выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, поэтому одним из направлений нашей работы является разработка единой системы повторения и контроля.

В своей работе планируем совместное составление и проведение контрольных работ по ключевым темам, включение в контрольные тестовые виды заданий. Совместная проверка работ и анализ ошибок дают возможность учителю не только наметить пути ликвидации в пробелах знаний учащихся, но и иметь реальное представление об уровне подготовки учащихся.

В процессе совместной работы выявлены темы, которые

  • стыкуются по содержанию;
  • сквозные темы;
  • определён порядок фонетического, синтаксического разбора;
  • рассмотрен вопрос о необходимости введения лингвистических терминов.

Очень важна работа по формированию ученического коллектива. Именно совместная работа по адаптации поможет предупреждению возможных негативных явлений, выявлению потенциальной «группы риска», т.е. тех учащихся, чьё дальнейшее обучение будет связано с определёнными трудностями и которые будут нуждаться в психолого-педагогической поддержке.

Приступая к обязанностям классного руководителя в 5 классе, у учителя уже нет необходимости в выявлении таких учащихся, за время совместной работы накоплены необходимые сведения об особенностях каждого ребёнка, степени его учебной мотивации. На основе полученных результатов составляется психофизиологическая характеристика учащихся и индивидуальная программа корректировки и дальнейшего развития детей.

Такая система совместной работы позволяет обеспечивать:

  1. Готовность учащихся к обучению в средней школе.
  2. Объективность оценок уровня подготовки учащихся.
  3. Преемственность уровня требований к ЗУН.
  4. Изучение классного коллектива.
  5. Применение на этапе адаптации разнообразных форм и методов обучения.

Адаптирование технологий начального обучения к технологиям среднего звена.

Разработку единой системы повторения и контроля

Такая работа поможет, как мне кажется, будущим пятиклассникам легче пройти период адаптации, снимет тревожность, поможет сохранить познавательные мотивы учебной деятельности, а учителю эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс.