Социальный проект "Всемирный день объятий"

Разделы: Внеклассная работа, Социальная педагогика


Введение.

Каждый человек от рождения и до смерти имеет права и обязанности, которые позволяют ему находиться в обществе, преодолевать трудности жизни, социализироваться. Процесс адаптации у каждого происходит по-разному, потому что каждый самостоятельно пытается определить приоритеты и реализует свои способности, выбирает свой жизненный путь. Хорошо, когда этот процесс происходит в семье, в обстановке любви, заботы, душевного тепла. Но нельзя забывать, что существуют незащищенная категория детей. Это дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-подкидыши, которые лишены родительского внимания и любви. Нет даже грамма сомнения, что дети, оставшиеся без родителей, отличаются от тех, которые воспитываются в семье. Выпускники интернатов имеют низкий уровень социальной адаптации. Долгое пребывание в детском учреждении формирует у них потребительские привычки. Эти дети имеют очень низкую мотивацию к обучению и работе, не умеют общаться, строить планы на бедующие, не могут планировать собственный бюджет, строить отношения в коллективе (в колледже, на работе, с друзьями), цивилизованно защищать свои права и совсем не умеют мечтать. В большинстве они не готовы к созданию семьи, сталкиваются с проблемами трудоустройства, им не хватает навыков общения и т.д. Многие чувствуют неловкость, стеснения, растерянность при общении. За время работы с этими детьми (а наш Центр трудовой и социальной адаптации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей работает с 2006 года) мы пришли к выводу, что детям нужно больше общаться с различными социальными группами. Наша работа основана на принципах уважения к личности с учетом индивидуального подхода и системности.

Цель: улучшить социальную адаптацию детей, лишенных родительской опеки, в возрасте от 14 до 23 лет путем формирования активной жизненной позиции, коммуникативных навыков, усвоения норм и ценностей общества.

Наш проект направлен на (задачи):

  1. формирование у молодых людей навыков самостоятельного общения за пределами социального общежития,
  2. повышение информированности по психологическим, учебным и общеразвивающим вопросам,
  3. развитие коммуникативных навыков, организация содержательного отдыха,
  4. умение выражать свои мысли и чувства,
  5. самоутверждение (испытать себя: «Смогу ли я это сделать на людях?»),
  6. развлечение,
  7. произвести впечатление на окружающих,
  8. ощущение причастности к общему делу,
  9. эмоциональную подзарядка,
  10. приобретение новых друзей.

План мероприятия:

  • рассказ детям о мероприятии
  • подготовка к акции ( правила поведения, этикета)
  • проведение акции
  • рефлексия
  • подведение итогов (награждение грамотами за участие)

Перед началом надо обязательно рассказать детям основные правила поведения и этики:

  • Самое первое правило – внешний вид человека должен соответствовать обстановке, быть опрятным.
  • Если случайно, по невнимательности, произошло досадное недоразумение (к примеру, вы столкнулись с прохожим) принято вежливо извиниться и помочь человеку.
  • При встречном движении на улице следует держаться своей линии, не метаться по тротуару, не мешать людям.
  • При переходе улицы через проезжую часть нужно строго держаться пешеходных переходов, переходить только на зеленый свет светофора.
  • Если вы видите, что кому-то нужна ваша помощь, смело предлагайте её человеку.
  • В транспорте уступать место пожилым гражданам, инвалидам и беременным женщинам, маленьким детям.
  • Нельзя плевать, сорить.
  • Не нарушать общественный порядок.
  • Иметь при себе удостоверение личности.
  • К людям обращаться: извините, пожалуйста, разрешить вам рассказать…, по окончании беседы говорить: спасибо, до свидания.

Описание проекта:

Проект – это некий флешмоб по случаю празднования Международного дня объятий. Детям предлагается разбиться на пары, чтоб было веселей, и рассказать всем окружающим про праздник, предложить сфотографироваться с табличкой « Международный день объятий», в помощь себе дети могут взять педагога для того, чтоб меньше стесняться заговорить с людьми. Один ребенок или педагог фотографируется с оппонентом, а другой фотографирует, по завершении акции дети рассматривают фотографии друг друга и делятся впечатлениями от прошедшего. Дети начинают флешмоб со своего учебного заведения и друзей, в этом им помогают их преподаватели и работники колледжа.

Изначально Флешмо́б (от англ. flash mobflash – вспышка; миг, мгновение; mob – толпа, переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа») – это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий), и затем расходятся. Особенностью нашего флешмоба является то, что у нас акция не массовая, а имеющая небольшое количество участников из нашего социально-адаптационного центра.

