4-й класс. Урок математики по программе Л.Г. Петерсон "Построение точек по их координатам"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  1. Закрепление изученного материала с применением ИКТ;
  2. Развитие умения анализировать, делать выводы.

Задачи:

  1. Закрепить умения строить геометрические фигуры по координатам вершин.
  2. Закрепить умения самостоятельно анализировать и решать задачи разного вида; находить число по части и часть числа; измерять углы с помощью транспортира.
  3. Развивать навыки самоконтроля и самоанализа; познавательные интересы.
  4. Воспитывать коммуникативную культуру, взаимоуважение, трудолюбие.

Оборудование: учебник Л.Г. Петерсон 4 класс часть 3, технологические карты, карточки для индивидуальной работы, компьютерная презентация, пакет педагогических средств к методическому пособию по информатике для учащихся 2-4 классов «Страна Фантазия» С.Н. Тур, Т.П. Бокучава программа «Координатная плоскость 2», мультимедийный проектор, экран, компьютеры.

Ход урока

I. Организация начала, целеполагание и мотивация.

Открывается очередное заседание общества юных исследователей.

Цель заседания – ответить на вопросы викторины «Хочу все знать!» об истории Древнего мира.

А поможет нам раскрыть тайны истории царица всех наук – математика.

Прочитайте тему и план урока (запись на доске).

Тема урока: Построение точек по их координатам. Закрепление.

План урока.

  1. Развитие вычислительных навыков.
  2. Нахождение числа по его части.
  3. Измерение углов с помощью транспортира.
  4. Нахождение части числа. Решение составной задачи.
  5. Решение составной задачи на движение.
  6. Построение точек по их координатам.

Исходя из темы и плана, поставьте цель урока (ребята определяют цель урока).

Чтобы добиться цели – нужно иметь прочные и глубокие знания. Для этого необходимо ежедневно повторять пройденный материал.

Итак, заседание общества юных исследователей начинается.

II. Актуализация знаний.

1. Работа в группах с использованием технологических карт.

Приложение 1. (Карта 1 для 2, 3, 4 группы).

Выберите командира группы.

Распределите объем работы между членами группы. Выполнив задание, организуйте взаимопроверку.

На результат хороший не надейся
Пока меж нами нет взаимных действий.
Научимся терпенью, уваженью
Мы в поиске совместного решения.

По реке времени мы переносимся в Древний Египет.

Задание для 1 группы.

Расшифруйте название города, который в 3 тысячелетии до нашей эры был столицей Египта.

Задание для 2 группы.

Как найти число по его части, выраженной дробью? Найдите число, если:

Дополнительный вопрос.

Почему в первых двух случаях число оказалось больше своей части, а в двух других — меньше?

Расположите ответы примеров в порядке убывания, и вы узнаете название столицы Египта в первом тысячелетии до нашей эры.

Вывод: как найти число по его части, выраженной дробью?

Задание для 3 группы.

Измерьте транспортиром и запишите градусную меру углов.

Расположите соответствующие буквы в порядке возрастания величин углов, и вы узнаете имя знаменитого правителя Древнего Египта, для которого была построена самая большая пирамида.

Дополнительный вопрос: Какие из этих углов являются острыми, тупыми, прямыми? Почему? Какие еще углы вы знаете?

Вывод: алгоритм измерения углов с помощью транспортира.

Задание для 4 группы.

Как называется знак древнеегипетской письменности? Расшифруй его название, расположив ответы примеров в порядке возрастания. 

2. Отчет групп о проделанной работе.

Командиры групп сообщают о результатах и отвечают на вопросы викторины.

Демонстрация компьютерной презентации (по ходу отчета групп). Приложение 2.

  1. Расшифруйте название города, который в 3 тысячелетии до нашей эры был столицей Египта. Город Мемфис. (Слайды 2, 3, 4)
  2. Название столицы Египта в первом тысячелетии до нашей эры. (Слайд 5)
  3. Имя знаменитого правителя Древнего Египта, для которого была построена самая большая пирамида. (Слайд 6)
  4. Как называется знак древнеегипетской письменности? (Слайд 7)

3. Фронтальная работа. Решение задачи с использованием технологической карты. Приложение 1. (Карта 2)

В Древнем Египте был еще один известный фараон Тутмос. Приложение 2. (Слайд 8)

Решите задачу. 1 ученик решает у доски. Остальные – в тетрадях.

