Авторская программа "Я и другие"

Разделы: Работа с дошкольниками


(развитие социально-личностной сферы детей 4–6 лет)

Радикальные преобразования последних лет, происходящие в России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно ориентированное взаимодействие педагога с ребенком – принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии [3].

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отноше­ний становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников — в группе детского сада — во многом зависит последующий путь его личностного и социально­го развития, а значит, и его дальнейшая судьба [11].

Как показали исследования М.И. Лисиной и других, на разных этапах генетического развития ребенка, главная коммуникативная потребность изменяется и усложняется. Так, у детей 2 – 4 лет главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в одновременных и одинаковых действиях детей. У детей в возрасте 4 – 6 лет возникает потребность в совместной деятельности со сверстником. В возрасте 6 – 7 лет складываются устойчивые избирательные предпочтения между детьми [8].

Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми. Проблема в том, что дети эгоцентричны, как правило, в отношении к другим людям у них часто преобладает значение собственного «Я» [4].

Задача педагога, взрослого помочь ребенку - дошкольнику сформировать чувство уверенности в себе, научить осознанно воспринимать эмоциональное состояние свое и окружающих, а также выстраивать отношения во взаимодействии.

В связи с вышеизложенным, возникла необходимость в условиях ДОУ разработать программу, направленную на развитие социально-личностной сферы детей дошкольного возраста 4 – 6 лет. При составлении программы были использованы следующие методические пособия и программы: «Я, Ты, Мы» (Князева О.Л., Стеркина Р.Б.), «Удивляюсь, злюсь, боюсь, радуюсь и хвастаюсь», «Я учусь владеть собой» (Крюкова С.В., Слободяник Н.П.), «Давай познакомимся!» (автор – составитель И.А. Пазухина, «Вкус и запах радости» (Л.А. Никифорова).

Программа «Я и другие» направлена на преодоление эмоционального дискомфорта и сохранение устойчивости эмоциональной сферы у детей среднего и старшего дошкольного возраста, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.

Цель программы: развитие социально-личностной компетентности, то есть умения детей жить в обществе сверстников и взрослых.

Задачи программы:

  1. Формировать у детей адекватную самооценку.
  2. Развивать умение различать индивидуальные особенности свои и других людей.
  3. Помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния, формировать способности к эмоциональной саморегуляции.
  4. Развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе.
  5. Воспитывать желание учитывать и уважать интересы других, умение сотрудничать и находить общие решения в конфликтных ситуациях.

Основные принципы организации программы:

  • Установление партнерских отношений с детьми. Использование способов и средств, учитывающих понимание того, что субъектом взаимодействия является ребенок с его интересами, потребностями, особенностями.
  • Интеграция, предполагающая взаимосвязь содержания социально-эмоционального развития с другими направлениями дошкольного образования (речевое, познавательное, художественное и др.).
  • Организация воспитательно-образовательного процесса с учетом актуального состояния развития ребенка.
  • Системность подачи материала. В течение учебного года работа по программе должна проводиться систематически.
  • Преемственность взаимодействия взрослых с ребенком в условиях дошкольного образовательного учреждения и в семье. Любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются единомышленниками и активными помощниками.

Необходимым условием эффективности программы является участие в ней педагогов и родителей. Программа «Я и другие» предусматривает реализацию в трех направлениях:

Первое направление (Педагог – психолог - родители).

Немаловажную роль в развитии и воспитании ребенка имеет психологический климат в семье. В работе с родителями рекомендуется использовать разные формы работы:

  • Консультации. Проводятся для тех родителей, кто в них нуждается.
  • Семинары-практикумы, проводятся с целью совершенствования сотрудничества педагогов с родителями. Готовясь к семинару-практикуму, необходимо продумать, как создать атмосферу, при которой родители могли бы рассказать о своем положительном опыте, о своих трудностях.
  • Анкетирование.
  • Заочные лектории.
  • Выпуск «Газеты для всей семьи».
  • Информационные бюллетени.
  • Совместная досуговая деятельность, которая включает проведение конкурсов, КВН, викторин. Активные формы обучения родителей целесообразно сочетать с традиционными формами, способствующими педагогическому просвещению родителей о закономерностях психического развития детей, методах воспитания в семье (Приложение 2).

Второе направление (педагог – психолог - педагоги).

Содержание работы в данном направлении заключается в психологическом сопровождении педагогического процесса и информационной помощи педагогам (Приложение 3).