21 января – Международный День объятий. Праздник появился в 70-х годах XX века, сложившись в студенческой среде западноевропейской молодёжи, но точные обстоятельства его появления неизвестны. Именно в этот день парни и девушки заключали в свои объятия друг друга безо всякой интимной подоплёки. По своеобразному «поверью», во время дружеского объятия люди обмениваются душевным теплом. Во всем мире подхватили такую веселую традицию «обниманий». И поэтому 21 января можно смело обнимать даже незнакомых людей на улице. Основателями этой традиции были непосредственные и открытые студенты, но почему же теперь во всех странах стали отмечать День объятий? Потому, что объятия очень полезны для самочувствия человека! В древних писаниях Востока объятия описываются как очень важное для любого человека действие, оказывающие целительный и омолаживающий эффект, при котором происходит обмен энергией. Объятия приносят радость не только тем, кого обнимают, но и тем, кто обнимает. Объятия помогают людям как психологически, так и физически: возрастает количество эндорфинов (это морфиноподобные вещества, которые снижают боль и вызывают чувство эйфории); объятия усиливают иммунную систему; стимулируют центральную нервную систему; улучшают сон; придают силы; омолаживают; снимают стресс; увеличивают количество окситоцина — гормона, который снимает депрессию, а также снижает кровяное давление, то есть уменьшает риск сердечных заболеваний; повышают уровень гемоглобина, что укрепляет весь организм, усиливает иммунитет и ускоряет выздоровление от болезней; повышают самооценку; приносят положительные эмоции; избавляют от внутренних страхов, депрессии, одиночества. С психологической точки зрения, существует два основных момента обниматься без интимных притязаний. Во-первых, объятия способствуют появлению чувства защищенности у человека. Человек с детства помнит, как плакал и бежал к маме или другому члену семьи и они обнимали нас. В этот момент нам становилось хорошо, появлялось чувство, что мы в безопасности, рядом со своей семьей, и событие, которое нас так огорчило, уже не казалось таким уж ужасным. Именно поэтому объятия так необходимы детям, лишенным семейной ласки. Нет абсолютно никакой разницы между взрослым и ребенком в том, что когда ему плохо и его обнимет близкий или просто знакомый, а то и незнакомый, то сразу становиться немного легче. Во-вторых, психическое здоровье человека неразрывно связано с удовлетворением тактильных потребностей. Психологи давно доказали, что человек, наряду с другими живыми существами, нуждается в прикосновениях. «Нам нужно по четыре объятия в день для выживания. Нам нужно по восемь объятий в день для поддержки. Нам нужно по двенадцать объятий в день для роста» (Вирджиния Сатир, всемирно известный американский психолог). Немало страниц посвятил объятиям известный современный психолог Джек Кэнфилд: «Объятие полезно для здоровья. Оно укрепляет иммунную систему, излечивает депрессию, снижает стресс и улучшает сон. Оно омолаживает, придает силы и не имеет никаких нежелательных побочных эффектов. Объятие – поистине чудодейственное средство от любых болезней. Объятие совершенно естественно для человека. Объятие – идеальный подарок. Великолепно подходит для любого случая, его приятно как давать, так и принимать. Оно показывает вашу заботу, не требует дополнительной обертки и, разумеется, полностью себя окупает. Объятие – недостаточно использованный ресурс, обладающий волшебной силой. Когда мы раскрываем наши сердца и руки, мы поощряем других следовать нашему примеру». Почему одинокие люди, пожилые люди заводят себе кошек, собак? Потому что прикосновения животного так же хорошо удовлетворяют « тактильный голод», как и объятия человека. Еще в мире существует движение – бесплатные объятия. Бесплатные объятия (англ. Free Hugs) — движение, участники которого выходят на улицы и предлагают незнакомым людям свои объятия. Основано австралийцем Хуаном Манном в 2004 году. Международную известность приобрело в 2006 году благодаря музыкальному видеоклипу австралийской рок-группы «Sick Puppies», опубликованному на YouTube. На постсоветском пространстве движение также постепенно завоёвывает популярность. В Симферополе, например, инициатором акции «Давайте обнимемся!» 30 ноября 2008 года выступило городское еженедельное издание «Главный Проспект». А в мае 2008 года во время выборов мэра Киева украинская Партия регионов построила на образах движения рекламный ролик. 10 сентября 2011 года акция была проведена в Кировограде. В Москве этот праздник в этом году будут отмечать на катке на Патриарших прудах.

Этой акции предшествует небольшое внеклассное мероприятие, где детям в формате беседы рассказывается об этом дне, демонстрируя презентацию.

Социальная адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей – это одна из главных составляющих успеха в воспитании будущих поколений для страны. Их будущее напрямую зависит от того, насколько они смогут ужиться в обществе. А то, насколько они смогут ужиться, полностью зависит от общества и того, с каким настроением они придут в это общество. Здесь не должно быть враждебности, непонимания, безразличия. Этим детям, по возможности, с самого раннего возраста нужно показывать, что они полноценные члены общества.

Наша акция – это показ детям-сиротам нормальных межличностных отношений в разных сферах общества: с преподавателями, друзьями, просто незнакомыми и малознакомыми людьми. Развивая коммуникативный навык, ребенок с большей вероятностью справится со сложной для него задачей создания теплых, дружественных отношений в обществе. Сейчас есть четкое понимание, что ребенок нуждается в таком общении, а не в общении через интернет. Проект дает возможность расширить круг общения. Это помогает избежать проявления такого распространенного среди выпускников интернатных учреждений « чувства стаи», которое зачастую приводит к формированию ложных ценностей на почве сознательного отчуждения от общества. Поэтому очень важно смягчить различия между воспитанием ребенка дома и в учреждениях.

Отличительная особенность проекта в том, что такую акцию можно провести на любую тему. Мы в ЦСТА проводили флешмоб акции на тему: 50 лет космонавтики, где дети рассказывали о космосе, Гагарине и многое другое, делали фотографии, а затем организовали фотовыставки «12 апреля 2011 год – 50 лет космонавтике.50 лет спустя», « Всемирный день мужчин». Проект направлен на максимальное расширение сферы досуга. В проект можно включить те элементы, которые повысят стремление детей к познанию, обретению нужной для людей профессии и завязыванию тесных и доверительных отношений с людьми.

Рефлексия: по окончании акции все собираются, просматривают фотографии, делятся впечатлениями, своим отношением к акции.

Подведение итогов: тот, кто набрал в свою коллекцию больше всего фотографий с улыбками, детьми, тому небольшой приз (флешка для компьютера), а всем участникам грамоты за участие в проекте.

Итоги работы: фото