Автор и герой в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели урока:

  1. Раскрыть взгляды автора на искусство, природу, любовь, нигилистические убеждения Базарова.
  2. Научить видеть позицию автора в художественном тексте.
  3. Развивать навыки самостоятельного анализа художественного текста.
  4. Совершенствовать речевую культуру учащихся.
  5. Способствовать эстетическому воспитанию учащихся.

Оборудование:

  1. Портрет И.С.Тургенева.
  2. Альбом «И.С.Тургенев в жизни и творчестве».
  3. Диск с музыкальными произведениями Ф.Шуберта
  4. Компьютерная презентация урока.
  5. Толковые словари русского языка.

Ход урока

1. Сообщение темы и цели урока.Слайд 1.

2. Эпиграф. Слайд 2

…Если читатель не полюбит Базарова…,- я виноват и не достиг своей цели… И.С.Тургенев

3. Проверка домашнего задания (групповое домашнее задание: подобрать цитаты по вопросам и сделать вывод.)

Первая группа.

  1. Отношение автора и героя к аристократам.
  2.  Взгляды И.С.Тургенева и Базарова на любовь.

Вторая группа.

  1. Отношение автора и героя к искусству.
  2. Индивидуальные задания ( чтение наизусть отрывка из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», сообщение о Рафаэле).

Третья группа.

  1. Взгляды автора и героя на природу.
  2. Смерть Базарова. Авторская позиция.

Слайд 3.

Первый вопрос. Отношение автора и героя к аристократам

Слайд 4. П.П.Кирсанов

Чтение цитат учащимися.

Самопроверка. Слайд 5. Таблица

Вывод учащихся

Слайд 6. Кирсановы и Базаров

Слово учителя

Базарова убежден, что от аристократов нет никакой пользы, их основное занятие – ничегонеделание. Аристократы заботятся только о себе, о своем внешнем виде. В этих условиях их самоуважение выглядит как пустые слова. В безделье и пустой болтовне Базаров видит основной политический принцип всего дворянского общества, живущего за чужой счёт.

Какова позиция автора по этому вопросу?

Вывод учащихся

Слово учителя

Автор на стороне героя. Тургенев не держится за обветшалые «принсипы», ставшие броней Павла Петровича. Автор ищет новое в наступающих временах.

Слайд 7. Второй вопрос. Отношение автора и героя к искусству

Выступление второй группы. Чтение цитат.

Самопроверка. Слайд 8. Таблица

Вывод учащихся

Слово учителя

Базаров плохо знает искусство, его интересовала наука, и в ней он видел силу. Это было свойственно демократической молодежи 60-х годов, которая отдавала предпочтение изучению науки.

Беседа с учащимися

Базаров спорит с Павлом Петровичем, но он ли действительный противник Базарова в этом споре?

Вывод

Не Павел Петрович является противником Базарова в этом споре, а Николай Петрович. Не может судить об искусстве человек, прочитавший пять-шесть книг французских в молодости и кое-что по-английски. Особенно благоприятствует искусству Николай Петрович, но не осмелится вступить в спор.

Беседа с учащимися

Кто спорит с Базаровым вместо Николая Петровича?

Автор.

Вспомним диалог между Аркадием и Николаем Петровичем о чудном дне. Какие стихи читает Николай Петрович?

Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна, пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!
С каким тяжёлым умиленьем
Я наслаждаюсь дуновеньем
В лицо мне веющей весны
На лоне сельской тишины!

(Чтение отрывка учащимся, индивидуальное домашнее задание).

Слайд 9. Окрестности усадьбы Спасское-Лутовиново.

Слайд 10. Рафаэль

Выступление учащегося.

Рафаэль (индивидуальное домашнее задание)

Слайды 11, 12. «Автопортрет с другом», «Сикстинская мадонна» Рафаэля.

Слово учителя

Найдем «музыкальную» страничку в 9 главе.

«Медлительные звуки виолончели долетели до них из дому… кто-то играл с чувством, хотя и неопытною рукой «Ожидание» Шуберта, и медом разливалась по воздуху сладостная мелодия».

