Урок по интегрированному курсу "Мастерская выразительного чтения на тему "Учись слушать и слышать". 2-й класс

Разделы: Начальная школа


Цель: учить слушать и слышать речь, музыку в словах

Задачи: обучающие

  • формировать понятия слушать и слышать;
  • учить выразительно читать о природе;
  • учить слушать и понимать музыку, её характер;
  • обучать понимать настроение художественной картины;
  • совершенствовать “словесное рисование”;
  • вырабатывать навыки рефлексии.

развивающие

  • развитие речи (работа над словом, предложением, текстом);
  • развитие мышления (сравнения);
  • развитие внимания, воображения.

воспитывающие

  • воспитание любви к выразительному чтению стихов о природе;
  • воспитание интереса и любви к природе;
  • воспитание дружбы и коллективизма;
  • воспитание творческой личности.

Оборудование:

  • презентация к уроку (Приложение 1);
  • рисунки детей на тему “Времена года” (на доске) (Приложение 2)
  • картины и музыка П.И.Чайковского (альбом “Времена года”, произведения “Декабрь”, “Май”) к стихам;
  • учебное пособие “Мастерская выразительного чтения” В.А.Синицына (Москва, РОСТ книга,2010г.) (Приложение 3);
  • раздаточный материал “Словарик настроений” (Приложение 4).

Ход урока

1.Орг. момент

Ребята, мы вновь встретились в нашей мастерской. Какой? (“Мастерской выразительного чтения”) (1 слайд). Сегодня у нас гости, и мы расскажем о наших необычных занятиях. Согласны? (ответы детей).

2.Проверка знаний и речевая гимнастика (2 слайд).

Как называем учителя в нашей мастерской? (мастер). Как называем учеников? (подмастерья). Что мы учимся мастерить? (красивую, выразительную речь). С помощью чего? (различных упражнений). Выполним первое - речевую гимнастику.

То-то-то – это кто?

Ами-ами-ами – познакомьтесь с нами.

Ина-ина-ина – это девочка Алина!

Иша-иша-иша – это мальчик Миша!

Аша-аша-аша – я – Даша, Саша, Паша, Маша!

Има-има-има – я – Дима!

Ил-ил-ил – я – Кирилл, Данил!

Тя-тя-тя – Катя, Настя я!

Ня-ня-ня – Соня, Ваня и Илья!

Алик – меня зовут Виталик!

Оша – я Гоша!

Ита - я Никита!

Ова – Вова!

Ана-ана-ана – а я Ариана!

Речевая гимнастика ведёт к следующему уровню мастерства. И в этом нам должно помочь то, с чего начинается каждое утро, что нельзя съесть и потрогать руками. Но оно живёт внутри нас и управляет нами. Что это? (настроение). Какое настроение возьмём на занятие? (бодрое, светлое, восхитительное – дети работают со “словариками настроений”).

3. Новый материал.

Определение темы занятия и проблемы.

Тему занятия попробуйте определить сами.

( ученица читает стихотворение)

Послушай: музыка вокруг.
Она во всём – в самой природе.
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.

Как думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (о природе, о музыке, о звуках). Верно, тема занятия: “Учись слушать и слышать” (3 слайд).

Откройте тетрадь на странице 8. Понимаете ли разницу в словах – “слушать” и “слышать”? (слышать – значит лишь воспринимать на слух чью-либо речь, не вникая в её смысл; а слушать – быть внимательным). Всегда ли мы внимательны? (ответы детей). Будем учиться.

Работа по учебной тетради.

Объясните следующие пословицы: (4 слайд)

- Язык – один, уха – два; раз скажи – два раза послушай.

-На то два уха, чтоб больше слушать.

