Е.И. Чарушин "Болтливая сорока"

Разделы: Начальная школа


1. Ребята, внимательно посмотрите на картинки животных и скажите, о ком мы сегодня будем говорить? (На стенде расположены рисунки Е.И.Чарушина) Как вы думаете, кто их написал?

Это один из самых любимых детьми художников мира животных. Он был лучшим художником анималистом. Равных ему не было. Но он был и одним из тех добрых и гуманных детских писателей, которые сохранили непосредственность и свежесть детского взгляда на мир животных и детского восприятия жизни, которые сумели по-доброму и с ясной простотой донести этот взгляд до детского сознания. Это Евгений Иванович Чарушин. (На доску крепится портрет Е.И.Чарушина). Его искусство доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.

2. Любовь к природе родители прививали сыну с детства: “Отец (Иван Аполлонович) брал меня во все поездки по Кировской области. Ездили мы днем и ночью, лесами и лугами, в пургу и осеннюю непогоду. И волки за нами гнались, и въезжали мы на токовище тетеревов, и глухарей вспугивали с вершин сосен. И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, как птицы запевают, как колеса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе – все это я с детства полюбил и пережил”.

3. Мать, Любовь Александровна, учила ребенка “смотреть и удивляться силе и красоте природы и всему ее разнообразию и великолепию…”. Родительский дом с огромным, заросшим садом был густо населен животными. Там жили поросята, индюшата, кролики, цыплята, чижи, свиристели, щеглы, подстрелки разных птиц, которых выхаживали и лечили… “Были у нас кошки, банки с рыбками, птицы в клетках. На окнах заросли цветов – любимое дело матери”. А еще в доме жил Бобка – трехногий калека-пес, который был закадычным другом Чарушина. “Он лежал всегда на лестнице. Все об него спотыкались и бранились. Я же ласкал его и часто рассказывал ему о своих детских огорчениях”.

4. Самой дорогой и любимой книгой для Евгения Чарушина была книга А.Э.Брема “ Жизнь животных” ее он берег и перечитывал всю жизнь. Евгений Чарушин играл на скрипке, писал стихи, был актером, вечно что-то изобретал (друзья называли его “Евгеша-изобретатель”). В шесть лет художник заболел брюшным тифом, наевшись каши из грязного куриного корыта. Плавать научился в одиннадцать лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост. Ходил по воде на придуманных им самим лыжах-поплавках.

5. - Ребята, как вы думаете, каким должен быть человек, чтобы изображать животных? (Добрым, внимательным…)

- Как вы понимаете слово “природолюб”?

На всю жизнь художник сохранил детское мироощущение и какой-то ребячий восторг перед красотой природы: “Я очень благодарен моим родным за мое детство. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству”.

6. Первая книга иллюстрированная Е.И.Чарушиным был рассказ В.Бианки “Мурзук”. Насколько удивительные, точные, добрые были эти рисунки, что один из рисунков был приобретен Государственной Третьяковской галереей. (Посмотрите на них, а если вас заинтересовал этот рассказ В.Бианки, то прочитайте его).

7. В Чарушине все было удивительно. Начиная с его фамилии. Казалось бы, этимология фамилии “Чарушин” восходит к словам “чара”, “чародей”, “очаровывать”. Это очень соблазнительная версия, ведь сам художник и писатель Чарушин Е. И. очаровал несколько поколений детей своими добрыми, гуманными рассказами и рисунками о жизни животных. На самом же деле фамилия ЧАРУШИН связана с существительным ЧАРУША. Так в диалектных говорах Урала называли форму для выпечки сдобного теста. Прозвище ЧАРУША, от которого и произошла фамилия, получал человек пышнотелый, дородный.

