Конкурс для старшеклассниц "Ужель та самая Татьяна"

Разделы: Внеклассная работа


Конкурс старшеклассниц “Ужель та самая Татьяна” проводится в комплексе культурно-образовательных, культурно-досуговых мероприятий, посвященных дням памяти, дню рождения А.С. Пушкина. Участницы конкурса – учащиеся 9-11 классов образовательных учреждений.

Конкурс проводится в противовес современным конкурсам “красоты”, часто не имеющим ничего общего с культурой. “90 – 60 – 90” и “Я помню чудное мгновение…”. Чтобы не дать окончательно разрушиться прекрасному в душах подростков, мы можем и должны противопоставить одно – другому, обеспечить возможность приобщиться к исторической культуре и сделать свой выбор. Все составляющие формы конкурса продумываются и организуются с учетом возрастных особенностей подростков, социокультурного окружения.

Конкурс отличает некоторая камерность (относительно небольшого количества участников), но процесс подготовки, проведения втягивает в орбиту конкурса педагогов, родителей, одноклассников, друзей. В основе программы конкурса лежит коллективная творческая деятельность и общение детей и взрослых. Конкурс позволяет развивать стремление, как подростков, так и взрослых, к исследовательской деятельности в области литературного искусства, музыки; активизировать творческую деятельность, решающую задачи “включения” памяти поколений. В ходе конкурса участницы конкурса должны показать свою способность понять и передать внешний и внутренний облик женщины пушкинской эпохи; суметь продемонстрировать свои творческие возможности: музицировать, танцевать, петь, читать стихи, рукодельничать. Конкурс дает также возможность проверить знания, умения, полученные на уроках литературы, технологии.

Для подготовки и проведения конкурса создается оргкомитет, который разрабатывает Положение о конкурсе (Приложение 4), сценарии, определяет состав жюри, готовит помещения, организует консультации, репетиции, привлекает спонсорскую помощь. Конкурс проходит в два этапа:

I этап - внутришкольный. Каждое образовательное учреждение самостоятельно выбирает форму проведения. Это: литературные гостиные, поэтические вечера, вечера-концерты, Пушкинские балы, выставки изобразительных и прикладных работ по пушкинской тематике. Проведение отборочных туров позволит сделать конкурс более массовым и эффективным.

II этап – муниципальный – проходит в три тура, которые включают различные конкурсные задания (Приложение 5). По каждому туру оргкомитетом разрабатываются “оценочные листы” (Приложение 6), в которых указаны критерии по отдельным конкурсам. К этой работе целесообразно привлечь специалистов. Специалисты разных направлений (хореографы, музыканты, литераторы, модельеры и др.) входят также в состав жюри.

В каждом образовательном учреждении создаются творческие группы из числа учителей технологии, русского языка и литературы, хореографов и др. Их задача: подготовка конкурсанток, оказание помощи девушкам на протяжении всего конкурса. В группу поддержки привлекаются родители и одноклассники.

В подготовительный период организаторы проводят ряд консультаций для педагогов. Для участниц, кроме консультаций, проводятся психологические тренинги.

Самым ярким и запоминающимся должен стать финал конкурса, для чего необходимо воссоздать волнующую атмосферу пушкинской эпохи. Помещения, где проводятся три тура конкурса, должны быть соответственно оформлены.

Очень важно отметить, оценить и поощрить каждую участницу конкурса. Для этого, кроме звания “Абсолютная победительница конкурса”, устанавливаются различные номинации.

Необходимо тщательно продумать период последействия, чтобы после подведения итогов конкурса, награждений, закрепить полученный результат, дав возможность участницам продлить общение с великим Поэтом, возможность пережить еще раз прекрасные мгновения своего творческого успеха, еще раз почувствовать себя “гением чистой красоты”. Этому будет содействовать участие девушек в школьных вечерах, спектаклях, показах коллекций платьев на различных конкурсах, праздниках, балах; организация персональных выставок авторских работ, связанных с именем Пушкина; публикация стихов, эссе, освещение конкурса в СМИ.

1-й тур. Праздник открытия конкурса

Праздник открытия является одновременно 1-ым туром конкурса, на котором проходит самопрезентация конкурсанток (конкурс “визиток”), а также оценка жюри творческих работ: литературных эссе “Тебе, поэт, моё признанье”.

Предварительная работа: проведение внутришкольных этапов, отбор участниц на районный конкурс, сбор заявок, жеребьёвка, подготовка “презентаций”, выполнение творческих заданий.

Оформление сцены: портрет А.С. Пушкина, кресла, столик, подсвечники и т.п.

Приглашаются группы поддержки: учителя, родители, одноклассники.

