Программа речевого и языкового развития детей 5–6-летнего возраста, имеющих ФФН и ОНР

Разделы: Логопедия


Пояснительная записка.

Дошкольная речевая и языковая подготовка ориентирована на непосредственное обеспечение дальнейшего успешного обучения детей в начальной школе. При определении характера и содержания дошкольной подготовки в области родного языка учитывались следующие цели: достижение определенного возможного уровня всестороннего гармонического развития ребенка.

Задачи обучения родному языку детей 5-6 лет состоят в том, чтобы развивать их речь, фонематический слух, воспитывать интерес к детской книге, научить любить ее, подготовить руку и глаз к письму. Наряду со специфическими задачами конкретного предмета – родного языка – ставится цель обеспечить ребенку общую готовность к обучению в начальной школе. К достижению этой цели ведет решение частных задач: воспитание у ребенка усидчивости, внимательности, прилежания, аккуратности при выполнении заданий. Дошкольная подготовка должна способствовать развитию умственных сил детей, формированию таких компонентов учебной деятельности, как понимание поставленной учителем задачи, выполнение умственных и практических действий, контроль и самоконтроль при выполнении заданий. Большое внимание должно уделяться развитию психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.

Содержание дошкольной языковой и речевой подготовки включает следующие линии:

  1. обучение звуковому анализу слов;
  2. развитие речи;

Звуковой анализ рассматривается как предпосылка для обучения первоначальному чтению и освоению основ русской графики. Обучение звуковому анализу ставит задачами познакомить детей со звуками русского языка, их артикуляционными признаками, основными группами звуков, научить различать звуки гласные и согласные, определять качество согласных (твердость и мягкость), дать представления о слоге. Опережающий звуковой анализ проводится на диапазоне всех звуков русского языка до изучения букв. Зачитать может только тот ребенок, который слышит отдельные звуки в слове, имеет отчетливое представление о звуках речи, умеет расчленить прямой слог на два звука: согласный и гласный. Поэтому обучение звуковому анализу, как «умственному действию по установлению последовательности звуков в слове» (Д.Б. Эльконин) предшествует обучению чтению, опережает его. Обучение дошкольников этому важному умению происходит на протяжении длительного времени. Тем самым закладываются прочные основы для синтеза и письма как фиксации звуков в слове, ибо умение слышать звуки, определять их качество и порядок в слове, соотносить звуки с буквами (на данном этапе печатными), умение обозначать твердость и мягкость согласных звуков буквами – все это закладывает основу для дальнейшего усвоения русского правописания. На занятиях языком дошкольники обучаются умению различать их на слух и в произношении звуки гласные и согласные, определять их место в слове. Для звукового анализа привлекаются слова различной звуко-слоговой структуры: от простой к постепенно усложняющейся. Дети учатся сравнивать слова по слоговому и звуковому составу, практически знакомятся со смыслоразличительной ролью звуков, получают понятие о слогоделении и учатся выделять ударения в словах.

Развитие речи дошкольника является предметом постоянного внимания педагога. Эта содержательная часть подготовки предусматривает широкий круг работы над устной речью: формирование качеств и норм устной речи; обучение связной речи; обогащение детского словаря. Под качеством речи подразумевается чёткость, внятность, громкость речи. Дети обучаются говорить не спеша, отчётливо выговаривая слова, отдельные звуки в словах. При разговоре, пересказе прослушанного учитель обучает детей тону и темпу речи в зависимости от содержания высказывания, учит говорить громко и тихо, медленно и в ускоренном темпе. Дети учатся передавать интонацию предложений при составлении диалога, ставить вопросы и отвечать на них; воспроизводить диалоги из прослушанных текстов. На занятиях языком учитель постоянно общается с детьми, поскольку они остро нуждаются в таком общении, и исподволь решает задачи речевого развития.

Заботясь о развитие связной речи, учитель использует разнообразные виды работ: пересказ, словесные импровизации (на основе увиденного, услышанного, на основе впечатлений и наблюдений); рассказывание по картине, по серии сюжетных картинок, по иллюстрациям. Обучая пересказу, учитель следит за тем, чтобы дети не пропускали важных моментов, использовали структурные компоненты пересказываемого произведения (в сказке – зачин, повторы, песенки действующих лиц; в рассказе – начало основная часть, концовка), а также образные слова и выражения, которые есть в тексте произведения. Связная речь детей совершенствуется в таких видах работы, как продолжение (рассказа, сказки) по данному началу, придумывание детьми своих рассказов и сказок (словесное творчество).

Большое внимание программа дошкольной речевой подготовки уделяет формированию правильной речи. Учитель закрепляет в устной речи детей правильное ударение в наиболее употребительных словах и их формах, а также нормы правильного словоупотребления. В процессе общения с детьми учитель постоянно заботится об уточнении, расширении и обогащении словарного запаса детей, раскрывая значение новых для них слов.    

Планирование логопедических занятий с дошкольниками 5-6 лет, имеющими ФФН из группы адаптации к условиям школьной жизни.

I этап. Закрепление правильного произношения изучаемого звука. При подборе лексического материала необходимо предусмотреть его разнообразие, насыщенность изучаемым звуком, при этом исключить по возможности дефектные и смешиваемые звуки. Рекомендуется включить упражнения на употребление усвоенных детьми лексико-грамматических категорий (ед. и мн. Числа существительных, согласование прилагательных и числительных с существительными, приставочные глаголы и т. д.), а также различные вида работ, направленные на развитие связной речи(составление предложений, распространение их однородными членами, составление рассказа по картине, серии картин, пересказ. В процессе выработки правильного произношения звуков логопед учит детей сопоставлять изучаемые звуки.

