Здоровьесберегающая деятельность

Разделы: Социальная педагогика


Средняя общеобразовательная школа №231 на протяжении 6 лет активно работает в рамках Городской экспериментальной площадки по формированию культуры здоровья учащихся и профилактики употребления ПАВ. Особенностью педагогического коллектива является изучение нового, использование новых технологий и методов взаимодействия с учащимися.

Напряженная неустойчивая экономическая, политическая, идеологическая и социальная обстановка обуславливает рост различных личностных отклонений детей и подростков. Среди них особую тревогу вызывает дезадаптивное поведение, агрессивность, жестокость учащихся, а так же злоупотребление психоактивными веществами, быстро формирующиеся зависимости.

Коллектив школы активно включился в работу по формированию системы профилактических занятий для учащихся школы, цель которой – cоздание воспитательной программы, помогающей решать реальные проблемы обучающихся, накопление опыта правильного выбора при решении сложных жизненных ситуаций.

Задачи:

  • обучить педагогов – участников проекта приемам и методам, способствующим реализации цели;
  • создать работающую программу и описать ее методически через деятельность классных руководителей;
  • найти социальных партнеров из числа учреждений, организаций, центров и союзов, которые по долгу службы или по призванию могли бы содействовать реализации проекта.

В России в последние 5 лет к данной проблеме приковано общее внимание: принята концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, разработано много рабочих программ.
Детско-подростковая среда выбрана объектом ранней антинаркотической профилактики. Комплексная основа профилактики включает весь педагогический корпус (учителя, воспитатели, психологи, социальные педагоги, семья, окружение, правоохранительные органы). И опыт показал, что на первый рубеж выходит школа – она становится системообразующим звеном в объединении различных усилий по профилактике употребления ПАВ. Первым рубежом, но не главной ответственной за данные проблемы, ибо каждый участник имеет свою долю ответственности. Школа ведет первичную профилактику с теми, кто еще не сталкивался с проблемой употребления, и переходит от информационного подхода профилактики к психосоциальному (деятельностному).

В школе составлена программа профилактики первого года, по 16–18 занятий на каждый класс с учетом возрастных особенностей. Главными задачами, которые проходят во всех возрастных группах, являются:

  • идея здоровья как главной ценности человека;
  • умение познать себя, свое окружение, ладить друг с другом, распознавать опасности, обращаться к взрослым за помощью в разрешении проблем;
  • умение противостоять групповому давлению, говорить “нет”, активно защищаться, делать правильный выбор.

В целом программа формирует позитивные навыки жизни без вредных привычек, навык ассертивного, уверенного поведения, раскрывает резерв ресурсов личности, умеющей справляться с проблемами без ПАВ.

Основным направлением работы школы является разработка системы профилактических мероприятий, направленных на работу с целевой группой “Учащиеся”. Концепция программы: снижение риска аддиктивных форм поведения у детей и подростков связано с развитием умения воспользоваться доступными ресурсами социального окружения, если не получается самостоятельное удовлетворение потребностей – поиск помощи путем адекватного обращения к основным значимым другим лицам, системе социальной поддержки, большому человеческому сообществу.

Реализация программы начинается с 5 класса, где учащиеся школы проходят курс занятий, направленных на адаптацию к школьной жизни. Именно успешная адаптация учащихся снижает риск возникновения таких поведенческих проблем как: агрессивность, нарушение правил поведения, достижение лидерства и ситуации успеха в асоциальной группе.

Система профилактических занятий вне зависимости от возраста учащихся включает в себя активные формы взаимодействия. На занятиях ученики разрабатывают правила поведения, решают проблемные ситуации, предлагают собственную систему профилактики. Все это формирует активную позицию ребенка в профилактических вопросах.

В профилактической программе представлены такие формы работы как:

  • тренинговые занятия.
  • Коллаж “Жизнь – это…”, “Кто я?”, “ Я и мой мир”
  • Круглые столы “Альтернативы зависимостям”, “Какой ты в XXI веке?”
  • Дискуссионные клубы “Здоровье и свобода выбора”, “Социальное влияние”, “Реклама и социальная реклама”.
  • Урок с использованием компьютерных презентаций: “ВИЧ инфекция. Что я должен знать?”, “Мой выбор”, “Здоровые традиции моего народа”.
  • Конкурсы “Самый здоровый класс”, “Самая классная зарядка”, “уголок здоровья”.
  • Брейн ринги и викторины “Мое здоровье” (цикл игр)
  • Мозговой штурм “Групповое давление”, “Уверенное и неуверенное поведение”, “Реклама – человек – здоровье”.
  • Итоговые конференции для учащихся. Подведение итогов года.

Педагоги – организаторы по экспериментальной работе взаимодействуют со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса. Работа с родителями носит в основном просветительский и консультативный характер. В практику работы вошли: лектории, диспуты, собеседования. Для эффективности работы с родителями приглашаются специалисты различных социальных институтов: ПДН,КДН и ЗП, врачи НИИГДиП, специалисты органов опеки и попечительства.