Участие педагогов в реализации программы заключается в следующем:

  1. Применение комплекса игр, рекомендованных педагогом-психологом согласно возрастным особенностям.
  2. Проведение с детьми бесед, направленных на развитие социально-личностной сферы.

Третье направление (педагог-психолог – дети).

Содержание программы «Я и другие» включает три раздела (Приложение 1):

I раздел – «Я и мои особенности» Содержание этого раздела предполагает оказание необходимой помощи каждому ребенку для преодоления его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки, а также будет способствовать лучшему пониманию других людей и самого себя.

Темы данного раздела имеют важное воспитательное значение. Они не только позволяют выяснить, как дети относятся к своей внешности, и поддержать их положительную самооценку, но и способствуют становлению у них толерантности по отношению к другим.

II раздел – «Я и мои эмоции». Эмоциональное развитие является одним из важнейших направлений развития личности. Именно поэтому эмоциональное развитие ребенка является основой нравственного воспитания. Ребенок отличается особой искренностью и непосредственностью как в общении с другими, так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать, то дети вырастают добрыми и правдивыми, эмоционально отзывчивыми.

Темы данного раздела предполагают обучение детей выражению своих эмоции так, чтобы они были понятны окружающим, пониманию по внешним проявлениям чувств испытываемых другим человеком, анализу причин их возникновения.

III раздел – «Я и другие». Навыки общения формируются у человека с ранних лет. Важно научить детей правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к своим сверстникам. Для этого детям предлагаются проблемные ситуации, разрешение которых поможет им в овладении определенными коммуникативными навыками.

Данный раздел призван обучить детей позитивным поддерживающим приемам общения со сверстниками. Раздел предполагает также обучение нормам и правилам общения. При этом важно помочь детям понять, что делать совместную работу не только интересно, но и трудно: для этого нужно уметь договориться, соблюдать очередность, прислушиваться к соседям по игре и уважать их мнение.

Программа по развитию социально-личностной сферы рассчитана на работу с детьми среднего и старшего дошкольного возраста 4 – 6 лет. Занятия с подгруппой детей (количество детей в группе 6 – 10 человек) проводятся один раз в неделю, их продолжительность составляет 20 – 30 минут.

Занятия по программе рекомендуется начинать в октябре, после завершения периода адаптации детей в группе.

Предполагаемые результаты реализации программы «Я и другие»:

  • адекватная уверенность в своих силах;
  • понимание своей индивидуальности и индивидуальности других людей;
  • выражение в приемлемой форме своих эмоциональных реакций, мыслей и чувств;
  • умение различать эмоции по схемам – «пиктограммам»;
  • умение передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонации;
  • выражение своих чувств и распознавание чувств других людей через мимику, жесты, движения, интонацию;
  • установление и поддержание контактов, сотрудничество и решение конфликтных ситуаций;
  • оказание помощи другим детям в трудной ситуации.

Методическое обеспечение программы

Модель проведения занятия:

    1. Вводная часть. Цель вводной части занятия - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. В этой части занятия проводятся игры – приветствия, игры с именами.
    2. Основная часть. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию эмоциональной сферы, социальных навыков и познавательной сферы ребенка.
    3. Заключительная часть. Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение общей игры – забавы, обобщение знаний, полученных на занятии.

В структуру основной части включены:

