Читательская конференция как средство формирования читательского интереса учащихся

Разделы: Литература


Современное литературное образование в средней школе предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В связи с этим в преподавании литературы важное значение приобретает коммуникативно-деятельностный подход, предусматривающий переход от репродуктивной к продуктивной деятельности при взаимодействии предметов гуманитарного и эстетического циклов.  Интегрированное обучение повышает познавательную активность обучающихся, формирует целостное представление о мире, способствует приобретению опыта познания и самопознания в процессе деятельности.

Одним из эффективных средств формирования читательского интереса у обучающихся 5-9 классов можно назвать читательскую конференцию, во время подготовки и проведения которой  осуществляется интеграция таких дисциплин, как литература, русский язык, изобразительное искусство. Интегрированный подход к изучению литературного произведения позволяет наиболее полно понять авторский замысел, представить художественные образы, передать впечатления от прочитанного, осуществить связь когнитивной (мыслительной) и эмоциональной деятельности.
Читательская конференция невозможна без исследовательской работы, без систематизации материала, без формулирования собственного мнения о прочитанном, что позволяет повысить мотивацию обучения,  максимально реализовать способности, возможности и интересы каждого ученика.

В течение 2010-2011 учебного года в МОУ «Лицей № 11 им. Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы» проводилась исследовательская работа по изучению формирования читательской компетентности у обучающихся пятых классов. Практическая значимость исследования заключается в том, что определены основные методические подходы к формированию читательской компетентности, которые можно активно использовать и совершенствовать в дальнейшей работе. Одним из таких подходов можно считать читательскую конференцию по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Цели читательской конференции:

  • расширить и углубить представление обучающихся о русском человеке, верном своему воинскому и гражданскому долгу, о носителе лучших черт русского национального характера;
  • раскрыть сложные взаимоотношения между людьми, показать поведение человека в трудную минуту, когда от него требуется предельная собранность, принятие верного решения, когда полностью проявляется его характер, душевная чистота и моральная стойкость;
  • обратить внимание на особенности языка произведения;
  • воспитывать обучающихся «силою образов и увлекательностью повествования».

Предварительные задания:

  • подготовить ответы на «Вопросы для обсуждения»;
  • нарисовать иллюстрации к рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»;
  • подготовить выразительное чтение понравившихся эпизодов из произведения;
  • работа с родителями: помните ли Вы, какое впечатление на Вас произвел рассказ, когда Вы читали его в школе? Изменилось ли это впечатление?     

Оформление к уроку:

  • иллюстрации обучающихся к рассказу
  • тема урока: Л.Н. Толстой «Кавказский пленник, или Повесть о том, как был в плену и сбежал из плена русский офицер».
  • Портреты Л.Н. Толстого: Крамской И.Н. Портрет Л.Н. Толстого. 1873; Ге Н.Н. Портрет Л.Н. Толстого. 1884; фото Л.Н. Толстого 1849 и 1856 гг.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Вступительное слово

1. Слово учителя. В четвёртую книгу для чтения включил Л.Н. Толстой рассказ «Кавказский пленник». Он использовал в нём свой жизненный опыт службы в армии. В молодости Толстой служил на Кавказе, участвовал в русско-турецкой войне, оборонял Севастополь. Служба в армии сблизила графа Толстого с простыми русскими солдатами. Он уважал их за храбрость, за простую, непоказную готовность умереть за царя и Отечество, за большую душу.

2. Сообщение обучающегося об исторической основе рассказа.

II. Беседа

1. Варианты заглавия.

Вы, наверное, обратили внимание на то, что рассказ имеет разные названия в первоначальной редакции (это название на доске) и в варианте, который у вас в книгах.
– Какое заглавие кажется вам более удачным? Почему?
– Как вы понимаете, почему Толстой изменил заглавие? Согласны ли вы с ним?

2. Вопросы общего плана.

– С какими чувствами читается рассказ? Постоянны ли эти чувства?
– Какой эпизод хочется ещё раз перечитать вслух? Почему?
Выразительное чтение обучающимися понравившихся эпизодов из произведения.

– Зачем писатель разделил на главы свой рассказ?
– Ощущается ли тревога с первых строк? Почему?
– Что можно сказать о фамилиях героев?

3. Вопросы для обсуждения (предварительно подготовленные дома)

  1. Что можно подумать о Костылине при первом о нём упоминании? Правильно ли первоначальное мнение? Как скоро мы в этом убеждаемся?
  2. При каких обстоятельствах Жилин попал  плен?
  3. Почему Жилин решил выехать на гору?
  4. Что он требовал от Костылина?
  5. Как Костылин отнесся к требованию Жилина? Выполнил ли он данное обещание?
  6. Как вел себя Жилин при встрече с татарами? Какие его поступки говорят о смелости и решительности?
  7. Как Костылин поступил при виде татар?
  8. Как ведет себя Жилин в положении пленника? Какие его качества выявляются при этом?
  9. Татары часто о нем говорят: «Джигит урус». Как вы понимаете смысл этих слов?
  10. «Я тебя, Иван, полюбил, я тебя и выпускать бы не стал, кабы слова не дал». Как это характеризует хозяина?
  11. «Написали письма»... Почему Толстой не говорит, что в них? А вы как думаете?
  12. Почему Жилин написал неверный адрес? Почему он торговался?
  13. Как Жилин проводит в плену время? Как Костылин проводит время?
  14. Как характеризует Жилина то, что он хочет взять с собой Костылина?
  15. Как же относится Толстой к Костылину и нас учит относиться к людям?
  16. Как в ваших сердцах отозвалась история старика в чалме? Почему старик ненавидел русских?
  17. Почему Дина хочет помочь Жилину? Как характеризует ее автор? Какие изобразительно-выразительные средства использует при этом?
  18. В плену двое, почему писатель назвал рассказ «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»?

III. Работа с иллюстрациями обучающихся к рассказу

Рассмотрите иллюстрации к рассказу ваших одноклассников и прокомментируйте их.

IV. Заслушивание отзывов родителей обучающихся «Какое впечатление произвел рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

V. Итоги конференции: альбом (презентация) с иллюстрациями и отзывами обучающихся о рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Интегративный подход к изучению литературного произведения становится все более актуальным в связи с введением Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения, предполагающих  нацеленность образования на развитие личности ученика, его познавательных, интеллектуальных и творческих способностей.  В процессе работы по подготовке и проведению читательской конференции происходит развитие общеучебных умений (формирование умений по работе с книгой, со справочной и популярной литературой, совершенствование навыков чтения), обогащение словарного запаса, развитие организаторских способностей (умение планировать работу, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль) и т.д.