Фронтальное занятие с использованием элементов здоровьесберегающих технологий для детей 5–6 лет

Разделы: Логопедия


Цели: образование существительных с помощью суффикса -ниц-, укрепление физического здоровья детей.

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

- учить образовывать и правильно использовать существительные, образованные с помощью суффикса -ниц-;

- вводить новые слова в предложения.

Коррекционно-развивающие:

- закреплять умение образовывать множественное число существительных в родительном падеже;

- развивать умение регулировать положительные и отрицательные эмоции;

- развивать артикуляционную и глазодвигательную моторику посредством игр;

- развивать умение дифференцировать движения пальцев рук;

- развить речевое дыхание и голос;

- развивать умение координировать речь с общими движениями;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, строго следуя правилам обращения с посудой.

Оборудование:

- герой Самовар-Самоварыч;

- предметные картинки – продукты питания и посуда;

- муляжи продуктов;

- простые сюжетные картинки по теме;

- картинка с наложенным изображением.

Ход занятия Элементы здоровьесберегающих технологий
1. Организационный момент
Психогимнастика “Живой чайник”

Дети застывают в определенной позе, изображая чайник, показывают у чайника носик, ручку. Педагог предлагает почувствовать напряжение, а затем – расслабление, изображая разбившийся чайник, дети в это время опускают голову и руки. Чайник разбился – у детей на лицах испуг и огорчение; купили новый – радость. Педагог напоминает о том, что разбитая посуда может быть опасна и нужно всегда помнить о правилах обращения с ней.

Педагог сообщает детям о том, что для каждого продукта есть своя посуда, с которой они познакомятся на занятии.

Использование мышечной и эмоциональной релаксации по контрасту с напряжением.
2. Основная часть
Повторение пройденного

Игра с мячом: Назови со словом “много”:

чашка - много чашек.

тарелка – много тарелок

стакан – много стаканов и т. д.

Развитие ловкости и чувства равновесия при ловле и отбрасывании мяча.
Артикуляционная гимнастика с сочетанием движений кистей рук (биоэнергопластика)
Изображение кувшина с узким и широким горлышком: упражнения “Рупор” и “Дудочка”, чашечки, блюдца: упражнения “Чашечка” и “Лопаточка”, сочетая движения артикуляционного аппарата с кистями рук. Развитие гибкости артикуляционного аппарата и синхронизации его движений с кистями рук.
Новая тема.
Появление Самовара-Самоварыча с продуктами (муляжами) и посудой. Дети выбирают себе продукты и садятся на свои места.

а) Игра “Помогай-ка”

Дети помогают Самовару-Самоварычу разложить продукты в соответствующую посуду; при этом герой чётко проговаривает названия посуды, интонационно выделяя часть слова -ниц-. Если ребенок дает правильный ответ, то соответствующий муляж кладётся в нужную посуду: сахарница-…сахар, конфетница-…конфеты, салатница-…салат, салатница –… салат, селедочница –… селедка, хлебница –… хлеб, сухарница –… сухари, супница –… суп, перечница – …перец.

Затем дети повторяют новые слова.

б) Игра “Разложи продукты по своим местам”:

работа в парах по предметным картинкам на закрепление новых слов.

 
Пальчиковая гимнастика
В сахарницу сахар насыпаем,
(Сгибать одновременно большие пальцы обеих рук.)
Хлеб и булку в хлебницу кладем.
(Сгибать одновременно указательные и средние пальцы рук.)
Вкусный суп мы в супницу вливаем,
(Сгибать одновременно безымянные пальцы рук.)
А в солонку соли наберем.
(Сгибать одновременно мизинцы.)
Развитие координированных движений пальцев левой и правой руки в процессе речи.
Составление предложений с новыми словами по простым сюжетным картинкам
Составление предложений по простым сюжетным картинкам (Мальчик насыпает сахар в сахарницу. Мама наливает суп в супницу, и т.д.)  
Физминутка с сочетанием глазодвигательной и дыхательной гимнастики
Я – маленький чайник, на столе начальник,
(повороты туловища вправо и влево, руки на поясе)
Вот моя ручка, ручка – ручка закорючка,
(правую руку вытянуть перед собой, затем на пояс)
Вот мой носик, носик – вопросик,
(левую руку вытянуть перед собой, затем на пояс)
Вот мои подружки, чашки и кружки,
(взять со столов картонные разноцветные чашки)
Взгляд налево отведу – чашку красную найду.
Теперь вправо посмотрю – чашку синюю найду.
Затем подуть на чашку с горячим чаем.
Развитие умения координировать речь с общими движениями.

Снятие зрительного утомления и укрепление глазодвигательных мышц.

Развитие направленности и силы воздушной струи.

Составление графической схемы предложения. Анализ предложения
3. Итог занятия
Самовар-Самоварыч показывает детям салфетки и спрашивает название посуды, предназначенной для них.

Дети складывают салфетки и помещают их в салфетницу.

Самовар-Самоварыч доволен работой детей, предлагает улыбнуться соседу и погладить друг друга по голове

Развитие точных дифференцированных движений пальцев рук.

Снятие эмоционального напряжения с применением элементов массажа.