  • Элементы саморегуляции. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Задача педагога состоит в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. С этой целью во время занятия используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Результатом обучения умению расслабляться становится то, что возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.
  • Психогимнастика. Психогимнастика позволяет снимать эмоциональное напряжение и мышечные зажимы, корректировать настроение и отдельные черты характера. Психогимнастика включает в себя этюды и упражнения, направленные на развитие и коррекцию как познавательной, так и эмоционально – личностной сферы. На занятии также используются этюды на тренировку отдельных групп мышц, на выражение основных эмоций.
  • Ролевые и имитационные игры. Игра в жизни ребенка, особенно дошкольника, играет особую роль. В сюжетно-ролевых играх ребенок получает возможность как можно ярче проявить себя, применить весь накопленный опыт, свои знания и умения. Совместная игровая деятельность способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми. Цель ролевых и имитационных игр на занятии – показать «трудным» детям, что все остальные к ним доброжелательно относятся и готовы сказать им что-то приятное.
  • Элементы арт – терапии. Рисование несет множество развивающих функций: развивает конкретно-образное мышление, выступает способом постижения и преобразования своих возможностей и окружающего мира, является способом выражения различного рода эмоций. Проективный рисунок является эффективным методом в работе с детьми, поскольку является способом налаживания контакта между детьми. На занятиях дети рисуют как индивидуально, так и в парах, малых группах.
  • Элементы групповой дискуссии. Проблемные ситуации позволяют ребенку самостоятельно найти решение, услышать многообразие мнений других детей по тому или иному поводу. Работа осуществляется по двум направлениям: обсуждение реальной ситуации, происходящей с кем-то из детей, либо ситуации, предложенной педагогом.
  • Мини – конкурсы, игры - соревнования. Мини – конкурс представляет собой задание, в ходе выполнения которого ребенок получает возможность проявить себя, приобрести уверенность в своих возможностях, получить одобрение со стороны сверстника. В играх – соревнованиях главной для детей задачей является отработка взаимодействия друг с другом для лучшего выполнения задания. Работа проходит в парах и индивидуально.
  • Беседы. Во время беседы у ребенка вырабатывается привычка слушать собеседника, делиться с ним своими мыслями, высказываться в коллективе. Беседы являются ценным методом не только умственного воспитания (сообщение и уточнение знаний, развитие мыслительных способностей и языка), но и средством социально­-нравственного воспитания. Для некоторых детей участие в коллективном обсуждении ситуации требует определенного волевого усилия: преодолеть робость, застенчивость и высказаться в присутствии других. Во время занятия беседы проводятся на основе чтения художественной литературы, прослушивания аудиозаписи.
  • Практические задания. Выполнение практических заданий очень нравится детям. В качестве практического задания планируется как продуктивная деятельность (лепка, аппликация, рисование, конструирование), так и элементарные опыты с водой (окрашивание). После выполнения задания дети с удовольствием рассказывают о «продукте» своего творчества.
  • Работа с пособиями. Применение различных средств наглядности активизирует внимание детей, способствует более прочному усвоению материала. Наглядные пособия используются с различными целями: для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений, навыков, для проверки знаний полученных детьми на предыдущих занятиях. На занятиях используется дидактический материал: карточки, картинки, схемы, пиктограммы.

Конспекты занятий представлены в приложении (Приложение 4).

В конце каждого раздела программы проводится итоговое занятие. Для итогового занятия подобраны игры, упражнения, практические задания, направленные на повторение знаний и закрепление умений и навыков, полученных детьми на предыдущих занятиях.

Занятия проводятся в кабинете психолога или в помещении детского сада, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться.

В занятии используется:

Техническое оснащение:

  • Магнитофон.
  • CD - диски: «Котенок по имени Гав», Антонио Вивальди «Времена года», «Детские песенки»
  • Компьютер

Дидактический материал:

  • Пиктограммы «Эмоции»

Авторские дидактические игры (описание в приложении № 5):

  • Игра – лото «Эмоции»
  • «Выбери нужное лицо»
  • «Мир эмоций»
  • «Какие бывают эмоции»
  • Конструктор.
  • Краски, карандаши, пластилин; писчая и цветная бумага; клей, ножницы.
  • Магнитная доска.

Список литературы:

  1. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 – 6 лет: Пособие для практических работников детских садов/ Автор – составитель И.А. Пазухина. – СПб.: «Детство – Пресс», 2004.
  2. Р.Р. Калинина. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. - СПб.: «Речь», 2005.
  3. О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Я, Ты, Мы: Социально – эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет: Учебно-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: «Просвещение», 2005.
  4. С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: «Генезис», 2006.
  5. Р.С. Немов. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд.. – М.: «Владос», 2003. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.
  6. Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: «Владос», 2001.
  7. Л.А. Никифорова. Вкус и запах радости: Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы. – М.: «Книголюб», 2005.
  8. М.А. Панфилова. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Гном и Д», 2002.
  9. О.Н. Саранская. Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!». – М.: «Книголюб», 2007.
  10. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: «Речь», 2006.
  11. Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. – М.: «Владос», 2005.
  12. Т.А. Ткаченко. Формирование навыков общения и этических представлений у детей: Методическое руководство для проведения бесед, игр, упражнений. – М.: «Книголюб», 2005.
  13. Г.А. Широкова. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н/Дону «Феникс», 2004.
  14. М.И. Чистякова. Психогимнастика. – М.: «Просвещение», 1995.