Дополнительная образовательная программа "Лидер – развитие коммуникативных способностей учащихся"

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Активные методы в работе школьного психолога, научно – методическая разработка и профессиональное применение наиболее сложный и наименее разработанный вопрос в детской практической психологии.

Многообразное интеллектуальное и личностное развитие учащихся требует создания оптимальных психологических и педагогических условий, обеспечивающих полноценное проживание детьми каждого возрастного периода и тем самым способствующий реализации их индивидуального творческого потенциала. В основе наиболее благоприятных психолого – педагогических условий лежит реализация в работе с детьми всех возрастов принципа «зоны ближайшего развития» (Л.С.Выготский).

Важно помочь формированию образа личности, максимально полно выражающей потенциалы человека, актуализирующего сущностные свойства личности.

Актуальность

Крайне важно организовать программу именно с подростками в период их «самостояния» (по Жану Пиаже), когда старшеклассники действительно способны развить принципиально иную гражданскую позицию и политическую культуру, сформировать истинный патриотизм и выработать необходимые для этого лидерский качества.

Важно помочь формированию образа личности, максимально полно выражающей потенциалы человека, актуализирующего сущностные свойства личности.

В основу модуля положена программа Твердохлеб Н.А. Тренинг общения для подростков. От самопознания до социальной адаптации. Также использована программа Вересова Н.Н. «Психология управления».

Цель

Формирование культуры жизнеспособности у молодежи – психологической и нравственной готовности жить и работать в быстро меняющемся мире, как способа воспитания творческой личности, сознательного субъекта социально-культурных преобразований.

Задачи модуля

  • специальная организация ведущего для подросткового и старшего школьного возраста вида деятельности;
  • создание внутри этой деятельности атмосферы сотрудничества, взаимного доверия – детей друг с другом, детей и взрослого.

А также:

  • получение теоретических знаний из области практической психологии;
  • научить школьников управлять своими чувствами и поведением.
  • овладение знаниями организации систем управления и способами их совершенствования;
  • формирование профессионального самоопределения личности в ходе специально организованной научно-практической деятельности;
  • подготовить выпускников к психологическим нагрузкам при сдаче экзаменов.

Отличительной особенностью данной программы является ее практическая направленность. В настоящее время наблюдается дефицит эмоционально – значимых контактов в связи с возрастающим увеличением объема информации, высокой занятостью родителей, отсутствием неформальных организаций в школе. Современной действительностью предъявляются к подросткам требования в быстрой социальной адаптации. Главным в работе является принцип «здесь и сейчас», т.е. навыки рефлексии, осознание своих чувств, возникающих во всех играх, упражнениях, их анализ, обсуждение полученного результата.

Знания психологии, информация от других участников группы помогают подросткам преодолеть их юношеский максимализм и, как следствие этого, черно – белое мышление.

Особенностью данного курса является его интегративность – включающая в себя как традиционные, так и нетрадиционные курсы в педагогически целесообразной целостной системе.

Возраст детей: 15 - 17 лет, учащиеся 11-х классов.

Вид учебной группы: постоянный состав

Занятия: групповые

Форма организации деятельности: Важность групповых форм работы не исключает возможности, а во многих случаях необходимости, проведения индивидуальной работы с отдельными учащимися, не отменяет принципа конфиденциальности и принципа индивидуального подхода к каждому подростку в процессе групповой работы.

Количество учащихся: 10 - 15 человек в группе

Срок реализации программы: 34 часа

Режим занятий

1 занятие в неделю, продолжительностью 1 час.

Ожидаемые результаты

  • Формирование у учащихся знаний о средствах коммуникаций.
  • Использование коммуникативных средств в жизни.
  • Умение осознавать, озвучивать свои ощущения, чувства и мысли;
  • умение обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства;
  • овладение знаниями организации систем управления и способами их совершенствования;
  • владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога.
  • Формирование активной социальной позиции.

Учебно–тематический план занятий

Тема занятий Кол–во часов
  I.Основы успешного межличностного взаимодействия 24 ч.
1 Адаптация группы. Обучение релаксации 1 ч.
2 Типичные проблемы 1 ч.
3 Предмет и методы современной психологии. 1 ч.
4 Психотехника переживаний 1 ч.
5 Чем мы обязаны другим. Чувство благодарности. 1 ч.
6 Черты характера людей. Самопознание. 1 ч.
7 Особенности характера подростков. 1 ч.
8 Мотивы и поступки 1 ч.
9 Воображение и память 1 ч.
10 Основные психологические законы управления. 1 ч.
11 Основные психологические законы управления (продолжение). 1 ч.
12 Рефлексия. Виды и формы общения. 1 ч.
13 Восприятие человека человеком 1 ч.
14 Эффективное управление: психологические критерии. 1 ч.
15 Личность руководителя: психологический портрет. 1 ч.
16 Коммуникативная сторона общения. 1 ч.
17 Уверенное и неуверенное поведение. 1 ч.
18 Работа менеджера над собой. 1 ч.
19 Работа менеджера над собой (продолжение). 1 ч.
20 Умение слушать. Динамика коммуникативного процесса. 1 ч.
21 Реласкационные техники 1 ч.
22  Эффективное управление: психологические критерии. 1 ч.
23 Личность руководителя: психологический портрет. 1 ч.
24 Работа менеджера над собой. 1 ч.
  II. Психологический анализ управленческое деятельности. 6 ч
25 1. Управленческая деятельность как предмет психологического анализа. 1 ч.
26 2. Целеполагание и управленческая деятельность. 1 ч.
27 3. Планирование и решение управленческих задач: психологические аспекты. 1 ч.
28 4. Мотивация и стимулирование труда: психологические аспекты. 1 ч.
29 5. Делегирование в системе управленческих действий. 1 ч.
30 6. Психологические аспекты контроля как управленческого действия. 1 ч.
  III. Общение и управление. Психология управленческого общения. 4 ч.
31 1. Общение и управленческая деятельность: психологическая характеристика. 1 ч.
32 2. Коммуникативная культура менеджера. Коммуникативные умения и навыки в управленческой деятельности. 1 ч.
33 3. Организация и проведение переговоров. 1 ч.
34 4. Рефлексия 1 ч.

Литература

  1. Твердохлеб Н.А. Тренинг общения для подростков. Экспериментальная программа от самопознания до социальной адаптации.-М.: 144 стр.
  2. Вересов Н.Н. Психология управления: Учебное пособие/ 3-е изд., испр и доп.- М.: Издательство МПСИ, 2006.- 304 с.- (Серия «Библиотека менеджера»).
  3. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под. Ред. И.В. Дубровиной.- 6-е изд.- М.: Академический проект, 2002.- 128 с.- (Серия «Руководство практического психолога»).
  4. «Мой стиль – здоровье и успех».- М.: Центр «Школьная книга», 2010.- 144 с.

26.02.2012