Обобщающий урок по теме "Системы счисления" в форме игры

Разделы: Информатика


Дидактическая цель:

Создать условия для систематизации и обобщения знаний по теме “Системы счисления”.

Цели урока:

Образовательные:

  • Актуализация опорных знаний по теме “Системы счисления”.
  • Создание условий для формирования целостной системы знаний по теме “Системы счисления”.
  • Стимулирование интереса к изучаемой теме.

Развивающие:

  • Создание условий для развития коммуникативных навыков в информационном обмене.
  • Создание условий для развития навыков мыслительной деятельности при планировании, анализе, синтезе.

Воспитательные:

  • Повышение общетехнической и информационной культуры.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная

Метод обучения: творчески-проблемный.

Оборудование урока:

  • Мультимедийный проектор, демонстрационный экран, персональные компьютеры.
  • Карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Мотивация
  2. Сообщение правил игры
  3. Подгруппа делится на 2 группы по 6-7 человек, каждой предлагается образовать фирму и выбрать директора. У каждой фирмы есть название и сотрудники: программист (1-2 человека в зависимости от количества), бухгалтер (1-2), дизайнер (1-2) и менеджер. Каждой фирме предоставляется в собственность по одному компьютеру с заготовленными там заданиями.

    Цель директора фирмы – руководить работой и помогать всем сотрудникам. Цель каждого сотрудника – заработать как можно больший доход для своей фирмы за счет выполнения заданий. Обратите внимание, что при решении некоторых заданий сотрудник может заработать некоторый капитал, а может и потерять определенный доход. Если хоть одно задание выполнено, его относят жюри для проверки правильности решения. На протяжении всего урока на экране отображается доход и расход каждой фирмы (Приложение 1).

  4. Ход игры

Программистам предлагаются 2 задания: тест (Приложение 2) и кроссворд (Приложение 3), установленные на компьютере.

Бухгалтеры выполняют следующие задания

Реши задачи

! Каждая верно решенная задача приносит вам 100 у.е., за неверное решение – расход 50 у.е.

  1. Выполните следующие арифметические действия в десятичной системе счисления:
  • Возьмите десятичное число, которое в троичной системе счисления записывается как 221.
  • Вычтите из него количество бит в 2 байтах.
  • Результат умножьте на количество цифр в алфавите четверичной системы счисления.
  • Ответ переведите в пятеричную систему счисления.
  1. В 9 классе контрольную работу по химии на “5” написали 1023 учеников, а на “4” - 11102 учеников. Сколько всего учеников в классе написали контрольную работу на “4” и “5”, ответ представьте в системе счисления с основанием 6.
  2. В коробке 58 фломастеров, из них 12 красных, 20 синих, 17 зеленых и 8 желтых. В какой системе счисления ведется счет, и сколько фломастеров в коробке?
  3. В саду посажены яблони и груши, из них 1526% яблони, а остальные 126 — груши. Сколько деревьев в саду?

Выполни задания с числами

! Каждое верно выполненное задание приносит вашей фирме 100 у.е., каждое лишнее число приносит расход 10 у.е.

Задание 1: найдите среди данных чисел те, которые меньше числа 3145.

5816 , 1237 , 1001112 , 10210 , 2156

Задание 2: найдите среди данных чисел те, которые больше числа 768.

1010102 , 20213 , 5910 , 4116 , 709, 3005

Задание 3: найдите сумму чисел. Ответ представьте в системе счисления с основанием 6.

А) 1510 + 618 + 2А16 + 1010012 + 1234

Б) 2103 + 5610 + 10024 + 267 + 2345

Дизайнерам предлагаются следующие задания

Восстанови рисунок по точкам

В таблице приведены номер точки  и ее координаты, записанные в различных системах счисления. Для каждой точки выполните перевод ее координат в десятичную систему счисления и отметьте точку на координатной плоскости.

! Каждая верно отмеченная точка принесет вам доход 20у.е., в противном случае расход – 10 у.е.

№ точки

Координаты точки

X

Y

1

1002

223

2

124

10012

3

114

135

4

1112

116

5

113

117

6

1102

203

7

104

213

8

112

123

9

1002

816

10

27

115

11

105

134

12

18

126

13

113

204

14

24

136

15

112

145

16

102

В16

17

49

108

18

113

1023

19

1012

А16

20

124

234

21

104

135

22

28

14

23

1002

113

24

115

114

25

48

102

26

216

18

Цифровой чайнворд

Разгадайте цифровой чайнворд. Правило такого: цепочка чисел строится методом стыкования, где последняя цифра первого числа является первой цифрой второго и т.д.

! Каждое верно переведенное число принесет вам доход 20у.е., в противном случае расход – 10 у.е.

  1. 4218 = …10
  2. 21010 = …4
  3. 13235 = …10
  4. 40710 = …5
  5. 2439 = …10
  6. 7910 = …7
  7. 12036 = …10
  8. 4010 = …6
  9. 11467 = …10
  10. 5010 = …8
  11. 1000110112 = …10
  12. 9610 = …5
  13. 122003 = …10
  14. 3110 = …8
  15. 789 = …10

Менеджеру предлагается следующее задание

Афоризмы

Афоризм зашифрован таким образом: каждое указанное число, переведенное в десятичную систему счисления, - это порядковый номер буквы в русском алфавите. Каждая строка - это отдельное слово. Расшифруйте афоризмы М. Горького.

! Каждый верно расшифрованный афоризм принесет вашей фирме 500 у.е., за каждую неверно расшифрованную букву ваш доход уменьшается на 10 у.е.

307

279

146

1416

1102

238

10103

     

1114

                 

112

345

203

278

,

         

169

124

               

256

1004

1012

228

19

223

17

147

248

115

F16

119

1103

315

E16

336

       

1003

169

12

217

А16

106

-

     

1F16

326

1213

             

14

29

345

246

158

359

1416

11112

13

457

2203

69

334

305

227

238

326

16

   

1203

18

16

1102

113

315

       

112

209

203

168

115

236

119

     
  1. Подведение итогов
  2. Жюри подводит итоги игры, дает оценку работе каждой фирмы, делает заключение по всей игре, учитель выставляет оценки с комментариями.

  3. Рефлексия

Беседа с учащимися, понравилась ли им игра, что было наиболее сложным, что не вызвало трудностей, необходимо ли что-то изменить, чтобы игра стала еще интереснее.