Сценарный ход:

Звучит музыка.

Ведущий:

Я не знаю, возможно ль такое,
Чтоб не родственно и не светло,
Не волнуя и не беспокоя,
Прозвучать это имя должно. Пушкин!

Александр Сергеевич Пушкин. Это имя с нами с детства. Забвения поэту нет, забвения ему не будет. Очень хочется надеяться, что память о нём не будет только юбилейной. Пушкин думал о нас в своё время, сегодня мы думаем и говорим о нём.

Я приглашаю к микрофону председателя оргкомитета….

Выступление, объявление конкурса открытым.

Ведущий:

Умножайте шум и радость;
Пойте песни в добрый час:
Дружба, Грация и Младость
Именинницы у нас!
Я приглашаю на сцену участниц конкурса.

Представление участниц конкурса.

Ведущий: Итак, конкурс начинается. “Визитные карточки” оценивает жюри в составе: ….

Представление членов жюри.

Первой мы приглашаем к знакомству … .

Выступления конкурсанток согласно жеребьевке.

Ведущий: Мы познакомились с последней участницей. Просим жюри подвести итоги этого конкурса. А я приглашаю на сцену гостя нашего конкурса …

Музыкальный номер.

Ведущий: Организаторы конкурса также от души поздравляют всех женщин, девушек, присутствующих в зале, с праздником, с весной. Особые поздравления нашим милым, очаровательным барышням.

Вручаются подарки, сделанные руками юных мастериц из объединений прикладного творчества

Ведущий: А сейчас слово нашему уважаемому жюри.

Итоги конкурса “визиток” и оценка литературных эссе “Тебе, поэт, мое признанье”.

Ведущий: 1-ый тур нашего конкурса окончен. Мы прощаемся с гостями, группами поддержки. Спасибо жюри за работу. До встречи на 2-ом туре.

Участницы конкурса остаются в зале для беседы с психологом.

2-й тур. “О, вы, минуты упоенья, одушевленный труд и слезы вдохновенья…”

Проводится в кабинете технологии (обслуживающего труда) в школе.

Оборудование: Столы, швейные машины, гладильные доски, ножницы, наборы швейных иголок, нитки, ткань (по 8 квадратов 10х10 для каждой конкурсантки), конверты с номерками и булавками для выполненных работ, конверты с заданиями “Кроссворд”, карандаши, ручки

Музыкальное оформление: Произведения спокойной классической музыки

В другом зале оформлены персональные выставки конкурсанток под общим названием “Фантазии и рук моих творенье”. Здесь проходит презентация (защита) творческих работ.

Сценарный ход.

Звучит музыка. В зал входят конкурсантки с учителями технологии. Ведущая представляет участниц и их наставниц. Участницы занимают места за рабочими столами.

Ведущий: Добрый день, милые барышни! Уважаемые коллеги! Достопочтенное жюри!

Позвольте мне напомнить вам, что Татьяна в переводе с греческого значит “устроительница”.

Прекрасна, искренна, желанна,
С горячей искоркой в глазах,
Устроить может все Татьяна:
И дом, и праздника размах.

А.С. Пушкинсоздал образ всем известной Татьяны – Татьяны Лариной. Но не о ней сегодня речь.

Ее изнеженные пальцы
Не знали игл, склонясь на пяльцы,
Узором шелковым она
Не оживляла полотна…

Другие занятия были ей по душе. Мы же сегодня вспомним тех современниц Поэта, мастерство которых приводило его в восторг, столько было в них затейливой выдумки, столько умения! Рукотворная сказка – да и только! Кстати, о сказках. В сказках Пушкина правдиво описано дело женщины главное: шить, кормить, одевать, род людской продолжать. Каждая женщина стремится быть солнышком в своем доме. Доброй, умелой, ловкой, всем нужной. Испокон веку девочек (и простых, и знатных) учили этому с ранних лет. Мы предлагаем нашим барышням показать сегодня, чему научились они, что они уже умеют. (Представление членов жюри.)

Ведущий: Есть такая поговорка: “Кто много знает, много умеет”. На уроках труда вы получаете знания по технологии кроя и пошива одежды, по машиноведению. Эти знания и понадобятся вам сейчас при разгадывании кроссворда. (Приложение 2)

Максимальное количество баллов за это задание – 5. Время выполнения – 10 минут.

Девушки выполняют задание. Звучит тихая музыка.

Ведущий: Спасибо! Жюри проверит правильность решения кроссвордов. Но знать хорошо, а уметь… Старые люди часто говорят, что молодые знают, но мало что умеют. Мы поспорим с этим, потому что: “Наши молодицы на все руки мастерицы”. И они докажут это, выполняя 2-е задание, практическое. (Девушки выполняют машинные и ручные швы. Время – 30 минут.)