8. В 1930 году Евгений Иванович попробовал писать небольшие рассказы. Уже в первом его рассказе – “Щур” - проявилось не только знание звериных характеров, но и хорошее чувство юмора. (чтение рассказа по частям)

Щур

Жили в комнате пятеро: малиновый щур, Прошка – волчишко, Харлашка – дог, Вася – чёрный кот и я. Щура я сеткой в лесу поймал, Прошку – волчонка у охотника купил, дога – Харлашку в гости взял, а Вася – кот сам пришёл.

Щур в клетке свистит, мурлычет Вася, Харлашка Прошку таскает за шиворот, то Харлашка Прошу, то Проша Харлашку. А я их всех рисую.

Вытащили Проша с Харлашей мой новый ботинок. Я рисую. Щур свистит. Вася со шнурком играет. Не успел я нарисовать ничего, стал мой новый ботинок старым. Достал я им мячик. Стали они его друг у друга отнимать, и, чтоб не достался он Харлаше, Проша его проглотил.

Дал я щуру-свистуну подсолнухов и плошку воды, Васе рыбку, Харлашке с Прошкой кашки в чашке. Щур щёлкает семечки. Вася у рыбы голову отъел, я Харлаша и Проша возле плошки стоят, друг на друга ворчат – друг другу есть не дают. Разлил я кашу по двум плошкам. Щур поел, посвистал, в воде выкупался. Стал не красным щуром, а мокрым обдергаем. Проша и Харлаша потолстели, раздулись и спать улеглись. А Вася сбоку. Всё-таки Вася их побаивался.

Пошёл и я обедать. Обратно прихожу – дверь забыл закрыть. Бросился к клетке. На клетке Васька сидит, к щуру лапами тянется… свалилась клетка! Щур из клетки – и в окно! Я Ваську шлёпать! Харлашка на Ваську лаять!

А Прошка в двери – шасть! Да по лестнице на улицу, да из города в лес. И бежал.

Щур улетел, Прошка-волчишко убежал, Харлашку из гостей домой забрали, Вася-кот сам ушёл. И остался в комнате я один.

- Кто такой “Щур”?

Его рассказы познавательны и понятны даже совсем маленькому ребенку. Однако за каждым рисунком, за каждым рассказом стоит огромный опыт наблюдения за живой природой и неустанный труд.

9. Своих зверей Евгений Иванович рисовал крупным планом, старался изобразить своего героя максимально правдиво с точки зрения биологии. Он считал, что в детской книге рисунки должны быть живыми, дышащими. Так и хочется прикоснуться руками к животному, погладить его, почувствовать тепло.

- (Каждому ребенку дается небольшой рассказ Е.И. Чарушина, он был прочитан каждым учеником заранее). Необходимо найти описание животного из своего отрывка.
- Гнездо приметит, яйца расклюет, птенцов съест, зверь таится, она кричит и стрекочет. (Болтливая сорока)
- Самый маленький, угрюмый, сидит в углу, чешет животик, все время ворчит. (Медвежонок)
- Нахохленный, хвостик коротенький, клюв желтый, маленький. (Воробей)
- Забарахтался, вылез, испугался, полез в мешок. (Волчишко)
- Свернулся шариком, поставили молочка, носик задвигался. (Еж)

10. В заключении на листке бумаги дети рисуют любого животного. Важно попробовать изобразить его движение или мимику. (После мероприятия на стенде вместе с рисунками Чарушина вывешиваются детские работы).

11. Итог урока:

- Почему животных мы называем “братья наши меньшие”?
- Первую книгу, какого автора Евгений Иванович иллюстрировал?
- Как она называлась?
- Что общего у Евгения Ивановича с Маршаком, Пришвиным, Бианки, Чуковским ..?
- Кто такой анималист?
- Что можно сказать о самом писателе? Выберите варианты или дайте свое определение.

А) Чарушин – знаток природы, натуралист.
Б) Писатель – защитник животных, борец за их права.
В) Сердце автора полно доброты и любви ко всему живому.

Домашнее задание: прочитать рассказ Е.И. Чарушина “Что за зверь?” Кто, по вашему мнению, мог скрываться за этим загадочным названием?

Приложение.