II этап. Дифференциация звуков (на слух и в произношении). Процесс овладения детьми произношением предусматривает активную мотивацию, насыщенную познавательную работу по наблюдению над звуками речи, словами, морфологическими элементами.

Работа по развитию фонетической стороны речи проводится одновременно с работой по различению фонем родного языка, на отработку фонем из разных противопоставленных групп позволяет активизировать фонематическое восприятие.

Темы занятий по развитию фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза

Период обучения Содержание периода Темы занятий по развитию фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза Кол-во часов
 I Изучаемые звуки и буквы 1. Звуки и буквы а, о
2. Звук и буква у.
3. Звуки и буквы и, э
4. Звуки и буквы а, о, у, и.
5. Звук и буква ы.
6. Звуки п, п’ буква п.
7. Звуки т, т’ буква т.
8. Звуки к, к’ буква к.
9. Звуки х, х’, буква х.
Задачи периода · Выделение гласных звуков из ряда других звуков. Выделение ударного гласного в начале слова.
· Анализ звукового ряда.
· Выделение первого и последнего согласного звука в слове.
· Анализ и синтез обратных слогов.
· Преобразование слогов путем изменения одного звука.
II Изучаемые звуки и буквы 1. Звук и буква й.
2. Звуки с-с’, буква с.
3. Звуки з-буква з.
4. Дифференциация с-з.
5. Дифференциация с’-з’.
6. Звуки и буквы ш, ж.
7. Буква ц.
8. Дифференциация звуков с-ш.
9. Дифференциация звуков с-ш-ж.
9
Задачи периода · Дифференциация звуков на слух, выделение их в ряду других звуков, нахождение их в слове.
· Определение места звука в слове.
· Выделение гласного звука в положении после согласного.
· Анализ и синтез прямого слога.
III Изучаемые звуки и буквы 1. Звук и буква л.
2. Звук и буква р.
3. Звуки л-л’.
4. Звуки р-р’.
5. Дифференциация л-р.
6. Буква ч.
7. Буква щ.
8. Дифференциация ч-щ.
9. Дифференциация ш-щ
9
Задачи периода · Различение на слух и в произношении изучаемых звуков. Выделение их среди других звуков и слогов.
· Определение наличия данных звуков в слове и их позиции.
· Анализ и синтез прямых и обратных слогов.
· Анализ и синтез односложных слов. Преобразование слов путем замены первых звуков.
· Знакомство со схемой слова.
· Выделение кружочками разного цвета гласных и согласных звуков.

Программа логопедических занятий с дошкольниками 5-6 лет имеющих ОНР из группы адаптации к условиям школьной жизни.

I этап. Закрепление лексико-грамматических категорий и развитие связной речи.

  • Закрепление навыка употребления категорий множественного числа существительных, формы родительного падежа с предлогом у.
  • Согласование притяжательных местоимений с существительными мужского, женского и среднего рода.
  • Категории числа и лица глаголов настоящего времени (я пою, мы поем, вы поете, они поют).
  • Употребление категорий прошедшего времени глаголов множественного числа (гуляли, пели, катали).
  • Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст.

II этап. Закрепление лексико-грамматических категорий развитие связной речи.

  • Закрепление навыков согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (синий пояс, зеленая вода); образование относительных прилагательных (меховая шуба, меховые сапоги, сосновый лес, стеклянный стакан и т.д.).
  • Согласование числительных и существительных.
  • Подбор однокоренных слов. Составление предложений путем введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений.
  • Составление рассказов по картине, серии картин, пересказ. Заучивание стихотворений.

III этап. Составление разных типов рассказов. Закрепление навыка образования уменьшительной формы существительных

  • Подбор однокоренных слов, приставочных глаголов.
  • Употребление предложных конструкций.
  • Подбор слов с противоположным значением.
  • Образование существительных от глаголов и наоборот.
  • Закрепление навыков употребления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с разными придаточными.

Планирование занятий для детей 5-6 летнего возраста из группы адаптации к условиям школьной жизни, имеющих ОНР.

Темы занятий по развитию словарного запаса и грамматического строя речи Кол-во часов
1.  Овощи. 1
2. Фрукты. 1
3. Ягоды. Грибы. 1
4. Осень. Деревья. 1
5. Дикие животные. 1
6. Дикие животные готовятся к зиме. 1
7. Перелетные птицы. 1
8. Зимующие птицы. 1
9. Домашние животные. 1
10. Домашние животные, птицы и их детеныши. 1
И. Зима. Зимняя одежда. 1
12. Зимние забавы. Новый год. 1
13. Человек. Части тела. 1
14. Транспорт. 2
15. Материалы и инструменты. 1
16. Профессии. 1
17. Защитники отечества. 1
18. Времена года. 1
19. Мамин день. Семья. 1
20. Цветы. 1
21. Ателье. Электроприборы. 1
22. Весна в природе. 1
23. Труд людей весной. 1
24. Космос. 1
25. Возвращение птиц. Насекомые. 1
26. Посуда. Продукты питания. 1
27. Животные жарких стран. 1