Под постоянным контролем находятся семьи “группы риска”.

Большое внимание уделяется работе с педагогическим коллективом. В течение учебного года проводятся педсоветы с обсуждением актуальных социальных вопросов. Педагоги проходят обучающие тренинги, участвуют в семинарах и конференция во вопросам профилактики употребления ПАВ.

В рамках работы с педагогами были проведены семинары:

  • Социально-педагогическая адаптация учащихся
  • Особенности подросткового возраста
  • Профилактика зависимого поведения
  • Основы аддиктологии

На семинарах педагоги получают необходимые теоретические знания и навыки практического применения полученных знаний. Полученные знания находят отражение при реализации индивидуальных профилактических программ.

В заключении хочется подчеркнуть, что работа по профилактики употребления психоактивных веществ должна проводиться на протяжении всего периода обучении ребенка в школе, быть позитивно направленной, носить комплексный и системный характер. Только тогда профилактическая работа будет давать устойчивый положительный результат.

Приложение

Круглый стол: “Альтернативы зависимостям”

Цель: формирование у учащихся адекватного отношения к психоактивным веществам.

Задачи:

  • Определить основные причины употребления ПАВ
  • Определить желаемые виды работы по профилактике ПАВ
  • Определить основные альтернативы употребления ПАВ

Участники: 10 класс

Инструментарий: проектор, компьютер, компьютерные презентации.

Сценарий:

За неделю до мероприятия учащихся класса необходимо собрать в аудитории и провести установочное мероприятие, на котором рассказать основную тему мероприятия и программу мероприятия. Класс необходимо поделить на 3 группы: учащиеся, педагоги, родители. Каждой группе дается задание на дом. Сделать компьютерную презентацию на тему: “Альтернативы употребления ПАВ”, исходя из позиции той группы, к которой они будут относиться на круглом столе.

Круглый стол открывает ведущий.

1. Ведущий: Часто, говоря о литературе, музыке, живописи, мы сокращаем характеристику объекта и называем – “ это же XV век или XXI век” и вроде бы этим все сказано. Действительно, тот или иной век – это определенные направления в политике, в культуре, в молодежной среде.

И так, с чем же мы проживем XXI век, во многом зависит от нас.

Вы разделились на 3 группы: родители, педагоги и учащиеся. Я вас прошу отвечать на все вопросы исходя из того, к какой группе вы сейчас относитесь. (3 минуты)

2. Давайте откроем наш круглый стол с вопроса “А каким вы видите себя в XXI веке и что вам для этого надо?”

Обсудите этот вопрос в своей группе, у вас есть (5минут.)

(ответы каждой группы записываются на ватмане).

Вот мы увидели, что мы стремимся к разным вещам и пользуемся для этого разными средствами.

Человек в своей жизни стремится так же к получению удовольствий – это могут быть удовольствия от еды, любимого хобби, спорта. От общения с интересными и близкими людьми. Но иногда человек сталкивается с вещами, которые начинают тихо разрушать его жизнь. Это зависимости: никотиновая, алкогольная, наркотическая, компьютерная. Человек погружается в виртуальный мир и реальная жизнь теряется.

Каковы же причины? (3 минуты)

3. С каждым годом все больше и больше молодых людей и девушек становятся зависимыми от различных психоактивных веществ. Педагоги, родители, ученые бьют тревогу, проводят различную работу по профилактике употребления психоактивных веществ.

Одной из основных альтернатив является здоровый образ жизни.

“Здравствуйте!”, именно там мы приветствуем друг друга при встрече. И в этой фразе заложен большой смысл. МЫ желаем человеку здоровья, жить в гармонии с собой и окружающими.Анализируя категорию “здоровье”, следует отметить, что оно зависит от многих факторов. По мнению медиков и социологов, на 50 % зависит от социальных условий и образа жизни субъекта, на 20 % от состояния окружающей среды и на 10 % от уровня развития медицины. Каждый из нас должен приложить силы, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье.

4.Сейчас вам предстоит в группах обсудить вопрос и предложить на него свои ответы : “Какие бы вы предложили мероприятия для профилактики употребления ПАВ?”

(ответы записываются на ватман и обсуждаются) (5 минут)

5.Но жизнь человека многогранна и всегда есть альтернативы употребления ПАВ. Вашим домашним заданием было приготовить компьютерную презентацию от группы, рассказывающей о том, какие вы выбираете альтернативы зависимостям.

(просматриваются презентации, обсуждаются основные моменты презентаций)(10 минут)

Спасибо за презентации. Мы увидели многогранность человеческой жизни, и я уверена, что все выбрали свой, правильный путь, идя по которому вы сможете сказать “Я человек – XXI века”.

А закончить наш круглый стол мне хотелось бы следующей цитатой:

“Вы не можете ничего сделать с длинной вашей жизни, но вы можете сделать что-нибудь с ее шириной и глубиной.” Терани Шир.

Награждение грамотами. (3 минуты).