Ведущий: Итак, все работу закончили. Пока жюри оценивает ваши работы, мы немного отвлечемся.

Известен такой факт биографии А.С. Пушкина. Осенью 1826 года по дороге в Михайловскую ссылку по просьбе Веры Федоровны Вяземской, жены лицейского друга, Пушкин купил и послал ей вышитые пояса. Позже, в своем послании Вяземскому, он написал: “Скажи княгине, что она всю прелесть московскую за пояс заткнет, как наденет мои поясы”. Видно, хороша была работа золотошвей, если поэт отзывался о ней столь лестно.

А мы переходим к следующему заданию. Как вы поняли, во времена Пушкина у женщин популярны были пояса. А из чего же еще состоял гардероб женщины пушкинской эпохи? И что носили в те времена мужчины? Предлагаем нашим барышням ответить на вопросы блиц-конкурса по истории костюма. За правильный ответ вы получаете 5 баллов.

Блиц-конкурс

(Приложение 1)

Объявляется перерыв. Все переходят в зал, где оформлены персональные выставки конкурсанток.

Ведущий: На Руси всегда славились люди умелые, трудолюбивые. О чудесных женских руках, способных создавать дивные вещи, способных согреть дом, сделать его уютным, веками слагались стихи и песни. Каждая мастерица вкладывает в свои изделия душу. Александр Сергеевич о процессе своего поэтического творчества говорил:

О, вы, минуты упоенья,
Одушевленный труд
И слезы вдохновенья!

А разве нельзя сказать так о любом творчестве? Сам поэт утверждал, что “вдохновение нужно и в геометрии, как и в поэзии”. А мы добавим, что вдохновение, фантазия всегда присутствуют в деле, которым человек увлечен, в которое он вкладывает душу. Предлагаем участницам нашего конкурса рассказать о своих увлечениях в прикладном творчестве, о своем хобби.

Представление–защита творческих работ

Ведущий: На этом 2-й тур конкурса завершен. Жюри подводит итоги.

Сценарий финального тура конкурса “Ужель та самая Татьяна…”

Финальный праздник - это заключительный, III тур конкурса.

Форма проведения: Вечер в светском салоне. Все участницы одеты в платья Пушкинской эпохи, изготовленные в сотворчестве с учителями обслуживающего труда.

Каждая участница готовит на выбор танец, музыкальный номер и т. п. в соответствии с темой.

Оформление и реквизит:

  1. На сцене столик для ведущих, стулья, кресла для участниц, цветы в больших вазах, фортепиано.
  2. Билеты с вопросами по творчеству А.С. Пушкина.
  3. В музыкальном оформлении используются произведения Чайковского, Свиридова и др.

Ведущие: Хозяйка салона и Поэт.

Ход праздника

Танцевальный коллектив исполняет “Менуэт”. На последнем па девочки замирают.

Звучат стихи за кадром:

Краев чужих неопытный любитель
И своего всегдашний обвинитель,
Я говорил: в отечестве моем
Где верный ум, где гений мы найдем?
Где гражданин с душой благородной,
Возвышенной и пламенно свободной?
Где женщина - не с хладной красотой,
Но с пламенной, пленительной, живой?
Где разговор найду непринужденный,
Блистательный, веселый, просвещенный?

(Танцоры убегают. Выходят ведущие.)

Хозяйка салона: Добрый день!

Поэт: Здравствуйте! Мы рады приветствовать всех пришедших на этот праздник. Я не оговорился, назвав сегодняшнюю встречу праздником. Ведь она проходит в те дни, когда вся планета готовится отметить юбилей великого русского поэта.

Мы чтить тебя привыкли с детских лет
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

Хозяйка салона:

Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца?
И в них будить стремленье к идеалу!

Поэт: Более полутора веков звучат стихи поэта, в которых он обращается к нам, своим потомкам.

Хозяйка салона:

Поэт незрим, но он здесь, рядом.
И смотрит он на нас лукавым, острым взглядом.
И задает вопрос...

Поэт:

Мои богини! Что вы? Где вы?
Внемлите мой печальный глас:
Все те же ль вы? Другие ль девы,
Сменив, не заменили вас?
Услышу ль вновь я ваши хоры?...

Хозяйка салона: Дать ответ Пушкину и предстоит участницам нашего конкурса.

Музыкальная заставка.

Поэт: Сегодня мы пригласили наших милых барышень в литературно-музыкальный салон.

