Воспитание дошкольников "Ступени нравственности"

Разделы: Работа с дошкольниками


Одной из важнейших составляющих развития государства является нравственное воспитание детей и молодежи. Государственная политика в этой области ориентирована на обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта, взаимодействии семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений.

Воспитание детей и молодежи в современной обстановке происходит в условиях экономического и политического реформирования государства, которое вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия, Вследствие этого разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы, возрастает конфликтность отношений в семье.

Чтобы избежать этого, необходимо с раннего детства воспитывать гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества.

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

В детстве усвоение нравственных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

С учетом актуальности проблемы творческой группой нашего дошкольного учреждения разработана система работы по реализации задач нравственно-этического воспитания дошкольников.

Система работы направлена на решение следующих задач:

  • Развитие нравственных качеств личности ребенка.
  • Формирование у дошкольников нравственного отношения к окружающему.
  • Возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.
  • Установление тесного сотрудничества между детским учреждением и семьей.
  • Творческое развитие личности ребенка.

Для реализации задач нравственно-этического воспитания дошкольников необходимо:
обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;
последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира ребенка;
тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.

Решая задачи нравственно-этического воспитания, каждый педагог строит свою работу в соответствии с особенностями детей на основе принципов воспитания:

  • Принцип культуросообразности (воспитание основывается на общечеловеческих ценностях культуры).
  • Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром (обогащения общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей).
  • Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка (создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций через сопереживание и прогнозирование развития ситуаций).
  • Принцип дифференцированного подхода к каждому ребенку, максимальный учет его психологических возможностей, способностей и интересов.
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
  • Непрерывность и преемственность педагогического процесса.

Критериями эффективности системы  могут служить:

  • Рост творческой активности детей.
  • Преобладание у детей положительных эмоций.
  • Усвоение детьми нравственных норм.
  • Обеспечение более высокого уровня воспитанности детей.
  • Улучшение взаимоотношений в семье, более сознательное отношение родителей к проблеме воспитания.
  • Изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок).

В данной системе выделено пять условных разделов: «Мои самые любимые», «В кругу друзей», «Мы – друзья природы», «Палитра чувств», «Очень важный разговор».В этих направлениях заложены основы нравственности и этики. Разделы повторяются в каждой группе, но изменяется их содержание, объем познавательного материала и его сложность. В старших группах добавляется раздел «Очень важный разговор» (по развитию нравственных качеств ребенка).

Каждый раздел включает в себя проведение непосредственно образовательной деятельности и разнообразных форм совместной деятельности воспитателя с детьми, начиная со 2 младшей группы.

Работа с детьми

Непосредственно образовательная деятельность

Виды детской деятельности

Образовательные области:

«Познание»;
«Художественное творчество»;
«Коммуникация»;
«Чтение художественной литературы»;
«Социализация»;
«Труд»

 

1. Беседа.
2. Чтение нравственных сказок.
3. Игра.
4. Продуктивная деятельность.
5. Создание книг, альбомов.
6. Этюды, упражнения.

Творческой группой разработано перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности с указанием программных задач, словарной работы, дидактического, литературно-художественного и музыкального материала, структуры  и конечного результата.

Для удобства воспитателей выделена лексическая тема, отражающая этические и нравственные понятия и представления, способствующие пониманию дошкольниками значения слов и правильному их употреблению.

В соответствии с поставленными задачами непосредственно образовательная деятельность строится в интересной, занимательной для детей форме. В качестве основных методов и приемов используются:

– чтение и обсуждение художественных произведений;
– диагностика эмоционального состояния, отношения ребенка к обсуждаемой проблеме;
– выражение своего эмоционального состояния в рисунке, музыке;
– психогимнастика;
– игры и др.

Поддержанию интереса способствует использование сказочных сюжетов. В содержание непосредственно образовательной деятельности включено проведение диагностических упражнений, позволяющих оценить отношение отдельных детей к окружающим его людям.

Каждый ребенок имеет право высказать свое мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения взрослым не допускаются. Вся работа строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи. При проведении непосредственно образовательной деятельности возможны различные творческие варианты.  Непосредственно образовательную деятельность рекомендуется заканчивать слушанием приятной музыки или исполнением веселых, детских песен, что, в свою очередь, способствует фиксации положительных эмоций и поддержанию интереса детей.

При подготовке материалов учитывали требования современной педагогики, которая часто ставит детей в условия выбора, когда они учатся решать этические задачи и проблемы в процессе обсуждения и самостоятельного поиска решения. Практика показывает, что самостоятельно принятые детьми правила выполняются наиболее добросовестно.

Методической особенностью данной системы является то, что наряду с развитием нравственных взаимоотношений большое внимание уделяется творческому развитию личности ребенка, формированию способности к восприятию добра, справедливости и красоты окружающего мира.

Система работы предусматривает широкий спектр игр, сказок, вопросов и заданий, направленных на творческое проживание темы самим ребенком; способствует умению детей создавать свои книги, отражающие их внутренний мир и их отношение ко всему окружающему. Книги или альбомы, собираемые из рисунков и сочинений, можно показывать родителям, другим детям.

Из подобных книг можно собрать библиотеку группы. Это очень кропотливая, но необходимая работа. Дети должны видеть, что их мысли, мнения, творчество нужны и важны! Это учит их активной самореализации, помогает увидеть себя и своих друзей со стороны.

Отличительной особенностью системы является то, что она построена на авторских сказках А.А. Лопатиной и М.В. Скребцовой. Сказки способствуют формированию у детей нравственных качеств, учат детей заглянуть внутрь себя, задуматься о своей семье, своих взаимоотношениях с окружающим миром.

Проблемные ситуации, отдельные игровые упражнения, содержание которых носит вариативный характер, могут быть дополнены другими проблемами, с которыми сталкиваются педагоги при решении задач нравственного воспитания.

Многие темы составлены таким образом, чтобы в работе над ними участвовали не только дети, но и члены их семей, т.к. у родителей есть уникальный педагогический потенциал – это сила их примера, авторитет.  Для этого предлагается использовать такие формы работы, как интервью с родителями, рисунки и письма благодарности, адресованные взрослым. Мы надеемся, что постоянный диалог со взрослыми, подкрепленный творческими заданиями и высокими примерами из жизни, обязательно поможет нашим детям стать счастливее и мудрее.

При отборе материала использованы игры, игровые упражнения, сказки, опубликованные на страницах современных методических разработок или сборников (В.М.Минаева, З.М.Богуславская, Н.Л.Кряжева, С.И.Семенака, А.А.Лопатина, М.В.Скребцова, О.В.Хухлаева, Е.А.Алябьева, Н.В.Пикулева, Л.М.Шипицина, М.И.Чистякова, Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина).

Литература:

1. Буре Р.С., Воробьева М.В., Давидович В.Н. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М., 2004.
2. Дурова Н.В. Очень важный разговор. – М., Мозаика-Синтез, 2000.
3. Кокуева Н.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. – М., 2005.
4. Лопатина А., Скребцова М.В. Ступени мудрости. 50 уроков о добрых качествах. – М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2003.
5. Лопатина А.А., Скребцова М.В. Беседы и сказки о семье. – М.: «Амрита-Русь», 2004.
6. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М., АРКТИ, 2005.
7. Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – М., АРКТИ, 2005.
8. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать: Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. – М., АРКТИ, 2005.
9. Шипицина Л.М., Защиринская О.В. и др. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) – «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2004.
10. Формирование нравственного здоровья дошкольников./ Под ред. Кузнецовой Л.В., Панфиловой М.А. – М.: Сфера, 2003.