Экологическая безопасность. Урок окружающего мира в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель

Создать условия для:

  • ознакомления учащихся с понятиями «экологическая безопасность», цепь загрязнения»
  • осознания того, что природа – наш общий дом. Если сбережем природу, то сбережем здоровье.
  • осознания необходимости соблюдать правила личной экологической безопасности
  • формирования личностных, коммуникативных, регулятивных умений учебной деятельности.
  • воспитания экологической культуры учащихся

Оборудование

  • У учителя: экран, проектор, ноутбук с презентацией (Приложение 1), учебник.
  • У учащихся: конверты с карточками к заданиям (Приложение 2), учебник, план урока, «лесенка самооценки».

Ход урока

I. Организационный момент

Приложение 1, слайд 1, 2

– Здравствуй, планета Земля. Здравствуйте, дети. Здравствуйте леса и горы. Здравствуйте, птицы и звери.

Слайд 3

– Если бы вот так человек каждый день здоровался со всеми, то наша планета, наш дом, была бы счастлива.

II. Проверка домашнего задания

Слайд 4

– Перед вами человек. Счастлив ли он?
– Почему? Что нужно помнить, чтобы не случилась беда?
– Давайте вместе, по кирпичику построим наш дом безопасности, чтобы человек стал счастливым. Возьмите конверт №1. Достаньте карточки, уберите лишнюю картинку и сформулируйте название безопасности (Приложение 2. Рисунки 1–8).
– Но в нашем доме нет фундамента. А без этого дом не будет прочным. Значит, в доме безопасности нет чего-то самого главного для того, чтобы человек был счастлив.

1. Выход на тему урока и постановка учебной задачи.

– Посмотрите на лицо этого человека. Здоров ли он?
– Что нужно человеку, чтобы быть здоровым?

Слайд 5

– Обобщите эти понятия и назовите одним словосочетанием.
– Как называется наука, которая учит бережному отношению к окружающей среде?
– Значит, о какой безопасности пойдет речь?
– Сформулируйте тему урока. Проверим ваши предположения по учебнику (стр.29)
– А сейчас продолжите мою мысль: Если человек нездоров, значит, нездорова …
– Да, к сожалению, окружающая среда иногда может быть для человека опасной.

Слайд 6

– Посмотрите, на ребят. Мальчик и девочка идут в школу и рассуждают. Кто из них прав? Ответив на этот вопрос, сможем сформулировать умозаключение

«Если сбережем……., то сбережем……»

– Возьмите план урока. Поставьте перед собой цели на урок.

Проверка.

На лесенке самооценки оцените свою работу на первом этапе цветом.

IV. Работа над темой урока

Слайд 7

– Человек иногда вынужден дышать загрязненным воздухом, пить загрязненную воду, использовать продукты питания, в которых содержатся вредные вещества. Таким образом, формируется цепь загрязнения, по которой в организм попадают загрязняющие вещества.

– Попробуем проследить одну из таких цепей загрязнения

Слайд 8

– Работаем в парах. Возьмите конверт №2. Достаньте карточки и выложите их в нужном порядке, чтобы получилась логическая цепочка (Приложение 2. Рисунок 9).

Одна пара работает у доски.

Проверка. Объяснение (дети).

– Чья здесь вина?

– Прочитайте сообщение в учебнике (стр.29)

– Оцените себя на следующей ступеньке лесенки самооценки.

– Вода, воздух, почва, а значит и продукты питания серьезно загрязнены. Составим сводную таблицу и попробуем вывести правила личной экологической безопасности. Только вот вопрос: « Зачем?»

– Для этого вы сидите по группам. Все вместе вы Экологическая служба.

Одна группа будет работать над тем, как защитить себя от загрязненного воздуха.

Это «Небесный патруль»

– Вторая группа поработает над правилами защиты от загрязненной воды. Вы группа «Чистая капля»

– Третья группа будет «Врачами – экологами» и даст рекомендации, как защититься от загрязненных продуктов питания.

– А четвертая группа – это «Служба надзора»! Вы будете следить за работой всех групп и дополнять ответы ребят.

– Работаем следующим образом: в конвертах лежат условные знаки. Ваша задача, отобрать те из них, которые говорят о правилах личной экологической безопасности по вашей теме. Если какого-то знака не хватает, можете дорисовать его самостоятельно.

Слайд 9

– Группе «Небесный патруль» поможет компьютер.

Служба надзора составляет общую таблицу, следит за работой остальных групп и дает рекомендации.

Проверка.

Дети: Мы считаем, что для того, чтобы защититься от грязного воздуха, нужно…

По ходу проверки учитель прикрепляет названные знаки на доску в общую таблицу.

– У остальных групп есть дополнения? Служба надзора, согласны? Что вы можете сказать?

– Проверим по учебнику с карандашом в руках. То, что было названо, отмечаете знаком +, если встретилось что-то новое, ставите галочку.

Проверка.

– Дайте сигнал карточкой, согласны ли вы.

Аналогично проводится работа со 2 и 3 группой.

– Оцените себя.

V. Физкультминутка

VI. Первичное закрепление

– Итак, в таблице правила личной экологической безопасности. Если человек будет их соблюдать, каким он будет?

Слайд 10

– Вернемся к нашим ребятам. Кто же из них прав?
– Какие слова в высказывании мальчика правильные?
– А что главное в словах девочки?
– Давайте сформулируем общую мысль. Работайте сообща.

Проверка.

– Подводя итог сказанному, какие же главные слова пропущены в этом высказывании?
– Справились ли мы с одной из поставленных задач?
– Оцените себя.

Слайд 11

– Вот он, наш дом безопасности. Если человек будет соблюдать все эти правила, он будет здоровым и счастливым.
– Чтобы сберечь наш общий дом, должно потрудиться все человечество. Давайте мы попробуем рассказать людям, какой должна быть наша Земля.

Работа по группам.

– Группа «небесный патруль» составит послание человечеству.
– Группа «Чистая капля» закончит картину, на которой изобразит Петербург таким, каким его хотелось бы видеть нам, жителям города.
– Группа «Врачи – экологи» продумает экологически безопасный маршрут в школу и проложит его на макете.
– Группа «Служба надзора» продумает стратегию защиты окружающей среды.

Проверка.

VII. Итог урока. Рефлексия

– Подведем итог. Вспомните, какие цели мы ставили сегодня на урок. Достигли ли вы этих целей?

– Закончите свою самооценку. Поставьте себе отметку за урок, а потом свою отметку поставлю вам я.

Слайд 12

– Ну а теперь давайте посмотрим, какая будет наша планета, если мы о ней позаботимся.

Слайд 13

VIII. Домашнее задание

– Дома еще раз внимательно прочитайте стр.29–32 учебника. Ответьте на вопросы.
– И по желанию: ученые установили связь между чистотой воздуха и количеством лишайников на стволах деревьев. Чем чище воздух, тем больше лишайников. Поэтому вы можете исследовать деревья своего микрорайона и сделать выводы о чистоте воздуха.