Хозяйка салона: Приветствуем их:

(Представление конкурсанток. Девушки под музыку в сопровождении юношей проходят по залу, поднимаются на сцену. Жюри оценивает модель платья)

Хозяйка: Позвольте представить Жюри конкурса. Слово председателю жюри. (Выступление)

Поэт:

Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних
Времен минувших небылицы,
В часы досугов золотых,
Под шепот старины болтливой,
Рукою верной я писал;
Примите ж вы мой труд игривый!
Ничьих не требуя похвал,
Счастлив уж я надеждой сладкой,
Что дева с трепетом любви
Посмотрит, может быть, украдкой
На песни грешные мои.

Хозяйка салона: Оправдались ли надежды поэта, читают ли его наши барышни, мы сейчас узнаем. Разрешите мне, как хозяйке нашего салона, предложить игру в фанты.

Поэт: Очень интересно, для кого же предназначен первый фант?

(Идет игра в фанты – билеты с вопросами по творчеству А.С. Пушкина (Приложение 3))

Хозяйка салона:

У меня остался еще один фант.
Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель:
Мои сомненья разреши...
Надежды сердца оживи
Иль сон тяжелый перерви
Увы, заслуженным укором!

Вопрос: чей это фант, и кому он адресован?

Поэт: Думаю, что вопрос адресован жюри.

Хозяйка салона: Да, это так. В стихах решительная просьба: объявить предварительные итоги.

Жюри объявляет итоги 2-х туров.

Хозяйка салона: Благодарим уважаемое жюри. А мы продолжаем.

Поэт:

Узрю ли русской Терпсихоры
Души исполненный полет?
Иль взор унылый не найдет
Знакомых лиц не сцене скучной?

Хозяйка салона: Это ты о чем?

Поэт: О том, что в нашем салоне пора зазвучать музыке.

Хозяйка салона: О, сегодня мы все услышим не только музыку. Каждая из наших славных барышень, как и во времена Пушкина, имеет свои увлечения, обладает каким-либо талантом.

Конкурс талантов

Поэт: (выводит на сцену девушку)

Сбылись давнишние мечты,
Сбылися пылкие желанья!
Минута сладкого свиданья,
И для меня блеснула ты!

Хозяйка салона: Танцует…., школа № … (выступление конкурсантки)

Поэт:

Я скоро весь умру.
Но тень мою любя,
Храните рукопись, о други, для себя!
Когда гроза пройдет, толпою суеверной
Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный,
И, долго слушая, скажите: это он;
Вот речь его.
А я, забыв могильный сон,
Войду невидимо и сяду между вами,
И сам заслушаюсь, и вашими слезами
Упьюсь...

Хозяйка салона: Стихи А.С. Пушкина в исполнении участниц конкурса: …

Поэт:

Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты...

Хозяйка салона: Вальс в исполнении конкурсантки под №.., школа №.. (Выступление)

Поэт:

И тихий, тихий льется глас;
Дрожат златые струны.
В глухой, безмолвный мрака час
Поет мечтатель юный.

Хозяйка салона: Романс на стихи Пушкина исполняет. (Выступление конкурсантки)

Поэт: Я слышу вальса звук прелестный...

Хозяйка салона: А танцует его конкурсантка под № … . (Выступление)

Поэт:

Быть может, жизнь
Мне принесет внезапные дары;
Быть может, посетит меня восторг
И творческая ночь и вдохновенье;
Быть может, новый Гайдн сотворит
Великое — и наслажуся им...

Хозяйка салона: Вариации на тему произведений Гайдна звучат в исполнении….

Поэт:

Твердил я стих обвороженный,
Мой стих, унынья звук живой.
Так мило ею повторенный,
Замеченный ее душой.

Хозяйка салона: Отрывок из романа “Евгений Онегин” читает …

Поэт:

Я Лилу слушал у клавира;
Ее прелестный, томный глас
Волшебной грудью нежит нас,
Как ночью веянья зефира.

Хозяйка салона: Романс в исполнении конкурсантки под № …

Поэт:

Эти милые черты,
Легкий стан, движений стройность...

Хозяйка салона: Танцует конкурсантка под №…..

Поэт

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромном зале все дрожало.
Паркет дрожал под каблуком.

Хозяйка салона: Мазурка в исполнении конкурсантки под № …

Поэт:

О, сколько нам открытий чудных...
Нежданно конкурс преподнес...

Сколько творчества, вдохновенья, очарования и прелести у наших милых барышень.

Хозяйка салона: А почему так тяжело вздыхаешь?

Поэт: Очень жаль, что парад талантов окончен.

Хозяйка салона: К сожалению, это так. И мы обращаемся к нашему уважаемому жюри с просьбой: подвести итоги.

Просим барышень - участниц конкурса занять свои места на сцене.

Жюри объявляет итоги конкурса. Церемония награждения.