При необходимости используются карточки – помощницы.

Составьте план решения.

Египетский фараон Тутмос был широко известен своими завоевательными походами. Однажды среди трофеев у него оказалось 2000 золотых монет: больших, средних и маленьких. Большие монеты составили 35% от общего числа монет, а средние монеты – 17/20 от числа больших монет. Сколько было маленьких монет?

Дополнительный вопрос: Каких монет у Тутмоса оказалось больше - маленьких или больших, и на сколько?

Физминутка.

4. А сейчас река времени перенесет нас в Древнюю Грецию.

Известными городами Древней Греции являются Афины и Олимпия.

Приложение 2. (Слайд 9, 10)

5. Решите задачу. Решение задачи с использованием технологической карты. Приложение 1. (Карта 2)

Гонец должен был срочно доставить депешу из Афин в Олимпию. 4 часа он мчался на лошади со скоростью 36 км/ч, а остальной путь вынужден был бежать со скоростью 8 км/ч. Сколько времени он бежал, если расстояние между Афинами и Олимпией 168 км?

Карточки-помощницы.

Дополнительный вопрос: В котором часу он прибыл в Олимпию, если выехал их Афин в 9 часов утра?

III. Закрепление изученного.

1. Работа по учебнику: стр. 51, № 6. Выполняется по группам.

Древняя Греция славна своими мифами и легендами.

Найдите координаты букв на рисунке и расшифруйте имена греческих богов.

Вывод: как найти точку по ее координатам?

Назовите ключевые слова по данной теме. Дайте им определение. (На доске вывешиваются карточки с определением понятий)

Координата – местоположение точки на координатной плоскости.

Координатная плоскость – плоскость, на которой начерчены координатные оси.

Координатные оси – линии, проведенные под прямым углом друг к другу, на которых нанесены числа. Ось Х направлена вправо, ось У – вверх. Ось Х называется осью абсцисс, ось У – осью ординат.

Алгоритм определения координат точки

2. Постройте прямоугольник ABCD с вершинами А (3;2), В (3;9), С (7;9), D (7;2) Приложение 1. (Технологическая карта 3)

Дополнительное задание: найти его площадь. Стр.59 № 6 (а).

Физминутка для глаз.

3. Графический диктант (выполняется на компьютере, используя пакет педагогических средств к методическому пособию по информатике для учащихся 2-4 классов «Страна Фантазия» С.Н. Тур, Т.П. Бокучава программа «Координатная плоскость 2»).

Выполни диктант.

  1. (-5; -3)
  2. (-5; -2)
  3. (0; -1)
  4. (-1; 1)
  5. (0; 3)
  6. (-2; 3)
  7. (-2; 5)
  8. (-1; 5)
  9. (-1; 6)
  10. (2; 5)
  11. (2; 0)
  12. (8; 0)
  13. (10; 1)
  14. (9; -3)
  15. (4; -3)
  16. (0; -2)
  17. (0; -3)
  18. (-5; -3)

Результат работы – стилистическая фигура сфинкса.

Демонстрируется презентация Приложение 2. (слайд 11).

IV. Обобщение, итог урока.

По итогам урока давайте проведем пресс-конференцию юных исследователей.

(Ученики задают друг другу вопросы по теме урока).

Д.з. с. 59 № 6 (б)

Дополнительное задание. Найдите периметр прямоугольника.

Сегодня на уроке мы лишь прикоснулись к истории Древнего Мира.

В старших классах вас ждет продолжение этого увлекательного путешествия во времени.

В заключение урока мне хочется прочитать цитату из обращения ко всем ребятам В.В. Путина: «…В наш информационный век знания приобретают особую ценность. Только образованный, эрудированный человек может найти достойное место в жизни и уверенно смотреть в будущее…»