Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать изученный материала, закрепить основные идеи темы;
  • Развивать умения воспроизводить полученную информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Востока; сравнивать, сопоставлять, анализировать и делать выводы;
  • воспитывать у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока.

Ход урока

Понятие «Древний Восток» – понятие относительное. Название это было дано людьми, живущими в Западной Европе, для них эти страны действительно были восточными.

Первый конкурс. Викторина.

  1. Назовите все страны Древнего Востока, с которыми вы познакомились?
  2. Как называлось государство, которое располагалось между морями: Чёрным, Эгейским и Средиземным?
  3. Что значит «просветлённый»?
  4. Кто называл Египет «Даром Нила»?
  5. Кто из жителей Древнего Востока основывал свои колонии в других странах и пользовался алфавитом, обозначающим только согласные буквы?
  6. Кто раскрыл тайну иероглифов?
  7. На чём писали древние египтяне?
  8. Назовите самые высокие горы в мире. Они защищают Индию с севера.
  9. Назовите страну, правителя которой называли «Сыном неба», а подчинённые ему земли – «Поднебесная».

Второй конкурс.

Вычеркни лишнее слово и объясни почему:

  1. а) Нил, Тигр, Ганг, Вавилон;
    б) алфавит, пурпурная краска, корабль, бумага;
    в) чай, алфавит, компас, шелк.

  2. а) Брахман, шудры, фараон, неприкасаемые;
    б) шахматы, хлопок, корабль, сахар;
    в) пирамиды, иероглифы, папирус, клинопись.

Третий конкурс.

Во время путешествия были обнаружены древние свитки. Местами почерневшие от времени и сырости; чернила размылись и выцвели. Какую же тайну хранят свитки?

1 свиток

В верхнем и среднем течении реки ____начало развиваться производство. До IV в. до н.э. на _______Индии сформировались малые государства. В конце IV в. до н. э. правители ______создали крупное государство. Чандрагупта основал династию ___________. В середине III века до н.э. происходит ________ Индийского государства при царе Ашока. Жители Индии занимались _________ поливали поля при помощи ______. В городах развивалось _________. Индия установила торговые отношения со странами Средней Азии, Грецией и Египтом.

(слова: расцвет, север, земледелие, Ганг, плотины, Магадха, ремесло, Маурия)

2 свиток

В среднем и нижнем течении ____до III в. до н.э. существовало государство Чжоу.
В III в. до н.э. государство __________________________подчинило себе мелкие государства в долине рек Янцзы и Хуанхэ.
Первый властелин Цинь стал именоваться ________. Он разделил страну на ____________областей во главе с наместниками.
Жители Китая занимались_______в долинах рек, а в горных и степных районах было развито ______. Также было хорошо развито и _____, особенное внимание уделялось производству ______ . Это позже привело к открытию Великого Шелкового пути.

(слова: Цинь Шихуан-ди, ремесло, земледелие, Хуанхэ, скотоводство, шелковые ткани, 36)

Четвертый конкурс.

Определить достижения стран, которыми мы пользуемся до сих пор.

  1. Когда путешественники попробовали это, они удивились, по цвету, этот продукт отличался от меда, а по вкусу он был слаще его. (Сахар, Индия).
  2. Белая «шерсть» на кустах. (хлопок, Индия)
  3. Без него нельзя отправляться в дальний путь. Это есть и на корабле, и у геолога, и у туриста (Компас – из куска природного магнитного железняка выделывалась ложка с короткой ручкой. Ее ставили на отполированную каменную плиту. Ложка начинала вращаться до тех пор, пока ее ручка не указывала на юг, т.к. большая часть ложки притягивалась к северу. компас, Китай).
  4. Чтобы получить этот предмет, тонкие ленты коры варили в растворе извести. Затем полученную массу разбивали молотками, добавляли в нее клей, заливали водой и все это просеивали через тонкое сито. Массу, осевшую в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Полученное изделие просушивали и использовали. (бумага, Китай).
  5. Кто-то называет это игрой, кто-то спортом. И заставляет ум работать. (шахматы, Индия).
  6. Жители считали этот напиток лекарством. (чай, Индия)
  7. Ими ткани превращали в сказку. (краски, Китай)

Пятый конкурс.

Исторический диктант. Учитель называет термины, факты, географические названия. Школьники определяют, с историей какой страны связаны названные учителем термины. Вписывают номер в одну из колонок. Всего 4 колонки: А – это Египет, Б – это Двуречье, В – это Финикия, Г – это Ассирия.

  1. клинопись
  2. ливанский кедр
  3. Сфинксы
  4. Цветное стекло
  5. книги из глины
  6. шадуфы
  7. богиня Иштар
  8. пурпурная краска
  9. кошка – священное животное
  10. дельта Нила
  11. мумия
  12. законы Хаммурапи
  13. бог солнца – Шамаш
  14. буквы алфавита
  15. библиотека Ашшурбанапала
  16. Тутанхамон
  17. морские разбойники похищали людей
  18. оружие из железа
  19. древнейшее из семи чудес света
  20. жестокость к побежденным
  21. походы в Ливию
  22. посуда из стекла

Шестой конкурс.

Нужно определить в какой стране появились литературные и фольклорные произведения:

  1. «Махабхарата»
  2. Миф об Осирисе
  3. Эпос о Гильгамеше
  4. «Повесть о Синухете»
  5. «Рамаяна»

Седьмой конкурс.

Знаменитые люди. Нужно назвать, где и когда жили:

  1. Ашока
  2. Дарий
  3. ТутмосIII
  4. Кир
  5. Цинь Шихуанди
  6. Хеопс
  7. Хаммурапи.

Итоги урока.

После проведения 7 конкурса подводим итоги и выставляем оценки учащимся.