Слово о Ф.П.Шуберте (индивидуальное домашнее задание)

МИНУТА РЕЛАКСАЦИИ

Слайд 13. Звучит музыка Ф.Шуберта

Вывод учащихся

Слово учителя

Автор показывает ощущение органического влияния стихов Пушкина, весенней природы, сладостной мелодии игры на виолончели. Можно не любить Пушкина и Рафаэля, но вообще отрицать их на том основании, что ты их не знаешь, не понимаешь – признак невеликого ума.

Слайд 14.

Третий вопрос. Взгляды автора и героя на природу

Выступление третьей группы. Чтение цитат.

Самопроверка. Слайд 15. Таблица

Вывод учащихся.

Слайды 16,17. Картины природы.

Слово учителя.

Базаров по-своему, как ученый-естествоиспытатель любит природу, его интересует редкий экземпляр жука, его радует, что разрослась березовая роща, он говорит любовно: «Акация да сирень – ребята добрые». Базаров не отрицает природу вообще, а видит в ней только источник и поле человеческой деятельности. Базаров отрицает роль природы как вечного источника красоты, который воздействует на человека.

Беседа с учащимися.

Кто спорит с Базаровым?

Николай Петрович и Аркадий возражают в форме робких вопросов (гл.9,11).

Слово учителя.

«Как хорошо, Боже мой!» - подумал Николай Петрович.

Подумал Николай Петрович… и сам автор.

Все приметы вечера утверждают существование вечной красоты.

Слайд 18 «Вечер»

Беседа с учащимися.

А каково состояние природы в современных условиях?

Слайд 19

Четвертый вопрос. Взгляды автора и героя на любовь.

Слайды 20, 21. Портреты Базарова и Одинцовой.

Выступление первой группы. Чтение цитат.

Самопроверка. Слайд 22. Таблица

Вывод учащихся.

Слово учителя.

У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви. Но он, будучи циничным, бесстыдным на словах, в душе человек нравственный.

Словарная работа: найти в словаре толкование слова цинизм, циничный.

Беседа с учащимися.

Кому он проповедует свою гнусную теорию?

Аркадию.

Воплощает ли Базаров эти воззрения в жизнь?

Нет! Не сможет.

Базаров, сам того не осознавая, живет по достаточно высоким нравственным принципам.

Согласен ли с героем автор?

Вывод учащихся.

Слайд 23. Портрет Полины Виардо.

Кто эта женщина?

Выступление учащихся.

Беседа с учащимися.

Происходит эволюция взглядов Базарова на любовь?

Словарная работа: найти в словаре толкование слова эволюция.

Слайд 24. Таблица

Вывод учащихся.

Слово учителя.

Автор заставляет героя пережить все то, что тот отвергал. Базаров влюбляется и тем самым приобщается к тому духовному миру, который только что отрицал.

Базаровское чувство не исчерпывается одной «физиологией», он с негодованием находит в себе тот самый «романтизм», проявление которого осмеивал в других, расценивая как «дурь» или слабость.

Слайд 25

Пятый вопрос. Смерть Базарова. Авторская позиция.

Выступление третьей группы. Чтение цитат.

Самопроверка. Слайд 26. Таблица

Вывод учащихся.

Слово учителя.

Эти страницы наиболее отчетливо выражают отношение автора к его герою: преклонение перед его мужеством, душевной стойкостью, но и скорбные чувства, вызванные смертью Базарова.

Изменилось отношение читателя к герою?

Вывод учащихся.

Слайд 27. Родители Базарова на его могиле

Финал романа.

Слово учителя.

Слайд 28.

«Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»

И в этих строках взволнованный, проникновенный голос автора.

Работа со статьёй Д.И.Писарева «Базаров». (Приложение №1)

Каково, по мнению критика, авторское отношение к герою?

(Чтение отрывков из статьи.)

Подведение итогов.

Слайд 29

Если читатель не полюбит Базарова…, - я виноват и не достиг своей цели… И.С.Тургенев

И.С.Тургенев не верит, что люди базаровского склада найдут путь обновления России. Но он принимал их нравственную силу.

Тест по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». (Приложение №2)

Домашнее задание.

Подготовиться к сочинению на тему «Автор и герой в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».