(необходимо внимательно слушать учителя, собеседника). Или поэта и писателя. Найдите задание 3 на странице 10 (Приложение 3) Послушайте стихотворение русского поэта А.Блока (чтение учителя). О каком времени года идёт речь? (о зиме). Слышал ли ты когда-нибудь “вьюги разговоры”? Расскажи (рассказы учеников). Какой из рисунков на доске можно выбрать в качестве иллюстрации к этому стихотворению? (дети выбирают). Посмотрите на картину художника (слайд 5). Какое настроение у картины? (сказочное). Прочитайте стихотворение про себя. Какое настроение в стихотворении? (радостное) В каком темпе будем читать? (то быстро, то медленно). Громко или тихо? (сначала громко, а потом тихо). Давайте вместе (хором читают). Какую музыку в стихотворении вы услышали – весёлую, грустную, сказочную? Объясните (ответы детей). А теперь прослушаем музыку Петра Ильича Чайковского, отрывок из произведения “Декабрь” из альбома “Времена года”. Представьте картину, которую в музыке нарисовал композитор (слушаем музыку). На каком музыкальном инструменте исполняется это произведение? (фортепиано). Какое впечатление музыка произвела на вас? Какая она по характеру? (загадочная, радостная). А по темпу? (быстрая). Какую картину представили? (словесное рисование). И всё это мы услышали в музыке.

Какие речевые упражнения мы всегда выполняем быстро? (скороговорки).

Физкультминутка (в быстром темпе).

( игра – скороговорка “У дядюшки Абрама”).

Выполним задание №4 (Приложение 3) Прочитай. Какому времени года посвятила своё стихотворение Е.Серова? (весне). Докажи, что в стихотворении природа живая? (луг, птицы, цветы слышат, как человек). А что они слышат? (звон ландыша). Слышал ли ты в лесу звон? Расскажи (рассказы детей). Рассмотрим картину (слайд 6). Какое настроение у картины? (радостное, восхитительное). Что особенно нравится? На что похожи цветочки ландыша? (на маленькие колокольчики). Какую музыку подберём к стихотворению – громкую, быструю или нежную, неторопливую? Объясните. Как будем читать? (неторопливо, негромко, ласково). Давайте попробуем (хоровое чтение). А теперь послушаем отрывок из произведения “Май” Петра Ильича Чайковского и представим картину, которую в музыке нарисовал композитор (слушаем музыку). Какая музыка по характеру? (спокойная, тихая). А по темпу? (медленная). Какую картину представили? (ответы детей). Подходит эта музыка к нашим поэтическим строкам? (ответы детей)

Композитор делится своими мыслями и чувствами с помощью чего? (музыки). Художник - ? (кисти и красок). А писатель и поэт, и мы сейчас с вами? (С помощью языка). Что такое язык?

Язык – важнейшее средство общения, при помощи которого мы выражаем свои мысли, чувства, обращаемся с вопросом, передаём и получаем информацию (встают, хором проговаривают и показывают жестами).

Послушаем героев нашей книги.

(ученики выполняют роли персонажей учебного пособия – профессор Любомудров в мантии и профессорской шапке, ученики Маша и Саша)

Профессор Любомудров: Среди звуков нас интересуют звуки речи человека, слова человеческого голоса. Они удивительны и разнообразны. Главное – уметь правильно их произносить и читать. А это совсем не лёгкая задача. Не каждый с этим справляется.

Маша: Я завела тетрадь “Умные мысли”. Записала высказывание Корнея Ивановича Чуковского: “У многих людей мысли выскакивают растрёпанными и полуодетыми, словно спросонья”.

Саша: Я, кажется, понял смысл этих слов. Мы должны уметь грамотно выражать свои мысли и чувства, учиться правилам произношения и выразительного чтения.

Профессор Любомудров: Молодцы! Правильно рассуждаете.

Дорогие ребята! Я хочу, чтобы вы научились использовать звуки своего голоса, умели по-настоящему “действовать” словами и соблюдали культуру общения.

Я помогу вам (слайд 7)

Мой совет!

Вам скажут – вы забудете,

Вам покажут – вы запомните,

Вы сделаете – вы поймёте.

Желаю успехов!

Ролевая игра-инсценировка.

И мы сейчас сделаем нашу речь выразительной, инсценируя сказку Корнея Ивановича Чуковского “Телефон” (инсценировка, дети в масках героев сказки “Телефон” выразительно произносят слова своих персонажей).

4. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.

Закончи предложения (слайд 8):

Я сегодня узнал…

Я научился…

Мне было…

У меня настроение…

Я рад…

Поставьте себе оценку за работу пальчиками.

Спасибо за активную работу. Выучите дома наизусть любое из прочитанных сегодня стихотворений. Выразительно!

7.04.2012